Информация о состоянии конкуренции на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Забайкальского края.

1. Общие положения.

Основанием для исследования рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Забайкальского края послужило задание ФАС России о проведении анализа. Целью проведения анализа рынка является выявление всех участников рынка, выявление административных и экономических барьеров выхода на рынок новых участников.

Методическую основу исследования составили:

- Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 6 апреля 2011 г.);

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 1 июля 2011 г.);

- Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации " (с изменениями от 21 апреля 2011 г.)

- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее Порядок проведения анализа);

- Методические рекомендации ФАС России по анализу рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001, введенный в действие постановлением Госстандарта от 06 ноября 2001 год № 454-ст (далее ОКВЭД ОК 029-2001);

Для определения параметров товарного рынка используются:

- данные Забайкалкрайстата о количестве хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;

- сведения о хозяйствующих субъектах, зарегистрированных в Системе профессионального анализа рынков и компаний (www.spark-interfax.ru);

- сведения от хозяйствующих субъектов об объемах оказанных услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов;

- информация Министерства территориального развития о дорогах, генеральных подрядчика и субподрядчиках.

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с заданием Федеральной антимонопольной службы временной интервал исследования составляет с 2009 года по 2011 год.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1 части III Порядка проведение анализа предварительными продуктовыми границами рынков являются услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты, путепроводы и тоннели. Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах:

- услугой по реконструкции автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

- услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда. Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением составных частей: тоннелей, мостов и путепроводов). А также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

В соответствии с п. 3.6 части III Порядка проведение анализа для услуг на исследуемых рынках товары заменители отсутствуют.

Учитывая выше изложенное, в целях проведения исследования рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов уточненными продуктовыми границами считать услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог и услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений.

4. Определение географических границ рынка

В соответствии с заданием ФАС России географическими границами исследуемых рынков приняты границы субъекта – территория Забайкальского края.

5. Состав хозяйствующих субъектов

В соответствии с п. 5.2 и 5.3 части V Порядка проведение анализа для определения перечня хозяйствующих субъектов был запрошен Забайкалкрайстат (по кодам ОКВЭД 45.21.2, 45.23.1 и 45.23.2). От Забайкалкрайстата получен ответ о том, что на территории Забайкальского края зарегистрировано 87 предприятий, имеющее возможность оказывать данные услуги. В базе данных СПАРК зарегистрировано 28 хозяйствующих субъектов.

По сведениям Министерства территориального развития Забайкальского края на территории края в период с 2009 года по 2011 год осуществляли деятельность 10 генеральных подрядчиков и 3 субподрядчика. Из всего числа генеральных подрядчиков восемь осуществляли строительство, реконструкцию и капитальный ремонт; в ведение трех подрядных организаций находилось только содержание и мелкий текущий ремонт; остальные оказывали услуги по проектированию автодороги и подготовке участков отводов по нормативным требованиям в соответствии с федеральным законом «Об автодорогах». Перечень подрядных организаций, осуществляющих проектирование и содержание автодорог:

- проектирование автомобильных дорог и дорожных сооружений: ЗАО «МК «Индор», КГУП «Забайкальское БТИ», ФГУП «Забайкальское аэрогеодезическое предприятие»;

- содержание автодорог и дорожных сооружений: ООО «Забдорстрой», ООО «Автодор», КГУП «Забайкалье», ООО «Стройсервис».

По полученной информации на территории края для строительства, реконструкции и капитального ремонта двух федеральных дорог выбраны два заказчика: ФГУ Упрдор «Забайкалье» и ФГУ ДСД «Дальний Восток». В ведении ФГУ Упрдор «Забайкалье» находится федеральная дорога «Байкал» (Иркутск – Чита). Строительство, реконструкцию и ремонт федеральной автодороги «Амур» осуществляет ФГУ ДСД «Дальний Восток».

Подрядными организациями ФГУ Упрдор «Забайкалье» в 2009 - 2011 годах являлись:

- строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодороги: ФГУП «Забайкальскавтодор», ГУП «ДРСУ №1»;

- строительство, реконструкция и капитальный ремонт искусственных дорожных сооружений: ЗАО «Новые технологии искусственных сооружений», ЗАО «Автомост-Чита», ООО «НПО «Мостовик», ООО «Мостремстрой»;

- подготовка строительного участка: ООО «АлексТрейд»;

- проектирование автодороги и искусственных сооружений: ЗАО «Стройсервис».

Подрядными организациями ФГУ ДСД «Дальний Восток» в 2009 - 2011 годах являлись по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений:

- ЗАО «Труд»;

- ООО «НПО «Мостовик»;

- ФГУП «Забайкальскавтодор».

Подрядными организациями ГУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края в 2009 – 2011 годах являлись по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений:

- ЗАО «Труд»;

- КГУП «Автомобильные дороги Забайкалья» (ГУП «Читинавтодор»);

- ООО «НПО «Мостовик»;

- ФГУП «Забайкальскавтодор».

Информация о подрядных организациях представлена в таблицах приложения к анализу.

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

1. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края.

В Забайкальском крае имеется три федеральные и сто восемьдесят четыре общего пользования регионального или межмуниципального значения дороги.

За исследуемый период основными строительными работами за исследуемый период явился мелкий текущий ремонт и содержание автомобильных дорог, а не строительство, реконструкция или капитальный ремонт.

Для осуществления строительных работ на федеральных автомобильных дорогах М – 58 «Амур» Чита - Хабаровск, М – 55 «Байкал» Иркутск – Чита и А – 166 «Чита-Забайкальск» заключено 22 государственных контрактов на сумму более 9 млрд. руб.

С 2010 по 2011 год строительство велось только ФАД «Амур». На ФАД М-58 «Байкал» велись лишь дополнительные работы на первом пусковом комплексе.

2. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения на территории Забайкальского края.

За исследуемый период в Забайкальском крае реконструировано автомобильных дорог площадью 0,41 км2. Реконструкция проходила на участках дорог в направлении Краснокаменск – Мациевская и Могойтуй – Первомайский.

Ведется строительство подъезда к селу Олекан в Нерчинском районе.

За период с 2009 года по 2010 год с тремя предприятиями: ЗАО «Труд», ГУП «Читинавтодор» и ФГУП «Забайкальскавтодор», заключены государственные контракты на реконструкцию автомобильных дорог Могойтуй – Сретенск – Олочи, Краснокамеск – Мациевская, Могойтуй – Первомайский.

3. Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений на территории Забайкальского края.

За исследуемый период в крае построено и реконструировано 31 мост и путепровод, из них на автодорогах межмуниципального значения 29 мостов и один мостовой переход. Затраты на строительство и реконструкцию мостов снижались к 2010 году в связи с окончанием строительных работ и сдачей объектов в эксплуатацию. ЗАО «Автомост – Чита» по государственным контрактам построило восемь мостов за три года, произвело реконструкцию одного моста и одиннадцать мостов подверглись капитальному ремонту. Четыре моста реконструированы по договорам подряда. ООО «НПО «Мостовик» заключил государственные контракты на строительные и дорожные работы на четырех объектах. В 2011 году велся в основном только капитальный ремонт трех мостов ЗАО «Автомост-Чита».

7. Барьеры входа и выхода на рынок

По полученным сведениям от строительных фирм барьерами выхода на рынок строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и дорожных искусственных сооружений являются:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- большие затраты на перевооружение производственных фондов для более эффективной работы, а также на текущий ремонт машин и механизмов и капитальный ремонт всего оборудования;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов для создания строительной организации или реорганизации по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- при осуществлении строительных работ существует возможность больших затрат на подготовку земельного участка для дальнейшего строительства и приобретение сырья (в основном нерудных строительных материалов), составляющих частей железобетонных конструкции;

- содержание основных производственных фондов в условиях постоянного роста коммунальных платежей;

- издержки получения доступа к необходимым информационным ресурсам и правам интеллектуальной собственности;

- транспортные ограничения, выразившиеся в повышении цен на моторное топливо;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- получение разрешений на добычу нерудных материалов путем разработки открытых карьеров;

- стандарты и предъявляемые к качеству и безопасности выполняемых строительных работ;

- прохождение процедуры оформления разрешения на строительство автомобильной дороги требует сбора большего количества документов;

- на этапе сдачи объекта в эксплуатацию существует необходимость прохождения экспертизы на соответствие нормам федерального закона «Об автомобильных дорогах».

Барьеры на данном рынке относятся к группе «преодолимых», что доказывается наличием и выходом на рынок строительных организаций.

8. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Поскольку на территории Забайкальского края количество подрядчиков в 2009 – 2011 годах на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений колебалось от двух до четырех предприятий и уровень концентрации данных рынков является высоким, следовательно, данные рынки можно отнести к товарным рынкам с недостаточно развитой или не развитой конкуренцией. Данный уровень концентрации может сохраниться за счет того, что подрядные организации выбираются по итогам проводимых конкурсов и аукционов на проведение строительных работ.

Перечень предприятий, осуществляющих строительные работы в течение исследуемого периода, почти не изменялся. Также не изменялись предприятия, на которые возложены обязанности за содержание и текущий ремонт автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений. Основными барьерами можно считать процедуры создания нового предприятия и прохождения конкурса.

В ходе анализа также выявлено, что доли генеральных подрядчиков составляют примерно по 50 % в общем объеме израсходованных денежных средств, хотя данные подрядчики работают на противоположных направлениях автомобильных дорог. Денежные средства для строительных работ на федеральных автомобильных дорогах заказчикам и подрядным организациям выделяется значительно больше, чем для строительства муниципальных автомобильных дорог.

Доминирующее положение по результатам проведенного анализа товарного рынка определить не представляется возможным, поскольку:

-число подрядчиков постоянно меняется, на каждый новый объект может заключаться контракт с новым или действующим хозяйствующим субъектом;

- на территории края действуют три основных государственных заказчика, генеральные подрядчики и субподрядчики для данных заказчиков выбираются путем проведения открытых конкурсов;

- протяженность и физические характеристики федеральных и местных автодорог очень разнятся, поэтому на строительство и ремонт требуются разные денежные суммы;

- финансирование для проведения строительных работ осуществляется из бюджетов разных уровней;

- доли в стоимостном выражении у нескольких подрядчиков близки по значению, а в некоторых случаях подрядчики или субподрядчики являются единственными в определенный момент времени при проведении строительных работ на автодорогах.

 

Руководитель управления                                                                                   Е.Н. Минашкин