Бензиновая кубышка дорожного фонда

Рост цен на топливо должен пройти плавно и с пользой для автолюбителей

 

С 1 апреля в России - второй раз за год - увеличились акцизы на бензин и дизтопливо. Этот рост должен был поднять оптовые цены, а затем и розничные. Но пока что никаких кардинальных изменений в стоимости топлива не произошло. О том, как сегодня обстоят дела на топливном рынке Забайкальского края, и стоит ли ждать ценовых всплесков на горючку, рассказал руководитель регионального управления Федеральной антимонополь­ной службы Евгений МИНАШКИН.

Хабаровский след

- Постоянно приходится слы­шать, что в Забайкалье самые высокие цены на бензин в Сиби­ри. Долго ещё будем оставаться в лидерах?

 

Лидерство нашего региона в  рейтинге цен на бензин в Сибири давно не новость, это констатация факта. Во-первых, Забайкалье находится в невыгодном географическом положении, во-вторых, у нас по сравнению с рядом других  территорий очень разнится  организация рынка. В крае два основных хозяйствующих субъекта: «Роснефть»  и «Нефтемаркет». Причём первый является самым крупным оптовиком. Однако в Чите находится только филиал компании, а не полнокровная дочка, которая создала бы ши­рокую сеть АЗС. Роснефть имеет определённую долю в «Нефтемаркете», но это не контрольный пакет, поэтому дочкой «Нефтемаркет» также считать нельзя. А теперь посмотрим на соседнюю с нами республику Бурятию. Самая распространённая там структура.

 

********************************************************************************

- «Бурятннефтепродукт» - является дочкой Роснефти, которая так скажем, для своих делает оптовые поставки по одной цене, всем остальным - по другой.

********************************************************************************

 

В Сибири на большинстве территорий присутствует две, а то и три вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК). У нас же только филиал «Роснефти» - основной поставщик по опту, а основной игрок на розничном рынке, к сожалению, не является дочкой «Роснефти».

Кроме того, в Забайкалье несколько искусственно в рейтинге цены на бензин приписали к Сибирскому федеральному округу. Ведь есть такой фактор, как управление. Филиал №7, который находится в Чите, управляется компанией «Востокнефтепро-дукт» - большой дочкой Роснефти из Хабаровска. И ценообразование оптовой цены для нашего филиала происходит именно там с учётом среднеокружных тенденций.

 

То есть среди регионов Дальневосточного федерального округа мы бы не выделялись?

Совершенно верно. Мы имеем не самые «крутые» цены на бензин в России. В Сибири первые, потому что такая организация рынка. А внизу списка Омск, Томск, у которых внутри крупная конкуренция, есть три ВИНКа, есть их дочки, которые имеют массу своих заправок. Я понимаю, что мы никогда к среднероссийской цене не приблизимся, потому что

********************************************************************************

мы - далёкая территория с малым количеством экономики, населения,

********************************************************************************

а это как раз сказывается на присутствии ВИНКа. Вторая круп­ная нефтяная компания сюда не пойдёт.

На ситуацию могло бы повли­ять появление дочки «Роснефти» на нашей территории, но для этого «Нефтемаркет» должен был бы продать свой контрольный пакет, как это сделало в своё время ОАО «Бурятнефтепродукт». Понимаю, что бывшие хозяева наверняка минимизировали свои доходы, но они поступили правильно с точки зрения интересов народа.

 

Главное - избежать дефицита

 

- К теме повышения акцизов. Наблюдает ли ваше ведомство с апреля рост цен на топливо в Забайкалье?

Забайкальский УФАС ведёт еженедельный мониторинг ситуации на топливном рынке. Смотрим уровни оптовой и розничной цены по нескольким основным хозяйствующим субъектам. Так вот весь первый квартал состояние оптовой цены не вызывало у нас никаких смущений. Она практически стояла на месте. Например, «Роснефть» оптом продавала Аи-92 (самая популярная марка бензина - авт.) в январе по цене 37,5 тысячи рублей за тонну средняя цена. В феврале - так­же 37,5, в марте - 39,3, в апреле 43,3, к середине мая - 42,7. Получив усреднённый показатель, мы

 

***************************************************************************

Даже если бы не было повышения акциза в апреле, между январём и июнем рост цен на топливо был бы неминуем. Сезонный рост всегда есть, как на продукты питания, так и на ГСМ. Недаром говорят: «Дорого яичко ко Христову дню». Сезонный спрос на бензин и дизель у нас железно присутствует, когда начинаются ве­сенне-полевые работы. К тому же у многих зимой машины в гаражах стоят на приколе 3-4 месяца, потом они выходят - потребление увеличивается. Это тенденция общероссийская».

**************************************************************************

 

видим, что рост есть, хоть и небольшой. А, значит, должна под­расти и розница. Но стоит подчеркнуть, что рынок ГСМ в стране устроен достаточно основательно. И есть такой термин - временной лаг. Он составляет от 1,5 до 2 месяцев как минимум. На разных территориях он разный. Зависит от того, какие игроки на рынке конкретной территории присутствуют, от запасов топлива, количества автомобилей и так далее. Сейчас мы фиксируем изменение цены на бирже, но оно идёт большими темпами, чем повышение оптовой цены, а розница у нас пока стоит на месте. Когда этот рост скажется на рознице - будет зависеть от того, у кого какие остатки. Мы сейчас видим из своего мониторинга снижение запасов у хозяйствующих субъектов, которые покупают топливо у «Роснефти». Мы понимаем, что остаток снизится до критического и начнётся покупка новой горючки. А она будет дороже, вот тогда и будет решаться вопрос по изменению розничной цены.

 

- Может быть такое, что хоз-субъекты края решат воспользоваться ситуацией и заломят цену выше, чем это требуется?

 

Эти процессы мы и отслеживаем. Если изменение розничных цен будет протекать синхронно и примерно совпадать с процентом роста оптовых, значит всё в порядке. Если же рост произойдёт скачкообразно - у нас появятся вопросы.

Повышение акцизов неминуе­мо приведёт к росту цены на горючку, но я предполагаю, что это пройдёт также ровно, как и в прошлом году. Каких-то страшных колебаний быть не должно. ФАС России и Минэнерго на высшем уровне поручено контролировать этот процесс. Если антимонопольная служба увидит резкий всплеск, то туда будет обращено особое внимание.

********************************************************************************

И если заметим, что кто-то хочет что-то урвать, особенно если это будет доминирующий на рынке субъект – мало не покажется, его ждут огромные штрафы.

********************************************************************************

Минэнерго же проследит за тем, чтобы не создавался дефи­цит топлива из-за ремонтных кампаний на нефтеперерабатывающих предприятиях страны. В 2009-2010 годах мы получили резкий скачок цен из-за того, что эта кампания была несогласована, и одновременно 4-5 заводов вставали планово на ремонт, останавливалась отгрузка, создавался ажиотаж. Это не должно повториться.

В 2015 году официальная инфляция составила 12,7%, а среднее изменение цены на топливо от января к декабрю составило в районе 10,7%. На этот год есть разные прогнозы по инфляции, разные источники называют цифры 7,8%, 8,5%, и мы прекрасно понимаем, что с повышением акцизов колебание на эту цифру неминуемо.

Однако хочу сказать, что есть и обратная сторона медали. Существует поручение президента, по которому собранные деньги за счёт апрельского повышения акциза будут распределяться между территориями для пополнения дорожных фондов. От 80 до 90 миллиардов рублей с этого акциза, по расчёту Минэкономразвития, государство должно собрать. И если эту сумму распределят по регионам, то они получат деньги на ремонт дорог. Тогда, наверное, любой автомобилист будет этому благодарен.

 

Выпуск № 20 от 19 мая 2016

Стромилов Артём Сергеевич,
Корреспондент краевой независимой газеты "Экстра"