Объект проблемного назначения: Кто, как и почему волокитит достройку Каштакской развязки

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В официальных документах автомобильная развязка в Каштаке именуется «Развязка в разных уровнях на пересечении автодороги Улан-Удэ — Забайкальск и автодороги Чита — Смоленка, подъезд к федеральной автодороге Чита — Хабаровск (район Каштака) ПК 17+00 -ПК36+05».У простых читинцев титаническое дорожное сооружение, возвышающееся между микрорайонами Каштак и Северный, давно вызывает по большей части негативные, а порой и не совсем цензурные эмоции.

Необходимое предисловие

Развязка почти четыре года находится в разряде недостроенных, что порождает множество проблем. Из того, что лежит на поверхности, это необорудованные переходы и узкое «бутылочное горлышко» в Каштаке, постоянно собирающее дорожные пробки. Первое приносит кучу неудобств пешеходам, на второе вполне предсказуемо ругаются водители.

Городская администрация с 2013 года полна решимости закончить развязку, как говорится, хоть завтра. Но каждый раз дорожно-строительные мечты чиновников заканчиваются банальным «нет денег».

Однако есть все основания полагать, что в действительности деньги есть. Соответствующая субсидия регулярно закладывается в дорожный фонд Забайкальского края. Однако городские власти раз за разом не могут освоить эти средства. Попробуем разобраться в этой непонятной и запутанной ситуации.

Дорожные миллионы

Передо мной лежит аналитическая записка краевого минтерразвития. Она раскрывает всю историю строительства многострадальной развязки. Согласно этому документу, развязка, строящаяся в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», должна была быть сдана в эксплуатацию еще осенью 2013 года. Заказчиком строительства выступала администрация городского округа «Город Чита». Источник финансирования — целевая федеральная дотация. Обанкротившийся подрядчик строительства ООО НПО «Мостовик» к заявленному сроку почти успел.

Движение по путепроводу над объездной автодорогой действительно открылось в 2013 году, но оно до сих пор считается временным. По факту, в 2011—2013 годах была целиком сделана лишь первая очередь объекта — сам мост и дорога на нем.

Работы по второй очереди, главным образом включающие в себя строительство дороги до конца поселка Каштак, за четыре года после ухода «Мостовика» в полную силу так и не шли. Хотя краевые власти неоднократно были готовы подставить муниципалам свое финансовое плечо.

Как следует из ответа минтерра на запрос «Забайкальского рабочего», правительство Забайкальского края в 2013 году предусмотрело в региональном дорожном фонде субсидию на Каштакскую развязку в размере 99 миллионов рублей. Однако за этими немалыми деньгами так никто и не обратился. Причина — отсутствие выполненных работ.

В 2014 году готовы были дать 98 миллионов. Мэрия смогла организовать выполнение работ всего на 12,75 миллионов рублей, после чего муниципальный контракт с компанией-застройщиком был расторгнут.

В 2016-м субсидий на злополучную развязку предусмотрели уже значительно меньше — кризис. Но и тогда дорожный фонд готов был потратить на эту благую цель 36 миллионов рублей. Освоены же были те же 12,75 миллионов рублей, ушедшие на корректировку имеющейся проектной документации. Остальные деньги остались невостребованными.

Вообще, читая минтерровский доклад, невольно ловишь себя на мысли, что городские власти Каштакскую развязку достраивать либо не могут, либо просто не хотят, либо же объект кто-то очень сильно сглазил.

Десятки миллионов рублей, год от года остающиеся невостребованными, мы уже видели. Но только ими, как вы поняли, набор злоключений вокруг Каштакской развязки не закончился.

В конце 2015 года городская администрация заключает муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ с ООО «Дорстрой». Однако из-за того, что компания предоставила заведомо недостоверные сведения о трудовых ресурсах, что позволило ей получить преимущество перед другими участниками закупки, заказчик в одностороннем порядке решил отказаться от закупки. После чего «Дорстрой» встретился с городскими властями в Арбитражном суде. Победителем из многомесячной тяжбы вышли муниципалы, но работы на Каштакском кольце всё это время стояли.

В 2016 году была повторная закупка. Нашли новую подрядную организацию, которая с новыми силами должна была взяться за проблемный объект. Но тут в дело вмешалась… Федеральная антимонопольная служба.

Забайкальское УФАС аннулировало результаты торгов. После чего судебная чехарда закрутилась вновь. Кто станет следующим подрядчиком многострадальной дорожной развязки, сегодня так и неясно. Хотя даже по меркам порядком урезанных бюджетов города и края для того, чтобы окончательно доделать развязку и забыть о ней, нужны не такие уж неподъемные средства — 283 миллиона рублей. Краевой дорожный фонд в 2013—2015 годах, когда деньги остались невостребованными, давал на Каштакскую развязку сопоставимые суммы.

Муниципальное безденежье

Удивительно, но оценки городских властей прямо противоположны мнению властей краевых. Администрация Читы утверждает, что никакой субсидии из краевого бюджета она… не видела. Такие сведения содержатся в ответе на редакционный запрос «Забайкальского рабочего» за подписью исполняющего обязанности заместителя администрации городского округа «Город Чита» Максима Большакова.

«В 2013 году размер субсидии составил 0,00 рублей, в 2014 году — 12,750 миллиона рублей, в 2015 году — 0,00 рублей. Ежегодно при формировании бюджета городского округа «Город Чита» администрацией городского округа в краевую администрацию подавались заявки на предоставление субсидий из средств дорожного фонда Забайкальского края. В итоге из бюджета городского округа «Город Чита» на строительство объекта было потрачено 1,362 миллиона рублей», — говорится в документе.

Отменённые результаты торгов в городской администрации признают, но вместе с тем и спешат обрадовать читинцев. 2-я очередь Каштакской развязки включена в городскую адресную инвестиционную программу на 2017—2019 годы. Правда, достроят многострадальный объект только при условии выделения денежных средств, в том числе и из дорожного фонда.

Мысли напоследок

То, что достройка Каштакской развязки это уже вопрос не финансирования, а нормально организованной работы с подрядчиками, ясно как божий день. А тут городским властям крыть нечем. Работа с подрядными организациями, как мы полагаем, не просто провалена, ее нет вообще.

Если в мэрии кто-то с моими словами не согласен, то добро пожаловать в Каштак, где каждые выходные скапливается огромная пробка. Заодно вспомните, что развязка окончательно должна была быть построена в 2013 году, а сейчас на дворе даже не 2014-й и даже не 2015 год…

Алексей Будько. «Забайкальский рабочий» №№41-42 от 8 марта