Комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке сжиженного углеводородного газа

В Забайкальское УФАС России поступило более 20 жалоб по вопросу роста цен на сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ), реализуемый на территории Забайкальского края.

Сжиженный углеводородный газ реализуется для бытовых нужд населения, для отопления, как газомоторное топливо для заправки автомобилей.

Забайкальским УФАС России проводится еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на СУГ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз» на заправках.

По результатам мониторинга цены на СУГ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз» за период с января по октябрь 2018 года выросли:  мелкооптовые цены – на 49,8%,  розничные цены на своих заправках – на 31,1%, в то время как рост закупочных цен на СУГ составил 50,9%. Рост розничных цен не превышал роста закупочных цен.

Нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Учитывая небольшую емкость мелкооптового и розничного рынков Забайкальского края, предприятия закупают СУГ малыми партиями и не имеют возможности приобрести газ на бирже по более низким ценам.

Ситуацию усугубляет отдаленность Забайкальского края от месторасположения основных заводов-производителей СУГ, что даёт ощутимое увеличение закупочной цены на сумму транспортных расходов от 5 до 10 тыс. рублей на тонну.

В итоге получается высокая закупочная цена на сжиженный углеводородный газ.

Государственное регулирование цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд через подземные групповые резервуарные установки и через индивидуальные газобаллонные установки, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории Забайкальского края - Региональная служба по тарифам и ценообразованию.

В связи со сложившейся критической ситуацией с поставками СУГ на территорию Забайкальского края, вызванной резким ростом оптовых цен заводов-производителей, Забайкальское УФАС России обратилось в Федеральную антимонопольную службу за разъяснением ситуации и предоставлением информации о проведенных мероприятиях, направленных на стабилизацию ситуации на рынке СУГ, с целью недопущения социальной напряженности в регионе.

По информации, полученной от ФАС России, служба реализовала комплекс мер, в пределах своей компетенции, направленных на стабилизацию ситуации на рынке сжиженного углеводородного газа, таких как:

- проведена значительная работа по созданию коммерческой инфраструктуры рынка нефти, нефтепродуктов и газа;

- сформирована нормативно-правовая база, направленная на развитие рыночного ценообразования на газ, с учетом практики применения антимонопольного законодательства;

- в январе-сентябре 2018 года объем биржевых торгов СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта увеличился более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

- разработан проект внесения изменений в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж СУГ до 7,5% от объема производства, в настоящее время проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;

- направлено предложение в Правительство Российской Федерации об увеличении размера вывозных таможенных пошлин на СУГ;

- направлены письма в адрес нефтяных компаний о принятии мер, направленных на увеличение поставок СУГ на внутренний рынок Российской Федерации, в том числе на биржевых торгах.

Также считаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон о защите конкуренции) цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении условий, предусмотренных указанной статьей.

По мнению ФАС России рыночные механизмы ценообразования на СУГ должны формироваться на основе объективных рыночных индикаторов (индексов цен), формируемых по данным о ценах на СУГ внебиржевых сделок, спотовых цен, формируемых на организованной торговой площадке, а также сопоставимых цен зарубежных рынков (netback).

Ценовой арбитраж между вышеуказанными индексами формирует индекс рыночной цены внутреннего рынка.

По мнению ФАС России, основной причиной роста цен является увеличение спроса на СУГ на внутреннем рынке на фоне высокого экспортного паритета.

По данным АО «СПбМТСБ» за период с 13.09.2018 по 16.10.2018 национальный биржевой индекс на СУГ снизился на 18% и составил 28 176 руб./т. Национальный внебиржевой индекс на СУГ с 20.09.2018 по 15.10.2018 снизился на 9% и составил 30 986 руб./т.

В связи этим, по результатам мониторинга проводимого Забайкальским УФАС России отмечено, что мелкооптовые цены на СУГ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз» в ноябре 2018 года, по сравнению с октябрем 2018 года, снизились на 7,6%.