Тарифный хаос

Коммунальные тарифы в нашем крае – тема острая. Если не сказать – больная. За свет, тепло и прочие блага цивилизации мы платим в разы больше, чем наши соседи в Бурятии или Иркутской области. Проблема наша не уникальная и давным-давно вышла на федеральный уровень, об этом на прошлой неделе публично сообщил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Давайте попробуем разобраться, почему так получается, кто за что отвечает, и есть ли свет в конце тоннеля.

Коммунальные монстры

- Граждане, в большинстве своём, по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, не доплачиваем этим коммунальным монстрам, — это всё чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки, - заявил Артемьев в интервью одному из федеральных телеканалов.

По его словам, в соседних областях стоимость производства одного кубометра воды в сопоставимых климатических условиях может отличаться в 54 раза, что говорит о завышении тарифов. Не правда ли, знакомая ситуация? Значит ли это, что для того, чтобы решить вопрос с ЖКХ-платежами в нашем крае, следует всего-навсего обратиться в Забайкальское управление ФАС, и они разберутся, кто и что завысил? Увы, но не тут-то было. В вопросе подведомственности коммунальных тарифов сам чёрт ногу сломит.

У семи нянек

До 2015 года регулированием этого вопроса занималась специальная Федеральная служба по тарифам. Но в целях ужесточения контроля в этой сфере, ну и, заодно экономии государственных средств, она была упразднена, а функции её передали ФАС, которая должна была, используя свои региональные управления, навести тарифный порядок в районах нашей необъятной. По факту этого, как мы видим, до сих пор не произошло. Полномочия переданы, но не всем и не все. Краевые и областные отделения ФАС по-прежнему никакого отношения к тарифам не имеют. Так что обращаться туда по этим вопросам бессмысленно. Не их полномочия. Занимается всеми этими делами, по крайней мере, в Забайкалье, Региональная служба по тарифам. Вестимо, наследие той самой, упразднённой, ФСТ. При этом подчиняется РСТ даже не ФАС, а краевым властям. При этом тарифы с ФАС согласовывать всё-таки нужно, но только согласовывать, и только с федеральными антимонопольщиками, которые с ситуацией на местах не знакомы. Вот такая чехарда. Как-то слабо верится в ужесточение контроля при такой системе. Вместо единого организма, у нас набор судорожно подёргивающихся конечностей. А «голова» при этом вовсе на другом туловище, у которого, вроде, и свои руки есть, но взять в них ничего не моги.

- УФАСы на местах не участвуют в процедуре корректировки, установления и отмены тарифов, это прошу понимать, - комментирует ситуацию руководитель забайкальского УФАС Евгений Минашкин, - по тарифам вопросы напрямую задавайте Москве.

Дитя без глазу

Соответственно получается, что устанавливать тарифы ФАС по-прежнему не может, а вот надзорные функции у неё есть. Как минимум, отменять и регулировать теоретически можно. На практике же получается «как всегда», по двум основным причинам. Первую мы уже обозначили – из Москвы сложно, наверное, приглядеться и оценить справедливость тарифа в каждом уголке России, да так, чтоб оперативно и вдумчиво. И это при том, что кроме тарифов у ФАС есть и куча других обязанностей. Но основная проблема даже не в этом, а в том, что отсутствуют нормальные инструменты этого самого регулирования. Дело в том, что на сегодняшний день в России нет единого закона, определяющего порядок и правила установления тарифов на ЖКХ. Руководствоваться предлагается внушительной пачкой нормативных актов.

- По воде одно, по канализации другое… Порядка 200-300 нормативных документов, плюс подзаконные акты, - поясняет Минашкин, - тарифы необходимо регулировать централизованно, только тогда будет порядок.

С этим сложно не согласиться. При таком изобилии разнообразных бумаг поймать нарушителя становится задачей не из лёгких, так что единые для всех организаций правила установления тарифов очевидно необходимы. Самое интересное, что такой закон, точнее его проект, уже давно разработан. Только вот, к сожалению, намертво застрял в бюрократических коридорах высших эшелонов власти. По словам главы Забайкальского УФАС, после того, как закон внесли на рассмотрение, «его отодвинули и отправили на новый виток согласований». На текущий момент он «ходит» где-то по этим бесконечным виткам. Сколько это будет продолжаться – предсказать не возьмётся, наверное, даже победитель «Битвы экстрасенсов». А тем временем должного «присмотра» за тарифами нет, каждый лепит, кто во что горазд. Возможно, столь непривычно резкое для федерального чиновника выступление главы ФАС Артемьева было именно попыткой обратить внимание на проблему с завышенными коммунальными платежами и «продавить» пресловутый закон, ускорить его принятие. Если всё так, будем надеяться, что этот «ход конём по голове» сработает. Закон примут, и ситуация с тарифами в корне изменится, как обещают нам антимонопольщики. А пока, увы, имеем то, что имеем.