«Бремя собственности» газета «Забайкальский рабочий» №69 от 20.04.2011

Реформа ЖКХ уверенно шагает по стране, рынок управляющих компаний пополняется, число желающих предложить гражданам жилищные и коммунальные услуги растет год от года. Участники рынка даже “дерутся” за право работать в доме. Дерутся, а у жильцов лбы трещат. Тому пример - факты. В Забайкалье один дом шесть раз за месяц переходил от одной компании к другой. Управляющие, стремившиеся обладать денежными средствами граждан, понятное дело, качеством своих услуг и проблемой заключения договора с организациями, снабжающими дом ресурсами, не обременялись. В итоге пострадавшими оказались собственники квартир. А критики реформы получили еще одно доказательство в пользу того, что многочисленные частники работают не лучше муниципальных конторок недавнего прошлого. Впрочем, способы сделать рынок ЖКХ цивилизованным все же есть. Как и средства - добиться качества услуг и добросовестности управляющих компаний. Эти вопросы обсудили представители общественно-консультативного совета при Забайкальской антимонопольной службе.

Кто есть контроль?

“Сегодня за все отвечают собственники” - избитая фраза, над которой большинству граждан наверняка не хочется задумываться, дабы не портить себе настроение. И все же задуматься придется, ведь с приватизацией квартиры и получением права продавать-сдавать ее люди получили и обязанности содержать квартиру в порядке. Чтобы из труб не капало, штукатурка не сыпалась. Мало того, став собственником квартиры, гражданин получил в довесок в качестве собственности часть общего имущества дома - подъезда, подвала, чердака. Только с общим имуществом все оказалась сложнее: обязанности по содержанию прописаны четко, а вот права… Какова в этой схеме роль управляющих компаний? Они - наемные рабочие собственников квартир. Мы им платим деньги, они нам - ремонт труб, уборку подъезда и т.д. Не устраивает одна управляющая компания, выбираем другую, лишь бы сошлись во мнении собственники, коих в доме нередко столько, сколько квартир. Порой меньшинству (это может быть 49 процентов против 51) приходится приспосабливаться под выбор большинства. Муниципальных квартир (они сдаются жителям местной властью по договору соцнайма), как свидетельствует саморегулируемая организация управляющих компаний “Забайкалье”, осталось мало. Но они есть. В Чите, к примеру, их около 25 процентов от всех квартир. По идее, муниципалитет должен так же, как и остальные собственники-граждане, участвовать в управлении домом, общим имуществом, голосовать на собраниях собственников. Однако, сообщил гендиректор СРО “Забайкалье” Антон Пономаренко, когда, например, вставал вопрос о софинансировании капремонта, муниципалитеты не вносили средства за свои квартиры и свою долю общего имущества. Озвучивались на встрече и другие темы. Государство оставило граждан один на один с ветхим жилищным фондом и частными компаниями, многие из которых только лишь стремятся к наживе в ущерб качеству услуг. В принципе, государственный контроль не исчез окончательно, есть государственная жилищная инспекция, куда обращаются жильцы для защиты своих прав на комфортное проживание. Есть, в конце концов, суды и прокуратура. Но вот вопрос, боятся ли управляющие компании предписаний жилинспекции и достаточно ли доказательств у жильцов, чтобы отстоять по нынешним законам свою правоту в суде? Помимо государственного есть еще один вид контроля над деятельностью организаций ЖКХ - общественный. Жильцы в первую очередь и должны смотреть, качественны ли оказываемые услуги. Правда, признали участники “круглого стола”, активных собственников единицы. Большинство предпочитает терпеть или не обращать внимания на то, что платят деньги зря. Существует и активно сегодня развивается также третий вид контроля - профессиональный. Создается сообщество управляющих компаний (саморегулируемая организация, СРО), где существуют определенные требования к работе участников, в том числе добросовестность на рынке и хорошее качество услуг. В нашем регионе недавно появилась такая организация под названием СРО “Забайкалье”, имеются предпосылки к появлению и других СРО. Здесь тоже есть свое “но”. Никто не сможет гарантировать и среди членов СРО добросовестную конкуренцию, их независимость от местных властей и коммерческих сообществ; отсутствие давления на новичков на рынке услуг ЖКХ. И, пожалуй, еще одна проблема. Сегодня обслуживанием внутридомовых сетей (электричество, вода, тепло и т.д.), гласит жилищное законодательство, должна вести управляющая организация. Фактически же данные сети сданы в нарушение закона муниципалитетом в аренду либо по договорам доверительного управления ресурсоснабжающей организации, которая доводит до дома блага цивилизации. По идее, внутридомовые сети должны отойти к управляющей компании, но во многих таких организациях нет ни денег, ни штата работников для обслуживания ВДС, какие есть, например, в “ТГК-14”, “Водоканале”. Вдобавок внутридомовые сети ветхие, и многим управляющим компаниям не под силу обслуживать их.

Таблетка от инертности

Обрисовав проблемы современного управления многоквартирными домами, участники “круглого стола” пришли к выводу, что все-таки внимательность и активность граждан в большей степени определяют, как они будут жить в своем доме. Другое дело, что жилищное законодательство сейчас настолько усложнено, что многие люди не знают, с чего начать, дабы добиться от своей управляющей компании достойной работы. Помочь людям сориентироваться в мире управляющих компаний и донести до населения способы управления домами должна местная власть, муниципалитеты. Как заметил Евгений Корнев, представитель управления жилищно-коммунального хозяйства краевого министерства территориального развития, то, что есть жестокие “драки” между управляющими компаниями, это хорошо, это основа рынка. Плохо, что игры ведутся не по правилам, в результате страдают люди. Задача же власти на местах, во-первых, установить правила игры и ни в коем случае не вмешиваться. Во-вторых, в том числе через средства массовой информации, объяснить населению современное жилищное законодательство. Также, по словам чиновника, необходим строгий учет компаний и домов. Помимо прочего муниципальные чиновники должны адаптировать федеральное законодательство к местным реалиям. В ведении органов местной власти - создание равных условий для деятельности всех компаний на территории города, разработка на уровне муниципалитета четких нормативно-правовых актов, которые позволяли бы закреплять дома за той или иной структурой или формой управления. Тогда можно исключить присутствие двух управляющих компаний в одном доме (бывает и такое!). Причем в этом случае одна группа жильцов исправно платит уже не существующей управляющей компании, но которая, по документам, еще работает в доме, а у той, которую выбрали соседи, злосчастные жильцы - в должниках. “И снова мы пришли к тому, что все зависит от граждан”, - сошлись во мнении участники “круглого стола”. Внимательный собственник не пропустит появление другой управляющей компании. Более того, он примет активное участие в голосовании за то, будет ли новая структура работать в твоем доме или нет.

- На мой взгляд, проблема активности собственников не в их инертности, а в занятости, -  поделилась мнением Татьяна Гулько, начальник управления регулирования цен и тарифов администрации Читы. - Грамотным, активным и образованным собственникам квартир зачастую некогда бегать по инспекциям, судам и другим конторам, они зарабатывают на жизнь. Бездельники, как правило, сидят дома. С последним высказыванием трудно не согласиться. Можно биться за свои права, но кто вместо тебя будет работать и обеспечивать твою семью? Пока большинство активных способны только лишь жаловаться, хорошо, если они знают куда.

- Забайкальское управление федеральной антимонопольной службы уже с начала этого года ощутило рост числа писем от рядовых граждан и от хозяйствующих субъектов. В обращениях они сетуют на недобросовестность управляющих компаний, - заметил Евгений Минашкин, руководитель Забайкальского УФАС. - Все больше управляющих компаний появляется на рынке и все больше фактов, когда группа ловких людей, организуя компанию, собирает деньги жильцов, а в ответ ничего не делает. И, полагаю, с этим столкнулись многие граждане в крае. Считаю, что местная и краевая власти не должны уходить в сторону, оставив один на один жильцов-собственников с управляющей компанией. Хотя жилищный кодекс и гласит, что собственники должны все решать, нам требуется некий переходный период.

 Как сказал в завершение Евгений Минашкин, участники общественно-консультативного совета будут способствовать тому, чтобы в действиях власти были шаги, нацеленные на улучшение жизни населения. “Мы не принимаем законов, но можем рекомендовать власти поступить определенным образом, - сказал руководитель УФАС. - В состав совета входят представители власти и общественности, не понаслышке знающие о проблемах населения”. Следующий “круглый стол” члены совета намерены провести накануне отопительного сезона, уже с участием ресурсоснабжающих организаций.

 

Виолетта ВДОВЯК.