16 миллионов откатов. Что мы знаем о Лазуткине

Экс-министр здравоохранения Михаил Лазуткин, задержанный и отправленный в СИЗО 28 ноября за откаты при госзакупках медтехники в размере 16 миллионов рублей, появился в правительстве края в апреле 2013 года — его привёл тогдашний губернатор Константин Ильковский. До этого Лазуткин был начальником медицинской дирекции сначала Дальневосточной, а потом и Забайкальской железной дороги (ЗабЖД).

Его имя в Забайкалье могли бы носить оптимизация медучреждений, ограничение конкуренции при закупках в сфере здравоохранения, а также кодекс этики для медработников региона, которым в стенах медучреждений запрещалось критиковать действия ведомства.

Лазуткин Михаил Николаевич в 1977 году окончил Хабаровский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». Начинал работу в системе здравоохранения МВД в Свердловской области. С 1985 года работал хирургом на станции Литовко Дальневосточной железной дороги, затем заведующим хирургического отделения больницы и главным врачом. С 2001 года — заместитель главного врача Дорожной клинической больницы города Хабаровск. С 2004 года переведён на работу в медицинскую Дирекцию Дальневосточной железной дороги в должности начальника отдела, после чего — заместителем начальника дирекции, в 2007 году пришёл на ЗабЖД.

Врачи уезжали

Первые кадровые скандалы начались весной этого же, 2013-го, года — в мае появилось письмо губернатору от коллектива городского роддома — их волновал вопрос, на каком основании работодатель в лице и.о. министра здравоохранения принуждает их главврача написать заявление об увольнении по собственному желанию, в противном случае уволить по соответствующей статье. Главврач городского роддома Георгий Веригин был со второй попытки отстранён от должности и уволен.

В сентябре 2013 года был уволен главврач онкодиспансера Сергей Лесков — с ним без объяснения причин прекратили трудовой договор, что якобы было связано с нарушениями при закупке комплекса оборудования для лучевой терапии.

Покинул пост главврача первой городской больницы Евгений Бурдинский — по мнению Лазуткина, руководство больницы с запозданием реагировало на изменения, причины недовольства у персонала и пациентов оставались.

Те, кто мог переехать и чувствовал за собой силу, переезжали. За пределы региона в 2015 году, например, уехало 5% врачей, в 2014-м — больше. Минздрав комментировал это так, что коллеги хотят развивать свои навыки дальше.

К оптимизации вопросов не было

Оптимизация системы здравоохранения шла во всей стране — объединения больниц и поликлиник, сокращения врачей, медсестёр и ставок. В 2014 году, например, сократили почти 1,7 тысячи штатных единиц, почти половина из которых — младший медперсонал. Это позволило на 224 миллиона рублей сократить кредиторскую задолженность минздрава.

Несмотря на пикеты общественности и коммунистов на площадях с лозунгами «Остановите ликвидатора Лазуткина», и Минздрав России, и власти края оценивали действия Лазуткина как мягкие и положительные. Нарушений в проведении реформы здравоохранения в регионе, по их мнению, не было.

«В некоторых сёлах так сложилось, что висит табличка «Участковая больница». Например, в посёлке Кличка. Зайдя в больницу, мы увидели, что полтора десятка медицинских работников, а врачей нет. Если нет врача, как можно назвать это учреждение больницей? ФАП не предполагает наличие врача. Мы одну табличку меняем на другую», — говорил Лазуткин.

Народ в ответ слагал Лазуткину стихи, посвящённые оптимизации: «На бумаге всё красиво, Цифра к цифре, всё сойдёт. Только это в нашем мире, Друг Лазуткин… Не пройдёт!!»

Наталья Жданова, будучи спикером заксобрания, и вовсе заявляла, что экономические процедуры по оптимизации, которые проводит министр здравоохранения региона Михаил Лазуткин, несут реальный эффект, направленный на оздоровление пациентов. Но в своё правительство Лазуткина не взяла.

Закупки медтехники не нравились никому. Кроме Лазуткина

Вопросов, касающихся закупок, к ведомству Лазуткина была масса всю его министерскую карьеру, в том числе от правоохранителей. То же УФАС по Забайкальскому краю неоднократно штрафовало министра за нарушения закона «О конкуренции».

К примеру, за попытку заставить главврача краевого онкодиспансера Сергея Лескова купить лучевое оборудование стоимостью свыше 100 миллионов рублей у конкретного подрядчика он заплатил 15 тысяч рублей (именно после отказа подчиниться он и уволил Лескова), за требование к медучреждениям края закупать товары и услуги без проведения торгов со ссылкой на несуществующий режим ЧС – ещё 30 тысяч рублей, а закупку томографа Центром материально-технического обеспечения почти за 30 миллионов рублей УФАС просто отменил (к слову, направив материал в правоохранительные органы).

Лазуткин был уверен в своей правоте, нагружая юристов минздрава региона работой по бесконечному обжалованию решений УФАС, как выяснилось затем — бесполезному. При этом он настаивал, что нападки на него – это происки главврачей – любителей «серых закупок».

«Вокруг моей персоны было столько ажиотажа. Мне кажется, мы изначально всю деятельность выводили из тени: все структуры, все уровни, все лечебные учреждения. Что мне удалось, то удалось. Могу ещё раз повторить, что ни одна «серая» закупка уже не проходит», — говорил на тот момент уже экс-министр в феврале 2016 года. Теперь разбираться, у кого были «серые» закупки, будут следствие с судом.

Лазуткин же создал ЦМТО — «Центр материально-технического обеспечения», которое, по мнению Народного фронта, брало на себя слишком много и подменяло функции департамента госзакупок. Министр настаивал, что ЦМТО был нужен как раз для формирования в краевом здравоохранении прозрачной и публичной системы крупных закупок за счёт бюджетных средств. Экс-директор именно этого центра Дмитрий Ванюрский был задержан по одному делу с Лазуткиным.

Задержание чиновника ванговала «Вечорка», он судился

В 2015 году газета «Вечорка» на своём сайте со ссылкой на источники сообщила о том, что руководитель краевого минздрава в субботу 28 февраля был задержан и помещён в СИЗО, так как в отношении него ведётся следствие и ему инкриминируют около 50 эпизодов, которые связаны с реорганизацией лечебных учреждений края. По информации издания, в СИЗО министр пробыл двое суток, но в связи с его болезнью было принято решение взять с него подписку о невыезде.

Лазуткин утверждал, что «информация, размещённая в газете «Вечорка», не соответствует действительности на 100%», требовал извинений и обратился в суд. Главный редактор «Вечорки» Владимир Кантемир публично смеялся над самим Лазуткиным и его юристами.

Взятки в виде шоколадок

Три года работы в краевом минздраве Лазуткин назвал запоминающимся и ярким событием. «Команда министерства здравоохранения поработала очень профессионально, мы развязали многолетние проблемные узлы», — сказал Лазуткин. Факт взяточничества в медицине министр отрицал, называя единичные случаи «бытовухой в виде шоколадок».

20:08, 28 ноября 2017, Екатерина Шайтанова, Андрей Затирко