Обмен информацией между конкурентами. Повышение эффективности работы или замаскированный картель?

Эти темы обсуждали в г. Будапешт (Венгрия) в ходе международного семинара, который прошел 18-20 мая 2016 года.

В мероприятии, организованном Региональным центром по конкуренции Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), приняла участие делегация российского антимонопольного ведомства в составе заместителя начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Мухамеда Хамукова и руководителя Пензенского УФАС России Оксаны Кузнецовой.

Обмен информацией может наблюдаться при горизонтальных и вертикальных отношениях и в различных организационных рамках. Участники семинара обсудили формы обмена: формальные и неформальные, прямые и косвенные, одностороннее раскрытие информации и подача сигналов и исследовали формы, на которые конкурентным ведомствам следует обращать особое внимание.

В качестве примера одностороннего раскрытия информации и передачи сигнала конкурентам, приглашенные эксперты из Европейского союза рассказали о деле в отношении международных линейных контейнерных перевозчиков, расследованном Европейской Комиссией 2009-2015 гг.

Идентичное дело было рассмотрено ФАС России в конце 2015 года. Тогда A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (Корея), Orient Overseas Container Line Limited (Гонконг), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Тайвань) были признаны виновными в совершении запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация (Санкт-Петербург, Усть-Луга) в 2012-2013 гг. (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции).

ФАС России установила, что в 2012-2013 гг. информация о надбавках к ставкам фрахта (General Rate Increase, GRI) публиковалась на интернет-сайте одного из перевозчиков, после чего остальные участники рынка устанавливали такие же надбавки. Подобные согласованные действия запрещены для хозяйствующих субъектов-конкурентов, совокупная доля которых на соответствующем товарном рынке превышает 20%, и при этом доля каждого из которых на товарном рынке превышает 8%.

Большой интерес у участников мероприятия вызвали методы доказывания российским антимонопольным ведомством этих антиконкурентных действий. Комиссия ФАС установила, что: результат согласованных соответствовал интересам каждого из хозяйствующих субъектов, участвовавших в них; действия заранее были известны каждому из участвующих в согласованных действиях хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; действия каждого из хозяйствующих субъектов были вызваны действиями других субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являлись следствием обстоятельств, влияющих на всех игроков на товарном рынке.

Мухамед Хамуков рассказал участникам семинара об опросе потребителей, проведенном ФАС России. Потребители пояснили, что использование перевозчиками изменений базового тарифа морского фрахта путем GRI влияет на повышение себестоимости товаров и, соответственно, на повышение розничных цен для покупателей. Присутствовавшие эксперты дали положительную оценку методам, использованным ведомством, и отметили, что мнение потребителей является важным элементом для всестороннего рассмотрения подобных действий.

«Вопросы неформальных обменов информации, одностороннего раскрытия информации и подачи сигналов конкурентам являются достаточно сложными, с точки зрения доказывания. Такие международные семинары на экспертном уровне, безусловно, дают возможность для обмена передовыми практиками и методами при доказывании антиконкурентных соглашений или согласованных действий», - подчеркнул Мухамед Хамуков.