Особенности защиты прав потребителей финуслуг при реализации антимонопольной политики

С докладом на такую тему выступила заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилия Беляева на круглом столе «Актуальные вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов» в рамках XXV Международного финансового конгресса в г. Санкт-Петербурге. 
Участие в круглом столе, состоявшемся 30 июня 2016 года, приняли представители Центрального банка Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также объединений финансовых организаций.
В ходе мероприятия его участники обсудили широкий спектр проблем и задач, связанных с вопросами защиты прав потребителей финансовых услуг, а именно с вопросами формирования доверия потребителей к финансовым услугам, в том числе за счет информирования о них, об их доступности и полезности; вопросами понимания проблем потребителей и степени их удовлетворенности; обеспечения эффективного взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти при осуществлении надзорных мероприятий по защите прав потребителей и прочие вопросы.

Лилия Беляева при обсуждении темы, посвященной объединению усилий Банка России с органами власти по защите прав потребителей финансовых услуг, выступила с докладом на тему: «Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг при реализации антимонопольной политики». 
Начиная свое выступление, представитель ФАС России обратила внимание его участников на специфику компетенции антимонопольных органов, ориентированную, прежде всего, на поддержание функционирования рынков в конкурентном состоянии, в том числе путем предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, однако отметив при этом, что обеспечение соблюдения прав потребителей является одним из важнейших производных результатов деятельности антимонопольных органов.
Для объяснения разграничения компетенции антимонопольного ведомства и других органов власти в указанной части спикер привела несколько примеров,  в том числе связанных с принятием «четвертого антимонопольного пакета» и применением запрета на недобросовестную конкуренцию.
В качестве одного из наиболее ярких примеров обеспечения защиты прав потребителей финансовых услуг при реализации именно антимонопольной политики и эффективного взаимодействия контрольно-надзорных органов Лилия Беляева назвала совместную работу ФАС России и Банка России по пресечению недобросовестной конкуренции на рынке срочных банковских вкладов граждан, результатом которой является, в частности, возврат гражданам недоначисленных в результате нарушения процентов по вкладам.

Кроме того, по словам заместителя начальника управления контроля финансовых рынков, весьма результативным и эффективным способом взаимодействия в рамках рассматриваемого направления деятельности не только с надзорными органами, но и организациями инфраструктуры финансового рынка, самими финансовыми организациями, является работа созданных при антимонопольных органах экспертных советов, итогом деятельности которых нередко становятся конкретные законодательные инициативы. 
Говоря о взаимодействии контрольно-надзорных органов в рамках защиты прав потребителей и важности формирования у последних правильного представления  о возложенных на такие органы полномочиях, докладчик также сообщила, что ежегодно только центральный аппарат Службы по приблизительным оценкам получает 1500-2000 жалоб на финансовые организации, более половины из которых содержит не относящиеся к компетенции антимонопольных органов вопросы.
Как обратила внимание Лилия Беляева: «В этой связи важную роль играют мероприятия по адвокатированию конкуренции, в том числе, через СМИ, социальные сети и рекламу, поскольку их реализация позволяет расширить информированность потребителей о функциях и полномочиях антимонопольных органов и, тем самым, за счет установления обратной связи являться эффективным способом предотвращения и пресечения нарушений законодательства о защите конкуренции».
При этом она отметила, что существенную роль в проведении консультативно - разъяснительной работы играют общественные приемные антимонопольных органов, через которые осуществляется личный прием граждан и публикация ответов на часто поступающие обращения, в рамках которых, в том числе описываются полномочия и иных органов и ведомств.