• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О ситуации с моторными топливами в Российской Федерации

 

По текущей ситуации на рынке моторных топлив в Российской Федерации Минэнерго России и ФАС России совместно сообщают следующее

Баланс автомобильного бензина

За 7 месяцев 2018 года производство автомобильного бензина класса 5 составило 21 944 тыс. тонн, что на 759 тыс. тонн (на 3,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 года. В августе 2018 г. нефтеперерабатывающие заводы планируют произвести 3 469 тыс. тонн автомобильного бензина класса 5. С учетом завершения внеплановых ремонтов на Куйбышевском и Ачинском НПЗ ПАО «НК «Роснефть» отмечаются ожидания о полном выполнении заявленных планов по производству автомобильного бензина.

За 7 месяцев 2018 года на внутренний рынок поставлено 20 202 тыс. тонн автомобильного бензина 5 класса, что на 146 тыс. тонн (на 0,7%) больше, чем за аналогичный период 2017 года. В августе запланировано поставить на внутренний рынок 3378,6 тыс. тонн, что на 72,6 тыс. тонн (на 2,2%) больше, чем за тот же период 2017 года.

Экспорт автомобильного бензина, связанный, в том числе с поставками российскими компаниями на собственные АЗС в странах ЕАЭС, находится на минимальном уровне (6,8% от объема производства). Рост объемов экспорта наблюдается у компаний, которые ввели новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности (Киришский НПЗ ОАО «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ Группы Новый Поток). При этом подтверждена возможность и готовность компаний переориентировать часть экспортных объемов на внутренний рынок в августе-сентябре 2018 г. при наличии такой потребности и заявок участников рынка с учетом плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ.

В настоящий момент остатки автомобильного бензина составляют
1 760 тыс. тонн, что на 70 тыс. тонн больше уровня 2017 года. Достигнутые производственные показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка Российской Федерации.

По планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах 643,5 тыс. т автомобильного бензина (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы перевыполняются на 63 тыс. тонн (+14%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.

Баланс дизельного топлива

За 7 месяцев 2018 года производство дизельного топлива класса 5 составило 44 286 тыс. тонн, что на 2 109 тыс. тонн (на 5,0%) больше, чем за аналогичный период 2017 года.

За 7 месяцев 2018 года отгрузка дизельного топлива класса 5 на внутренний рынок составила 21 770 тыс. тонн, что на 1 531 тыс. тонн (на 7,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 года. Внутреннее потребление дизельного топлива составляет 49% от объема производства.

По состоянию на 20 августа 2018 г. запасы дизельного топлива на НПЗ, ПНПО и в системе Транснефти находятся на высоком уровне – 2 405 тыс. тонн (на 128 тыс. больше, чем в 2017 г.).

По планам компаний в августе 2018 г. должно быть реализовано на биржевых торгах 534,4 тыс. т дизельного топлива (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок). По состоянию на 22 августа 2018 г. указанные планы перевыполняются на 38 тыс. тонн (+10,5%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.

ФАС России и Минэнерго России рекомендует компаниям, не участвующих в биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива или реализующих незначительные объемы на бирже, начать организовывать соответствующие поставки для формирования более четких ценовых индикаторов на нефтепродуктовых рынках.

Вопросы рыночного ценообразования на рынке моторного топлива

В соответствии с законодательством Российской Федерации цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий.

Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы.

Основными объективными факторами, определяющими динамику роста цен на моторное топливо, стали увеличение мировых цен и налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра в нефтяной отрасли и изменении чувствительности корректировки курса доллара США в зависимости от колебаний цен на нефть.

В целях недопущение резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Правительством Российской Федерации принято решение о снижении с 01.06.2018 налоговых ставок акциза на автомобильный бензин экологического класса К5 и на дизельное топливо (на 3000 и 2000 рублей за тонну соответственно). При этом нефтяными компаниями взяты обязательства по обеспечению достаточных оптовых поставок моторного топлива на внутренний рынок, в том числе в адрес независимых участников рынка. Благодаря принятым мерам валовая маржинальность АЗС (разница в розничных и мелкооптовых ценах) показывает положительную динамику к уровню конца мая 2018 г.

Минэнерго России и ФАС России осуществляют ежедневный мониторинг производства и поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на внутренний рынок Российской Федерации, планов и фактического осуществления ремонтов на НПЗ, а также ценовой ситуации на оптовых и розничных рынках моторного топлива. На сегодняшний день ситуация с топливообеспечением стабильная.