Битва гигантов за тарифные деньги

Владимир Тихомиров / Экономика, 10:32, 20 апреля /  6

О том, что руководство Забайкальского края давно, но пока безуспешно ставит вопрос перед правительством РФ и законодателями о создании особого тарифного режима на территории региона, позволившего бы снизить тарифы, знают все. А вот о подковёрной борьбе сторонников и противников этого процесса пока известно немного. Мониторинг прессы позволяет кое-что в этом вопросе прояснить.

Особый режим – разрушитель или созидатель?

А борьба за тарифы, судя по всему, разгорелась нешуточная. По сообщению, например, «Коммерсанта», сопротивление энергокомпаний и их промышленных потребителей колоссальное. Дело в том, что, власти Забайкальского края внесли в Госдуму РФ предложение о расширении перечня субъектов с особым тарифным режимом с тем, чтобы попасть в этот перечень. Оснований достаточно. По данным РСТ края, в 2018 году средние тарифы на электроэнергию для крупных потребителей в Забайкальском крае составили 4,84 рублей за 1 кВт/ч (с НДС), что на 15,5% выше, чем в других субъектах Дальнего Востока. После ухода с энергорынка региональные власти рассчитывают снизить тариф на 1 рубль за 1 кВт/ч. А это, в свою очередь, даст новый импульс для более ускоренного развития промышленности и малого бизнеса в регионе.

Однако Минэнерго работает на опережение и внесла в Госдуму законопроект о запрете подобных действий, который уже рассмотрен в первом чтении. Участники энергорынка при поддержки профильного министерства объясняют это тем, что тогда выручка генкомпаний сократится на 5 млрд рублей в год, а платеж крупной промышленности Сибири вырастет на 5,5 млрд рублей в год. Это, как считают в Совете производителей электроэнергии (СПЭ), приведет к сокращению инвестпрограмм и может отразиться на надежности энергоснабжения.

Как видим, инициатива Забайкальского края наталкивается на серьёзные аргументы. Смогут и успеют ли власти Забайкальского края убедить чиновников и депутатов Госдумы в необходимости расширения перечня субъектов с особым тарифным режимом? Сейчас, как известно, в этот перечень входят Чечня, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Республики Тыва и Бурятия. В этих регионах электроэнергия крупным потребителям, кроме населения, продается не по ценам, формирующимся на оптовом энергорынке, а по тарифу, который ниже рыночного уровня. Разницу при этом покрывают генкомпании и потребители, которые вынуждены увеличивать межтерриториальное перекрёстное субсидирование, то есть за счёт одних территорий держать на более низком уровне тарифы других. Объем ежегодного субсидирования всех тарифных регионов, по оценке СПЭ, составляет 17 млрд рублей, при этом задолженность таких регионов растет.

По правилам энергорынка, при переходе Забайкальского края на особый тарифный режим разницу тоже будут субсидировать генкомпании и потребители других регионов Сибири. При этом участники энергорынка считают, что создание отдельных тарифных зон разрушает энергорынок и не только ведет к росту перекрестного субсидирования, но и искажает инвестиционные сигналы, практически полностью исключая стимулы к повышению энергоэффективности.

Собственно, это и составляет основной козырь Минэнерго, генкомпаний и крупных потребителей, предлагающих запретить уход регионов с энергорынка на особый тариф. В случае принятия такого закона, переход новых субъектов на особый тарифный режим станет невозможен, а уже находящиеся на ручном регулировании тарифов регионы будут обязаны постепенно вернуться к оптовому энергорынку. Первое чтение законопроекта, как мы сказали, уже состоялось, но правительство Забайкальского края хочет успеть внести правки о расширении перечня субъектов с особым тарифным режимом ко второму чтению. Удастся ли это – покажет время.

Нужно контролировать. Но как?

На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время ежегодного отчета в Госдуме о работе правительства сказал о необходимости контролировать ситуацию с тарифами на жилищно-коммунальные услуги в регионах. Подчас в регионах, сказал он, которые находятся рядом друг с другом, тарифы совершенно разные, и это никак экономически не обоснованно. По его словам, готов закон о согласовании роста тарифа на электроэнергию с федеральным антимонопольным органом. Также он отметил, что подход к росту тарифов должен быть единым - он должен ограничиваться инфляцией, этого ограничителя должны придерживаться и федеральные, и региональные власти.

Здесь всё понятно, кроме одного: если будут существовать регионы с особым тарифным режимом, то как можно будет иметь одни цены на электроэнергию? Судя по всему, предстоит большая работа по выравниванию тарифного рынка в стране и, естественно, на Дальнем Востоке.