Информация о состоянии конкуренции на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Забайкальского края.
1. Общие положения.
Основанием для исследования рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Забайкальского края послужило задание ФАС России о проведении анализа. Целью проведения анализа рынка является выявление всех участников рынка, выявление административных и экономических барьеров выхода на рынок новых участников.
Методическую основу исследования составили:
- Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 6 апреля 2011 г.);
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 1 июля 2011 г.);
- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации " (с изменениями от 21 апреля 2011 г.)
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Порядок проведения анализа);
- Методические рекомендации ФАС России по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие постановлением Госстандарта от 06 ноября 2001 год № 454-ст (далее ОКВЭД ОК 029-2001);
Для определения параметров товарного рынка используются:
- данные Забайкалкрайстата о количестве хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;
- сведения о хозяйствующих субъектах, зарегистрированных в Системе профессионального анализа рынков и компаний (www.spark-interfax.ru);
- сведения от хозяйствующих субъектов об объемах оказанных услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;
- информация Министерства территориального развития о дорогах, генеральных подрядчика и субподрядчиках.
2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.
В соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы временной интервал исследования составляет с 2009 года по 2011 год.
3. Продуктовые границы товарного рынка.
В соответствии с п. 3.1 части III Порядка проведение анализа предварительными продуктовыми границами рынков являются услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.
В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты, путепроводы и тоннели. Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений.
В соответствии с Законом об автомобильных дорогах:
- услугой по реконструкции автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
- услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда. Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением составных частей: тоннелей, мостов и путепроводов). А также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.
Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии с п. 3.6 части III Порядка проведение анализа для услуг на исследуемых рынках товары заменители отсутствуют.
Учитывая выше изложенное, в целях проведения исследования рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов уточненными продуктовыми границами считать услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог и услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений.
4. Определение географических границ рынка
В соответствии с заданием ФАС России географическими границами исследуемых рынков приняты границы субъекта – территория Забайкальского края.
5. Состав хозяйствующих субъектов
В соответствии с п. 5.2 и 5.3 части V Порядка проведение анализа для определения перечня хозяйствующих субъектов был запрошен Забайкалкрайстат (по кодам ОКВЭД 45.21.2, 45.23.1 и 45.23.2). От Забайкалкрайстата получен ответ о том, что на территории Забайкальского края зарегистрировано 87 предприятий, имеющее возможность оказывать данные услуги. В базе данных СПАРК зарегистрировано 28 хозяйствующих субъектов.
По сведениям Министерства территориального развития Забайкальского края на территории края в период с 2009 года по 2011 год осуществляли деятельность 10 генеральных подрядчиков и 3 субподрядчика. Из всего числа генеральных подрядчиков восемь осуществляли строительство, реконструкцию и капитальный ремонт; в ведение трех подрядных организаций находилось только содержание и мелкий текущий ремонт; остальные оказывали услуги по проектированию автодороги и подготовке участков отводов по нормативным требованиям в соответствии с федеральным законом «Об автодорогах». Перечень подрядных организаций, осуществляющих проектирование и содержание автодорог:
- проектирование автомобильных дорог и дорожных сооружений: ЗАО «МК «Индор», КГУП «Забайкальское БТИ», ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие»;
- содержание автодорог и дорожных сооружений: ООО «Забдорстрой», ООО «Автодор», КГУП «Забайкалье», ООО «Стройсервис».
По полученной информации на территории края для строительства, реконструкции и капитального ремонта двух федеральных дорог выбраны два заказчика: ФГУ Упрдор «Забайкалье» и ФГУ ДСД «Дальний Восток». В ведении ФГУ Упрдор «Забайкалье» находится федеральная дорога «Байкал» (Иркутск – Чита). Строительство, реконструкцию и ремонт федеральной автодороги «Амур» осуществляет ФГУ ДСД «Дальний Восток».
Подрядными организациями ФГУ Упрдор «Забайкалье» в 2009 - 2011 годах являлись:
- строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодороги: ФГУП «Забайкальскавтодор», ГУП «ДРСУ №1»;
- строительство, реконструкция и капитальный ремонт искусственных дорожных сооружений: ЗАО «Новые технологии искусственных сооружений», ЗАО «Автомост-Чита», ООО «НПО «Мостовик», ООО «Мостремстрой»;
- подготовка строительного участка: ООО «АлексТрейд»;
- проектирование автодороги и искусственных сооружений: ЗАО «Стройсервис».
Подрядными организациями ФГУ ДСД «Дальний Восток» в 2009 - 2011 годах являлись по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений:
- ЗАО «Труд»;
- ООО «НПО «Мостовик»;
- ФГУП «Забайкальскавтодор».
Подрядными организациями ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края в 2009 – 2011 годах являлись по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений:
- ЗАО «Труд»;
- КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» (ГУП «Читинавтодор»);
- ООО «НПО «Мостовик»;
- ФГУП «Забайкальскавтодор».
Информация о подрядных организациях представлена в таблицах приложения к анализу.
6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.
1. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края.
В Забайкальском крае имеется три федеральные и сто восемьдесят четыре общего пользования регионального или межмуниципального значения дороги.
За исследуемый период основными строительными работами за исследуемый период явился мелкий текущий ремонт и содержание автомобильных дорог, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт.
Для осуществления строительных работ на федеральных автомобильных дорогах М – 58 «Амур» Чита - Хабаровск, М – 55 «Байкал» Иркутск – Чита и А – 166 «Чита-Забайкальск» заключено 22 государственных контрактов на сумму более 9 млрд. руб.
С 2010 по 2011 год строительство велось только ФАД «Амур». На ФАД М-58 «Байкал» велись лишь дополнительные работы на первом пусковом комплексе.
2. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения на территории Забайкальского края.
За исследуемый период в Забайкальском крае реконструировано автомобильных дорог площадью 0,41 км2. Реконструкция проходила на участках дорог в направлении Краснокаменск – Мациевская и Могойтуй – Первомайский.
Ведется строительство подъезда к селу Олекан в Нерчинском районе.
За период с 2009 года по 2010 год с тремя предприятиями: ЗАО «Труд», ГУП «Читинавтодор» и ФГУП «Забайкальскавтодор», заключены государственные контракты на реконструкцию автомобильных дорог Могойтуй – Сретенск – Олочи, Краснокамеск – Мациевская, Могойтуй – Первомайский.
3. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений на территории Забайкальского края.
За исследуемый период в крае построено и реконструировано 31 мост и путепровод, из них на автодорогах межмуниципального значения 29 мостов и один мостовой переход. Затраты на строительство и реконструкцию мостов снижались к 2010 году в связи с окончанием строительных работ и сдачей объектов в эксплуатацию. ЗАО «Автомост – Чита» по государственным контрактам построило восемь мостов за три года, произвело реконструкцию одного моста и одиннадцать мостов подверглись капитальному ремонту. Четыре моста реконструированы по договорам подряда. ООО «НПО «Мостовик» заключил государственные контракты на строительные и дорожные работы на четырех объектах. В 2011 году велся в основном только капитальный ремонт трех мостов ЗАО «Автомост-Чита».
7. Барьеры входа и выхода на рынок
По полученным сведениям от строительных фирм барьерами выхода на рынок строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и дорожных искусственных сооружений являются:
а) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
- большие затраты на перевооружение производственных фондов для более эффективной работы, а также на текущий ремонт машин и механизмов и капитальный ремонт всего оборудования;
- ограниченная доступность финансовых ресурсов для создания строительной организации или реорганизации по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- при осуществлении строительных работ существует возможность больших затрат на подготовку земельного участка для дальнейшего строительства и приобретение сырья (в основном нерудных строительных материалов), составляющих частей железобетонных конструкции;
- содержание основных производственных фондов в условиях постоянного роста коммунальных платежей;
- издержки получения доступа к необходимым информационным ресурсам и правам интеллектуальной собственности;
- транспортные ограничения, выразившиеся в повышении цен на моторное топливо;
б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- получение разрешений на добычу нерудных материалов путем разработки открытых карьеров;
- стандарты и предъявляемые к качеству и безопасности выполняемых строительных работ;
- прохождение процедуры оформления разрешения на строительство автомобильной дороги требует сбора большего количества документов;
- на этапе сдачи объекта в эксплуатацию существует необходимость прохождения экспертизы на соответствие нормам федерального закона «Об автомобильных дорогах».
Барьеры на данном рынке относятся к группе «преодолимых», что доказывается наличием и выходом на рынок строительных организаций.
8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
Поскольку на территории Забайкальского края количество подрядчиков в 2009 – 2011 годах на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений колебалось от двух до четырех предприятий и уровень концентрации данных рынков является высоким, следовательно, данные рынки можно отнести к товарным рынкам с недостаточно развитой или не развитой конкуренцией. Данный уровень концентрации может сохраниться за счет того, что подрядные организации выбираются по итогам проводимых конкурсов и аукционов на проведение строительных работ.
Перечень предприятий, осуществляющих строительные работы в течение исследуемого периода, почти не изменялся. Также не изменялись предприятия, на которые возложены обязанности за содержание и текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений. Основными барьерами можно считать процедуры создания нового предприятия и прохождения конкурса.
В ходе анализа также выявлено, что доли генеральных подрядчиков составляют примерно по 50 % в общем объеме израсходованных денежных средств, хотя данные подрядчики работают на противоположных направлениях автомобильных дорог. Денежные средства для строительных работ на федеральных автомобильных дорогах заказчикам и подрядным организациям выделяется значительно больше, чем для строительства муниципальных автомобильных дорог.
Доминирующее положение по результатам проведенного анализа товарного рынка определить не представляется возможным, поскольку:
-число подрядчиков постоянно меняется, на каждый новый объект может заключаться контракт с новым или действующим хозяйствующим субъектом;
- на территории края действуют три основных государственных заказчика, генеральные подрядчики и субподрядчики для данных заказчиков выбираются путем проведения открытых конкурсов;
- протяженность и физические характеристики федеральных и местных автодорог очень разнятся, поэтому на строительство и ремонт требуются разные денежные суммы;
- финансирование для проведения строительных работ осуществляется из бюджетов разных уровней;
- доли в стоимостном выражении у нескольких подрядчиков близки по значению, а в некоторых случаях подрядчики или субподрядчики являются единственными в определенный момент времени при проведении строительных работ на автодорогах.
Руководитель управления Е.Н. Минашкин