• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Информация о специализации Забайкальского УФАС России для территориальных органов ФАС России в части выявления и пресечения неэтичной рекламы

 

Одним из направлений работы Забайкальского УФАС России является работа по оценке неэтичной рекламы. Наиболее часто хозяйствующими субъектами используется один из приемов маркетинга, заключающийся в использовании образов в рекламе, содержащих двусмысленную и непристойную информацию.

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, благопристойность.

К непристойным образам, могут быть отнесены такие образы и выражения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

В соответствии с письмом  ФАС от 29 апреля 2013 г. N АД/17355/13 непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. Кроме того, Согласно положениям указанного письма ФАС России, восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Понятие неприличности является родственным и сходным по значению непристойному. Непристойный образ (внешний вид, облик) - это образ, способный вызвать у потребителя рекламы ощущение своей неуместности и недопустимости, то есть несоответствия данной обстановке, ситуации.

 

Необходимо помнить, что правовая защита потребителей от восприятия неэтичной информации также закреплена в Конституции Российской Федерации. Так из содержания ст. 29 Конституции РФ следует, что Российское государство гарантирует защиту личных неимущественных прав граждан, в том числе умаление общепризнанных норм морали, нравственности в обществе.

Примером игнорирования рекламодателем требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в практике Забайкальского УФАС может служить показательным дело, возбужденное в отношении ООО «Меганов».

Забайкальским УФАС России в ходе мониторинга за соблюдением законодательства о рекламе был выявлен факт распространения наружной рекламы, расположенной по адресу : г. Чита, ул. Рахова, рядом с СТО «Медведь», следующего содержания : «Я ДАЮ! 6%  Займ под залог автомобиля Тел.: 55-01-01, ул.Мостовая 5а  АВТОЛОМБАРД МЕГАНОВ», которая содержала признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

ООО «Автоломбард Меганов» был размещен рекламный баннер, на котором изображена девушка, сидящая на переднем сидении автомобиля с сумкой на переднем плане, наполненной денежными купюрами.

 

Изображенный в рекламе ООО «Автоломбард Меганов» женский образ, напротив которого расположен вышеуказанный выделенный крупным шрифтом текст, вызывает у потребителей ассоциации, не связанные с деятельностью автоломбарда и является непристойным, так как представление такого образа в местах для широкого публичного обозрения противоречит общепринятой модели поведения, иными словами, является безнравственным.

Согласно пункту 1.3 Положения об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Забайкальском УФАС России, Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Забайкальском УФАС России.

Решения Экспертного совета по рекламе не являются обязательными для применения, а носят рекомендательный характер, однако указанные рекомендации являются существенными в квалификации правонарушения, особенно в оценке восприятия неоднозначной, неэтичной рекламы.

На основании указанного вывод о нарушении рекламодателем норм законодательства был подкреплен мнением Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Забайкальском УФАС России. Большинством голосов членов Экспертного совета (далее - совет)  рассматриваемая реклама была признана неэтичной, обнаружены признаки нарушения законодательства о рекламе, советом даны рекомендации для возбуждения дела.

ООО «Автоломбард Меганов» были представлены письменные пояснения к определению о возбуждении дела, из которых следовало, что образ, размещенный на баннере ООО «Автоломбард Меганов», не носит непристойного или вызывающего характера, не оскорбляет своим видом кого-либо из граждан. Реклама выполнена в сдержанной форме и не носит очевидной демонстрации наготы. Изображение женщины не противоречит нормам морали, а также правилам приличия, сложившимся в современном обществе.  Совокупность  образа девушки и текста рекламы может восприниматься недвусмысленным образом лишь людьми с неустойчивой психикой, людьми с отклонениями, либо маргинальными слоями населения с извращённой сексуальной фантазией. Девушка на заднем фоне не имеет непристойного вида или не принятой обществом модели поведения (морали), поскольку не показывает каких-либо жестов, не имеет наготы (одета в платье черного и телесного цвета), управляет автомобилем, улыбка на лице - вызывает в сознании людей, что с помощью займа (услуг автоломбарда) можно решить существующие финансовые трудности. Никакого двоякого толкования словосочетания «Я даю!», по мнению общества, быть не могло, поскольку одним из значений слова «даю» (произв. от глагола дать), согласно Толковому словарю Ефремовой Т.Ф., а также Толковому словарю Ожегова С.И., является значение - дать деньги.

В результате рассмотрения дела, решением Комиссии Забайкальского УФАС России, используемый в рекламе ООО «Автоломбард Меганов» образ девушки в совокупности с недвусмысленным текстом был признан непристойным.

Объектом рекламирования являлись финансовые услуги по предоставлению денежного займа. Поскольку рассматриваемая реклама не содержала указания на организационно-правовую форму юридического лица, информацию о видах (размерах) процентных ставок и сроках займа, что влияло на его конечную стоимость и приводило к искажению смысла, то реклама общества также имела признаки нарушения части 1, 3 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В результате проведения указанных выше мероприятий Забайкальским УФАС России выработалась положительная практика  в установлении и квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе.