• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анатолий Голомолзин: Нельзя дерегулировать цены, если не отлажена надлежащим образом работа коммерческой инфраструктуры

Об итогах проконкурентного тарифного регулирования в топливно-энергетическом комплексе в 2017 - 2018 годах рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин в рамках Всероссийского семинара-совещания по тарифному регулированию

Вначале замруководителя антимонопольного ведомства рассказал, что проконкурентная тарифная политика направлена на поэтапное устранение перекрестного субсидирования; перебалансировку тарифов, с применением индикаторов рынков, сопоставимых с регулируемыми, и сопряженных с ними товарными рынками; отказ от принципа «затраты плюс» и через применение принципа «инфляция минус» переход к рыночным индикаторам; принятие решений о введении, изменении, прекращении регулирования и контроля на основе анализа рынка; «погружение в цифру» процедур принятия решений; запуск долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненного цикла инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого инновационного роста экономики); понимании роли регулятора в формировании бизнес-модели развития, проведении структурных преобразований, создании условий для инвестирования, входа новых участников, повышения эффективности существующих.

Затем он остановился на вопросах ценообразования на рынках природного газа. Он сообщил, что в 2018 году была проведена инвентаризация субъектов естественной монополии по разделу «Транспортировка газа по трубопроводам». Из реестра, насчитывающего 407 компании, исключено 57 организаций, а включено – 6.

«Причинами исключения послужили, в частности, отсутствие лицензии на осуществление регулируемого вида деятельности, отсутствие права собственности на объекты, а также нехватка документов, которые подтверждают фактическое осуществление хозсубъектом деятельности в условиях естественной монополии», - пояснил Анатолий Голомолзин.

Как отметил Анатолий Голомолзин итоги установления тарифов именно в газовой сфере в наибольшей степени соответствуют принципам государственной тарифной политики, заявляемой ФАС России. В 2018 году было принято более 100 решений в отношении газораспределительных организаций (ГРО) и региональных сбытовых газовых компаний (РГК). Примерно в 20% случаев тарифы принимались исходя из принципа «инфляция –», а в 80% - произошло снижение тарифов. При этом в газораспределительном секторе принимаются долгосрочные тарифы на 5 лет. Происходит перебалансировка тарифов (услуг по газораспределению и сбыту газа) с устранением перекрестного субсидирования, выведением тарифов на экономически обоснованный уровень путем оптимизации текущих затрат и инвестиций с учетом бенчмаркинга как расходов, так и услуг. Эффективность тарифного регулирования повысилась и за счет его «погружения в цифру» - заявки вместе с обосновывающими материалами подаются в электронном виде, что позволяет анализировать их в полном объеме и принимать обоснованные решения.

Также спикер заметил, что многие базовые принципы тарифного регулирования были закреплены в судебных решениях прецедентного характера:

«Верховный Суд поддержал позицию регулятора о том, что при установлении тарифов орган регулирования обязан исходить из экономически обоснованных затрат и прибыли, которые могут отличаться от заявленных субъектом, осуществляющим регулируемый вид деятельности. Действующее законодательство не обязывает регулятора осуществлять государственное регулирование тарифов исключительно с целью последующего их ежегодного повышения и увеличения валовой выручки конкретного субъекта. К примеру, Суд согласен с ФАС, что факт переоценки арендодателем имущества, переданного в аренду организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, сам по себе не влечет безусловную обязанность регулирующего органа при установлении конкретных тарифов возлагать бремя связанных с этим расходов на потребителей путем повышения тарифа».

Отдельно Анатолий Голомолзин остановился на роли ФАС как органа антимонопольного и тарифного регулирования в заключении регуляторных контрактов в газовой сфере: «Такие соглашения направлены на обеспечение социально-экономического развития региона, улучшение объема и качества оказываемых услуг, оптимизацию вновь вводимой инфраструктуры. Также они стремятся к закреплению базовых принципов регулирования и к долгосрочности тирифоообразования». Спикер отметил, что совместно с Газпромом при участии ряда субъектов РФ установлена типовая форма регуляторного контракта, которая требует его конкретного наполнения с учетом конкретных условий региональных рынков. В настоящее время переговоры о заключении и исполнении соглашений ведутся с Тюменской, Кемеровской, Ростовской, Нижегородской областями, Краснодарским краем, Республиками Крым и Удмуртией и другими регионами страны.

Анатолий Голомолзин подчеркнул, что Национальный план развития конкуренции, утвержденный Указом Президента РФ, предполагает переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых и внебиржевых индикаторов цен на природный газ. В том числе это должно быть обеспечено увеличением объема продаж газа на организованных торгах.

«В этому году и в первом полугодии следующего года мы должны принять большинство нормативных правовых актов, направленных на проведение структурных реформ и развитие рыночных отношений. В частности, речь идет о правилах недискриминационного доступа в новой редакции к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, по газораспределительным сетям, к услугам по хранению газа, предполагается внесение изменений в правила поставки газа в РФ и др. В конечном итоге будет действовать модель, при которой конкурентный сектор будет формироваться с использованием организованных торгов, а регулироваться только сфера естественных монополий», - пояснил Анатолий Голомолзин.

Как заметил спикер, предпосылки к этому уже есть – в настоящее время в биржевых торгах регулярно участвуют 6 поставщиков газа и 145 покупателей. Поставки газа в режиме биржевых торгов осуществляются в 51 регион в интересах более 500 предприятий.

«Формируется и балансирующий рынок газа с возможностью на начальном этапе проводить перепродажу проданных на бирже объемов газа, а в последующем – перепродажу отклонений поставок газа во внебиржевом сегменте», - рассказа Анатолий Голомолзин.

При этом он особо подчеркнул, что нельзя дерегулировать цены на газ, если не отлажена надлежащим образом работа коммерческой инфраструктуры. Измениться должны правила игры, характер взаимоотношений участников рынка.

Кроме того, как рассказал спикер, существенные изменения, важные для повышения эффективности тарифного регулирования, происходят и в угольном сегменте – формируются биржевые и внебиржевые индикаторы цен. Он подчеркнул, что антимонопольный орган будет продолжать мониторинг стоимости топлива и следить за тем, чтобы она была экономически обоснованной и соответствовала рыночным индикаторам.

«Что касается нефти и нефтепродуктов, в 2018 году ФАС России приняла 2 решения по установлению тарифов на услуги по транспортировке нефти, 4 решения - по транспортировке нефтепродуктов, а также 2 решения об отмене тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов. Во исполнение Указа Президента мы обсуждаем отмену ценового регулирования услуг в сфере транспортировки нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Соответствующая необходимость была выявлена на основании анализа товарного рынка. В этом году Транснефть получила статус оператора товарной поставки (ОТП) и на едином трубопроводном базисе начала развиваться биржевая торговля – с июля начали расти объемы продаж на условиях поставки франко-резервуар ОТП в Секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ», - заключил спикер.