Информация о состоянии конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений

 

 

1.Общие положения

 

Анализ рынка услуг охраны жилых помещений  (далее - Анализ) на территории городского округа «Город Чита» проведен по поручению Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2012 № ЦА/19980, в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Анализ проводится в целях выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия)  барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

Анализ рынка услуг охраны жилых помещений проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Методическую основу анализа составил:

     1) Федеральный закон от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

2)  Федеральный закон  от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

    3) Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 №498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»;

   4) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок);

В качестве информационной базы для определения параметров рынка услуг охраны жилых помещений на территории городского округа «Город Чита», использовались следующие данные:

- информация, представленная УМВД России по Забайкальскому краю;

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов;

- сведения, полученные посредствам сети Интернет;

- сведения  об объемах, выполненных услуг, и барьерах входа на рынок от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке данных услуг.

 

2.Определение временного интервала исследования рынка

 

Поскольку для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, учитывая положения  пункта 2.1  Порядка, временной интервал исследования определен как ретроспективный  2010 год,  2011 год.

3. Определение продуктовых границ  рынка услуг охраны жилых помещений

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее -Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться: оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений.

4 . Определение географических границ рынка

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым -данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг). Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны, и жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации. Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образование Российской Федерации, выбор заказчика услуг ограничивается в указанных географических границах. Как правило, в одних географических границах работает небольшое количество охранных организаций, связано это, прежде всего с тем, что возможность иметь большое количество охранников, патрулирующих расширенные географические границы ограничена из-за высоких издержек, в части заработной платы сотрудников.

Таким образом, географическими границами рынков услуг охраны жилых помещений являются границы поселений, районов, округов - муниципальных образований Российской Федерации.

В рамках данного исследования анализ рынка услуг охраны жилых помещений необходимо провести в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

Исходя из изложенного, географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений  являются административные границы городского округа «Город Чита».

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на  рынке услуг охраны жилых помещений

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел

Российской Федерации (далее вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России от  31.08.2007  № 772 (далее - Порядок обеспечения охраны имущества по договорам), определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее -Типовое положение о вневедомственной охране) управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации  с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 15 Типового положения о вневедомственной охране управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц.

В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения охраны имущества по договорам в обеспечении охраны имущества физических и юридических лиц также принимает участие Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, предприятие имеет филиалы, которые перечислены в Уставе предприятия, утвержденном приказом МВД России от 16.03.2007 № 267.

Согласно Постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны в 2005 году переданы в полном объеме ФГУП «Охрана» МВД России.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке являются ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю (в лице филиала - Отдел вневедомственной охраны по г.Чите)  и  другие хозяйствующие субъекты с  частной формой собственности.

Согласно письму ФАС России от 14.05.2013 № ПС/1849/13 в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных)услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно части 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, тарифы на оказываемые подразделениями вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, определяются в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от  07.09.2011 № 752 «О порядке определения тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе» на основе Методики установления тарифов на оказываемые полицией услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества на договорной основе, утвержденной Приказом МВД России от 30.12.2011 № 1345.Таким образом, Федеральное государственное казенное учреждение Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации в данном случае ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю не является хозяйствующим субъектом.

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги охраны жилых помещений на территории городского округа «Город Чита» представлен в таблице №1.

 

Таблица № 1.

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги охраны жилых помещений

 

№ п/п

Наименование хозяйствующих субъектов

Адрес местонахождения хозяйствующих субъектов

1

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Гром-пульт»

Забайкальский край, 672007 г.Чита, ул.Хабаровская,64

2

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Частный охранный пульт «Спрут»

Забайкальский край, 672007 г.Чита, ул.Чкалова,158 офис709

3

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Сократ-Чита»

Забайкальский край, 672012 г.Чита, ул.Костюшко-Григоровича,23

4

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Рысь»

Забайкальский край, 672014 г.Чита, ул.Пограничная,17

5

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Кольчуга»

Забайкальский край, 672000 г.Чита,

ул.Ленина,120

6

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Щит-1»

Забайкальский край, 672022 г.Чита, ул.Энтузиастов,54

7

Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Арбалет»

Забайкальский край, 672039 г.Чита, ул.Чкалова,44 офис 5

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Основными данными для расчета являются объем оказанных услуг (количество жилых помещений), охранными организациями на территории города Чита за 2010 и 2011 годы.

Объем рынка определяется как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.

Исходя из анализируемых данных представленных хозяйствующими субъектами осуществляющих деятельность по охране жилых помещений выявлено, что лидируют на данном рынке за период 2010 года ООО  ЧОП «ЧОП Спрут» с долей более 30 процентов по итогам  2011 года ООО ЧОП «Гром-пульт» с долей более 50 процент. Доли всех участников рынка услуг охраны жилых помещений представлены в Приложении №1 к анализу рынка.

По информации, представленной частными охранными организациями о структуре стоимости услуг по охране жилых помещений согласно тарифам, варьируется от 400-2000 рублей. В данную стоимость включено полное техническое обслуживание системы ОПС на период действия договора. Техническое обслуживание отдельно не выделяется и не обслуживается. Информация о порядке формирования стоимости тарифов по оказанию услуг по охране жилых помещений представлена в Приложении №2 к аналитическому отчету.

7. Определение уровня концентрации на рынке услуг по охране жилых помещений

 

Определение уровня концентрации рынка услуг по охране жилых помещений проведен в соответствии с разделом VII Прядка. Коэффициент рыночной концентрации (СR-3) равен 79 процентов и коэффициент Герфиндаля – Гиршмана (HHI) составляет 3188. Данные коэффициенты характеризуют рынок как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией (Приложение №1).

 

8.Определение барьеров входа на рынок

Барьерами входа охранных организаций на рынок являются:

 

  1. административные барьеры:

- получение специального разрешения (лицензии) на осуществления охранной деятельности;

   2)  экономические барьеры:

- необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

Барьеры на рынке услуг охраны жилых помещений относятся к группе «преодолимых», что доказывается выходом на рынок новых хозяйствующих субъектов.

 

9.Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

Оценка состояния конкурентной среды проведена в соответствии с разделом IX Порядка. В ходе исследования рынка, услуги по охране жилых помещений относятся к

рынку с высоким уровнем концентрации, поскольку коэффициент концентрации более 70 процентов.

На территории городского округа «Город Чита» услуги по охране жилых помещений оказывают 7 частных охранных организаций и ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю, которое имеет большие объемы по данному виду услуг и оказывает  решающее влияние на рынок услуг по охране жилых помещений, но ФГКУ УВО УМВД России по Забайкальскому краю не является хозяйствующим субъектом (письмо ФАС России от 14.05.2013 №ПС/18491/13) следовательно, не может быть включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

Исходя из выше изложенного лидирующую позицию по итогам 2011 года занимает ООО ЧОО «Гром-пульт», поскольку его доля по оказанию услуги охраны жилых помещений на территории городского округа «Город Чита» составляет более 50 процентов, но несмотря на долю указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на данном рынке не является доминирующим.