• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Дорогой ты наш….(к итогам проверки цен на бензин и дизтопливо)

Начиная с ноября 2017 года по всей России медленно, но верно начала расти розничная цена на бензин и дизтопливо.

Сам факт осеннего подорожания не нов, особенно на дизельное топливо, это было всегда – сезонный фактор, замена летней солярки на зимние сорта, а они всегда дороже. Однако динамика роста, пиковые показатели к декабрю стали зашкаливать..

Что же случилось?

Причиной такого нестандартного поведения на рынке, когда резко пошли вверх цены предложений на бирже и оптовые в регионах в неожиданной остановке одной их ключевых установок каталитического крекинга на Московском НПЗ «Газпромнефти», что привело к резкому снижению предложений к продаже, т.е. образованию дефицита. С учетом внеплановой остановки недопоставка ежедневно свыше 10 тысяч тонн топлива вынудила перенаправление в центр России больших партий горючки  других НПЗ, включая Омский.

Ситуация дефицита докатилась и до Сибири, в частности Иркутска, где на ряде АЗС в течение нескольких дней отсутствовали отдельные виды топлива.

Резкий рост оптовых цен топлива в ноябре, совпавший с ростом мировых цен на нефть, выгоден нефтяным компаниям, которые в условиях такой встряски перенаправили партии бензина, в том числе на экспорт, извлекая серьезную прибыль. Об этом говорили серьезные аналитики топливного рынка.

На эти два указанных фактора наложился еще один – подготовка участниками рынка к оплате повышающегося с января 2018 года размера акциза на бензин и дизтопливо.

А что же у нас в Забайкальском крае?

Естественно, общероссийские  тенденции на топливном рынке не обошли стороной и нас, Слава Богу, хоть не докатился дефицит топлива. Однако у нас есть еще одна серьезная особенность – я ее называю организацией рынка. Она в каждом субъекте разная. Именно над ней должна работать местная власть.

Наша особенность – присутствие всего лишь одного ВИНКа  (вертикально – интегрированной нефтяной компании) – Роснефть – и то лишь в лице филиала №7. У ряда субъектов на территории есть 2 или 3 ВИНКа, а это конкуренция, однозначно снижающая цены.

Далее, если даже ВИНК единственная, но представлена «дочерней» компанией (как в Бурятии), а это «дочка» владеет большим количеством АЗС в регионе – уровень цены в рознице будет минимальным. Вот почему в Бурятии цены ниже Иркутских.

Наша же самая крупная сеть в рознице ПАО «Нефтемаркет» не является дочерней компанией «Роснефть», у него свои поставщики топлива, и уровень их закупочных цен превышает цены «Роснефть» и других ВИНК.

В Забайкальском крае АЗС «Роснефть» всего 6 штук, половина которых расположена на федеральных трассах. Автолюбители знают разницу в ценах на этих АЗС.

В краевом центре достаточно развита конкуренция, «Нефтемаркет» вынужден  здесь торговать по минимальным ценам, зачастую себе в убыток.

В районах же края присутствие конкурентных «Нефтемаркету» АЗС минимально, в девяти районах акционерное общество вообще единственное, поэтому калькуляция цен с затратами на закуп, доставку,  перевалку через  5 нефтебаз, содержание хранилищ ГСМ, налоговая составляющая и т. д. у этого акционерного общества такая, какая есть. Она объективно выше, чем у других. 

В декабре т.г. в Забайкальское УФАС поступили десятки жалоб на резкий рост цен на ГСМ, особенно на дизтопливо. Они были как напрямую (нарочно в приемную), так и на электронную почту, через Москву – ФАС и Администрацию Президента, от Правительства  Забайкальского края и краевой прокуратуры. В поступивших жалобах – возмущенное требование провести проверку, наказать и т.д.

Проверка завершена, однако ее результаты разочаруют заявителей.

Большинство считает, что ФАС России и её территориальные органы регулируют цены на ГСМ. Однако государственного регулирования цен, в том числе на бензин и дизтопливо не существует.

Индикатором цены является биржевая цена, механизмы спроса и предложения, и – о чем я говорил выше – организация топливного рынка в конкретном регионе, его географическое положение, логистика от НПЗ и т.д.

Антимонопольный орган может вмешаться, наказать если будут факты злоупотребления доминированием, сговор, иные виды нарушений определенные антимонопольным законодательством.

В рамках мониторинга ГСМ, который ведется ФАС России и её территориальными органами, по поручению Правительства РФ, мы видим уровень цен закупа, оптовой и розничной продажи, хранимых запасов топлива.

В нашем мониторинге и по итогам проверки подобных факторов не зафиксировано. Основная причина подорожания – рост биржевых и закупочных цен. И если к 10 декабря цена на АИ-92 на бирже «устоялась», то зимнее дизтопливо продолжает дорожать.

Посмотрим на цифры и сравним темпы роста цен закупа и розничных (здесь и далее – сравнительные данные о самых крупных представителях розничного и мелкооптового рынка Забайкальского края - ПАО «Нефтемаркет» и филиала № 7 ООО «РН-Востокнефтепродукт»).

Так Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (ЗАО «СПбМТСБ») на территории России Биржевой сегмент рынка сложился следующим образом (см. ссылка ) за период с 10.01.2017 по 07.11.2017

- рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92 составил 7,03% (10 месяцев т.г.);

- рост цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил 10,7 %;

- рост цен на дизельное топливо зимнее составил 7,0%;

за период с 07.11.2017 по 24.11.201)

- рост цен на автомобильный бензин марки АИ-92  составил 4,2% (за 3 недели т.г.);

- рост цен на автомобильный бензин марки АИ-95 составил 2,4%;

- рост цен на дизельное топливо зимнее (за период с 07.11.2017 по 13.12.2017) составил 7,9%, и продолжает расти.

Темпы роста закупочных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в ноябре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 8,5 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 8,6 %.

Одновременно, темпы роста розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в ноябре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 0,9 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 0,5 %.

Темпы роста розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 в декабре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 8,9 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 3,6 %.

Темпы роста закупочных цен зимнее дизельное топливо в ноябре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 17,4 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 20,9 %.

В то время, как темпы роста розничных цен на зимнее дизельное топливо в ноябре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 4,4 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 8,4 %.

Темпы роста розничных цен на зимнее дизельное топливо в декабре т.г. к январю т.г. составили:

- ПАО «Нефтемаркет» - 15,2 %;

- ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 – 11,0 %.

Почему у «Нефтемаркета» дороже?

Разница в сложившихся ценах на нефтепродукты ПАО «Нефтемаркет», ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 и других независимых продавцов нефтепродуктов  объясняется следующими причинами:

1. ПАО «Нефтемаркет» приобретает нефтепродукты по более высоким ценам у поставщиков за пределами края (Иркутская область), не входящих в ВИНК, а, следовательно, и розничные цены у данного Общества складываются выше.

2. Розничные цены на локальных рынках края формируются ПАО «Нефтемаркет» исходя из учета плановой рентабельности, фактических обстоятельств (сложившихся средних цен на рынке), затрат Общества и пр. Экономика Общества рассчитывается в целом по Обществу, а не индивидуально для каждой АЗС. Со своим уровнем затрат Общество распределяет цены по своим АЗС таким образом, чтобы получить минимальную прибыль от своей деятельности или хотя бы снизить убытки. Разумеется, в местах с высоким уровнем конкуренции (например, в г. Чите) розничные цены Общества на порядок ниже, несмотря на то, что это влечет значительные убытки для Общества. Просто потому, что при установлении рентабельной цены товар не сможет быть реализован, поскольку у конкурентов цена окажется значительно ниже. За­траты Общества по содержанию 79 АЗС (из которых порядка 15 явно убыточны и содержатся Общест­вом исключительно по причине их социальной значимости) и 5 нефтебаз очевидно не сопоставимы с расходами иных операторов рынка. Поэтому при сопоставимых средних розничных ценах Общество терпит убытки, в то время как для другого хозяйствующего субъекта такая цена может быть вполне рентабельной. Разница в ценах ПАО «Нефтемаркет» по районам и населенным пунктам продиктована как удаленностью от нефтебаз, так и поведением конкурентов на рынке.

3. Рентабельность розничных продаж, рассчитанная в соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333, составляет 1,4 %. Рентабельность по АЗС не превышает среднеотраслевую величину.

ПАО «Нефтемаркет» нахо­дится на общей системе налогообложения и несет значительные затраты, связанные с реализацией: расходы на заработную плату персонала, на доставку нефтепродуктов на АЗС, уплату установленных налогов, включая НДС 18% и налог на прибыль 20% (чего нет у отдельных конкурентов), оплату элек­троэнергии, содержание резервуарного и автомобильного парков, и т.д.

Из расчета от общей суммы издержек предприятия в 2017 году издержки на одну тонну продукта составили 7,0 тыс. рублей. Механизм ценообразования ПАО «Нефтемаркет» находится под пристальным контролем Забайкальского УФАС.

Также на ценообразование влияет тот фактор, что Общество кредитует бюджетные организации края и другие предприятия, предоставляя рассрочку по оплате поставленных нефтепродуктов на срок от 30 до 90 дней (данные организации, как правило, вовремя не рассчитываются). Так, задолженность бюджетных организаций, составляет в среднем около 40 млн. рублей ежемесячно, из которых просроченная - до 15 млн. рублей. У Общества имеется большой объем дебиторской задолженности на 25 декабря т.г., из них просроченная задолженность составляет 13,3 %. Отсутствие свободных денежных средств не позволяет Обществу осуществлять закуп нефтепродуктов на бирже, где требуется 100% предоплата. Поэтому ПАО «Нефтемаркет» покупает товары ос­новной номенклатуры у поставщиков, приобретающих нефтепродукты на бирже и способных предоставить отсрочку по оплате поставленных объемов самому Обществу на 90 дней. Причем, договоры с поставщиками содержат условие о включении в цену ж/д тарифа.

Исходя из динамики оптовых цен в IV квартале 2017 года, Общество должно было поднять розничные цены еще 2-3 месяца назад, однако надеялись на снижение биржевых цен. Чего, к сожалению, не произошло. В результате Общество вынуждено пойти на сопоставимое с дру­гими продавцами увеличение своих розничных цен, причем с нулевой или даже отрицательной рента­бельностью. На локальных рынках розничной реализации моторного топлива, относящихся к высоко­концентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией (а это территории 20 районов края), эти цены несколько выше, но и они являются убыточными для Общества.

В ноябре-декабре 2017 года убыток компании от розничной реализации доходил до 7 млн. рублей в месяц, что неизбежно влечет за собой вымывание оборотных средств, создает проблемы с выплатой зара­ботной платы, возвратом кредитов, уплатой налогов, погашением кредиторской задолженности.

По результатам 2017 года «Нефтемаркет» получит убыток от основной деятельности.

В ходе проверки зафиксировано серьезное снижение запасов приобретенного и хранимого в ПАО «Нефтемаркет» топлива марки АИ-92.

24 октября 2017 года Российский топливный союз направил в адрес Президента Российской Федера­ции В.В. Путина обращение с просьбой о наведении порядка в ценообразовании на оптовом рынке мо­торного топлива и создании конкурентных единообразных условий ведения хозяйственной деятельно­сти на розничном рынке как для АЗС, принадлежащим нефтяным компаниям, так и для независимых АЗС.

Нами совместно с Иркутским УФАС в ноябре направлены в ФАС России материалы на данную тему в отношении «РН Востокнефтепродукт» и «Иркутскнефтепродукт»  -  «дочек» ВИНК «Роснефть».  

Таким образом, решающее влияние на розничные цены оказывают биржевые и закупочные цены, которые за последний год резко изменились.

Управлением проанализированы темпы роста цен (биржевых, закупочных, розничных) на нефтепродукты ПАО «Нефтемаркет»  и ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 за период с января по декабрь 2017 года.

По результатам данного анализа следует, что крупные продавцы нефтепродуктов на территории Забайкальского края временно сдерживали рост  розничных цен на автомобильные бензины и зимнее дизельное топливо, не смотря на высокий уровень роста биржевых и закупочных цен.

Нарушений антимонопольного законодательства со стороны ПАО «Нефтемаркет»  и ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7 не зафиксировано.

На территории города Чита, в Читинском и Шилкинском районах деятельность осуществляет ВИНК - Роснефть в лице ООО «РН-Востокнефтепродукт» филиала № 7, у которого имеется возможность реализовывать автомобильное топливо по более низким ценам.

Кроме того, в городе Чита деятельность по розничной реализации нефтепродуктов осуществляют более 10 хозяйствующих субъектов. Хозяйствующего субъекта по ранее проведенным исследованиям состояния конкуренции на розничном рынке нефтепродуктов в городе Чита, занимающего доминирующее положение, не установлено. Розничный локальный рынок нефтепродуктов города Читы относится к низкоконцентрированным с развитой конкуренцией.

Локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов на территории муниципальных районов относятся к разным локальным рынкам по составу участников и условиям конкуренции.

В соответствии со Стратегией развития конкуренции Забайкальским УФАС России по результатам анализа  состояния конкуренции на рынках розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на территории края внесено предложение Министерству экономического развития  Забайкальского края включить в проект перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции локальные рынки розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на территориях 20-ти административных районов, так как они относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.

 

Сравнительная таблица

темпов роста цен (биржевых, закупочных, розничных) на нефтепродукты

за период с января по декабрь 2017 года

 

 

Темпы роста биржевых цен, %

Темпы роста закупочных цен, %

Темпы роста розничных цен, %

 

07.11.2017

к

10.01.2017

24.11.2017

к

07.11.2017

05.12.2017

к

10.01.2017

07.11.2017

к

10.01.2017

24.11.2017

к

07.11.2017

декабрь 2017

к

январю 2017

07.11.2017

к

 11.01.2017

28.11.2017

к

07.11.2017

18.12.2017

к

10.01.2017

ПАО «Нефтемаркет»

 

Аи-92

 

7,03

 

4,2

 

13,5

 

8,5

 

нет данных

 

13,0

 

4,0

 

2,5

 

8,9

Дизельное топливо

 (зимнее)

 

 

6,9

 

 

3,4

 

 

15,4

 

 

19,1

 

 

нет данных

 

 

25,8

 

 

9,6

 

 

0

 

 

15,2

Филиал № 7 ООО «РН – Востокнефтепродукт»

 

Аи-92

 

7,03

 

4,2

 

13,5

 

8,6

 

нет данных

 

нет данных

 

0,5

 

0,7

 

3,6

Дизельное топливо

 (зимнее)

 

 

6,9

 

 

3,4

 

 

15,4

 

 

20,9

 

 

нет данных

 

 

нет данных

 

 

8,4

 

 

0,6

 

 

11,0

 

Вот такой он, дорогой наш бензин…