«Не надо играть с бензином!» газета «Забайкальский рабочий» № 9 от 23.01.2012

Несколько дней назад в ряде электронных СМИ Читы появилась информация, не на шутку взбудоражившая жителей края: якобы в марте в Забайкалье ожидается колоссальный скачок цен на бензин.

Наш корреспондент связался с руководителем Забайкальского управления федеральной антимонопольной службы Евгением Минашкиным и попросил его прокомментировать ситуацию.

— Евгений Николаевич, учитывая болезненность восприятия такого рода сообщений на фоне весьма непростых условий жизни в Забайкальском крае, связанных с высокими тарифами и ценами, в том числе на ГСМ, разъясните, насколько обоснованна данная информация?

— Не скрою, я был, по меньшей мере, удивлен, когда, как в игре под названием “испорченный телефон”, после моего интервью корреспонденту ГТРК-Чита данную “сенсацию” связали с моим именем. В связи с этим хочу ответственно заявить следующее.

Первое. Ни о каком повышении цен на бензин в Забайкальском крае, в том числе, именно в марте и на конкретную величину — до 38 рублей за литр, речь в интервью не шла, да и не могла идти — ни один госчиновник, ни руководитель хозяйствующего субъекта не может знать цену товара, закупаемого на свободном рынке и цена на который не регулируется государством, а формируется на основе рыночного механизма конкуренции.

Второе. Да, в интервью с корреспондентом ГТРК-Чита мы обсуждали причины роста цен на ГСМ в 2011 году в целом в России и в Забайкальском крае, в частности, говорили о “скачке” цен в начале 2011 года, связанном с резким ростом акциза на дизтопливо (131%) и бензин (от 28 до 50% по отдельным видам), именно поэтому дизтопливо, как ни парадоксально, стало стоить дороже бензина АИ-92.

Да, мы говорили об инициативах — законопроектах ФАС России об обороте нефтепродуктов, ценообразовании на них, развитии биржевой торговли ГСМ, “привязке” уровня акцизов к мировым ценам на нефть и инфляции в стране, чтобы не повторить ситуации 2011 года. Кстати, рост акцизов в наступившем году составил на дизтопливо 48 %, на бензин — 28-32% (сравните с 2011 годом), так что делать выводы о 20-процентном повышении цены в 1 квартале этого года — домыслы журналистов, их излишняя увлеченность различными аналитическими и экспертными обзорами, которым сегодня “несть числа”.

Третье. Готовя данную информацию, журналисты опирались, в том числе, и на свои контакты с представителями и руководством хозяйствующих субъектов, занимающихся реализацией ГСМ на территории Забайкальского края.

О грядущем повышении цен в системе “Нефтемаркета” (со ссылкой на г-на Рубцова) еще в декабре заявил один из информационных сайтов Читы.

В этой связи хочу предупредить руководителей хозсубъектов (не только на рынке ГСМ) и всех — в связи со вступлением в силу с 6 января текущего года “третьего антимонопольного пакета”, изменениями в законе “О защите конкуренции” и “Кодексе об административных правонарушениях РФ” — антимонопольный орган теперь вправе выносить предостережения должностным лицам за публичные высказывания о поведении на товарном рынке, которое будет иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства. Например, наш случай — намерение повысить цену товара, работы, услуги. Не надо спекулировать на ситуации и ввергать в шок граждан, готовя их к “резким скачкам” и неизбежностям.

Я, как руководитель Забайкальского УФАС, заявляю, что мы будем использовать весь арсенал предоставленных нам полномочий в рамках антимонопольного законодательства, невзирая на величину структур. Об этом знают все, кто реально соприкасался с антимонопольным органом.

Одна “горячая голова” на сайте в обсуждениях новости о 38 рублях за литр бензина в марте провела аналогию и намекнула о покушении на моего коллегу — руководителя Ивановского УФАС, другая говорит о баррикадах и т.д. Пусть это останется на совести авторов.

Ситуация на рынках ГСМ по всей России непростая, ею занимаются все уровни власти — президент России, его полпреды в федеральных округах, губернаторы. Не случайно на днях дано специальное поручение Президента России руководителю ФАС И.Ю. Артемьеву. Любое необоснованное изменение цены на ГСМ будет жестко пресечено, а последствия для инициаторов могут быть печальны.

Не надо играть с бензином!