Об антимонопольном регулировании и конкуренции в страховании

Узнали представители СМИ от заместителя начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Лилии Беляевой 10 ноября в рамках медиа-события «Страхование в зеркале СМИ. Проблемы и реформы», организованном Всероссийским союзом страховщиков для региональных и федеральных средств массовой информации, специализирующихся на финансовой и страховой тематике.

Особое внимание в своем выступлении представитель антимонопольного ведомства уделила вопросам состояния конкуренции и практики применения антимонопольного законодательства в одном из сегментов страхового рынка - обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), как одном из проблемных сегментов, исходя из поступающих в антимонопольные органы жалоб.

Так, как сообщила Лилия Беляева, только в Южном федеральном округе антимонопольные органы за последние три года получили примерно 3 500 жалоб, в  которых сообщалось о навязывании страховщиками, осуществляющими ОСАГО, дополнительных платных услуг, в принципе об их отказе заключать договоры ОСАГО, а также о применении страховщиками неверных значений коэффициентов страховых тарифов при расчете страховой премии.

Представляя статистику, заместитель начальника профильного управления ФАС России отметила, что в 2015 и 2016 годах наблюдалось некоторое снижение в количестве жалоб на ситуацию на рынке ОСАГО, однако, по ее словам, это не явное свидетельство улучшения ситуации на рынке ОСАГО, поскольку количество жалоб все еще остается большим и при этом появилась тенденция направления гражданами коллективных жалоб, обращения в антимонопольные органы через представителей иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В своем сообщении спикер также обратила внимание, что в связи с такой ситуацией на рынке ОСАГО в Южном федеральном округе антимонопольные органы начиная с 2014 года выдали 69 предупреждений страховщикам о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, приняли 76 решений о наличии нарушений по результатам рассмотрения соответствующих дел и выдали 26 предписаний об устранении таких нарушений тем страховщикам, которые не устранили нарушения в добровольном порядке.

Осветив некоторые дела о нарушении антимонопольного законодательства, представитель антимонопольного ведомства также проинформировала участников мероприятия о работе в 2016 году Апелляционной коллегии ФАС России, созданной в соответствии с положениями «четвертого антимонопольного пакета» и включающей на паритетной основе представителей Банка России.

По результатам этой работы в рамках рассмотрения двух жалоб страховщиков на решения территориальных органов ФАС России одно из принятых ими решений было отменено коллегией, а второе — оставлено в силе.
Комментируя процесс рассмотрения таких жалоб, спикер констатировала, что работа Апелляционной коллегии ФАС России в очередной раз доказала как единство позиции ФАС России и Банка России в отношении недопустимости отдельных практик на рынке, так и их ориентированность на поддержание высоких стандартов доказывания и анализа правоприменения.

Одним из вопросов, на котором также остановилась Лилия Беляева в рамках своего выступления, стал вопрос о законодательном определении антимонопольного комплаенса как очередном шаге антимонопольного ведомства в работе, направленной на создание условий для предупреждения антимонопольного законодательства.

Представитель ФАС России проинформировала участников мероприятия об отличиях проекта российской модели антимонопольного комплаенса от зарубежной, заключающихся в основном в обязательности его внедрения отдельными участниками рынка — в том числе компаниями с государственным участием, а также о разработанными поправками в ФЗ «О защите конкуренции» требованиях к нему.
Кроме того, Лилия Беляева рассказала об основных положениях проекта постановления Правительства РФ, которым предполагается внесение изменений в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями и в первую очередь оптимизация регламента взаимодействия банков и страховщиков при проведении банками аккредитации последних, снижение издержек страховщиков при прохождении этой процедуры.

В завершение своего выступления Лилия Беляева рассказала о подготавливаемых проектах Национального плана развития конкуренции, который предусматривает «мероприятия, направленные на уменьшение участия государства в экономике в целях развития конкуренции, а также отдельной «дорожной карты» по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, проект которой включат в себя, в том числе предложения крупнейших объединений финансовых организаций».