Да будет свет…

Почему в Забайкалье за электроэнергию платят кратно больше, чем в других регионах страны? К чему приведёт повышение тарифов на электроэнергию? Эти вопросы обсуждали члены общественно-консультативного совета при Забайкальском управлении Федеральной антимонопольной службы.

Картина маслом

Рост тарифов на элек­троэнергию связан с ли­берализацией российской энергетики, которая началась пять лет назад. Се­годня вся электроэнергия в стране, за исключени­ем поставляемой населе­нию, продаётся по свобод­ным ценам. Предполагает­ся, что до 2014 года цены на коммунальные услуги для населения ещё будет уста­навливать государство, а после стоимость для про­мышленных, бюджетных и бытовых потребителей мо­жет сравняться. Это озна­чает, что и пенсионеры, и малоимущие, в общем, всё население будет опла­чивать электроэнергию по той же цене, что и владель­цы заводов, фабрик, ком­мерческих предприятий. Справедливо ли это, при­том, что в прошлом году рост стоимости электро­энергии для конечных по­требителей Забайкальско­го края (кроме населения) относительно 2010 года составил в среднем 21,5%, а по ряду предприятий -около зо%? Более того, в июне 2011 года рост соста­вил даже более 50%. А Фе­деральная служба по та­рифам вместе с министер­ством энергетики России на 2011 год установили пре­дельный уровень повыше­ния тарифов на электроэ­нергию -15%.

- Замечу, что в посёлке Забайкальск ряд предпри­ятий в 2011 году платили за электроэнергию на 25-35% больше, чем в 2010 году. В Чите предприятиям, рас­положенным, например, в Каштаке, электроэнергия обошлась дороже на 124%, на Московском тракте -на 119%, в Кадале - на 121%, - отметил Александр Суво­ров, генеральный дирек­тор ОАО «Агропромстрой», член правления краевого объединения работодате­лей.

На 2012 год Федераль­ной службой по тарифам для Забайкальского края установлен предел роста тарифов -- 12%. Электро­снабжение с 1 июля подо­рожало на 6% - с 1,92 ру­бля до 2,04 рубля (в пре­делах социальной нормы: 65 кВт/час на одного чело­века в месяц) и с 3,19 рубля до 3,38 рубля (сверх социальной нормы). Жите­ли сельских поселений пла­тить за электричество с 1 июля должны по 1,42 рубля за кВт/час (социальная нор­ма) и по 2,36 рубля за кВт/ час (сверх нормы). В сен­тябре тарифы на электроэ­нергию, в отличие от тари­фов на водоснабжение и водоотведение, не увели­чатся, и будут действовать до конца года.

Электричество по нужде...

Основной причиной по­вышения тарифов на элек­троэнергию для забайкаль­цев следует считать стои­мость энергии и мощности на оптовом рынке в регио­не Забайкалья.

- В России существуют оптовые и розничные рын­ки электроэнергии. Опто­вый рынок функциониру­ет в рамках единой энерге­тической системы России, участниками которой явля­ются крупные производи­тели и покупатели электри­ческой энергии. Розничные рынки существуют в гра­ницах каждого субъекта РФ, его участники - любые производители, потребите­ли энергии, независимо от минимального или макси­мального размера генери­рующей мощности, - разъ­яснил Виктор Паздников, руководитель службы по тарифам и ценообразова­нию Забайкальского края.

По словам Паздникова, на оптовом рынке элек­троэнергии продаётся два вида товаров: электроэ­нергия и мощность, по­следней торгуют в государ­стве на основе конкурентного отбора. Все генериру­ющие объекты РФ, не про­шедшие этот отбор, при­знаны неконкурентоспо­собными, им автоматиче­ски присвоен статус вынуж­денных генераторов. К та­ким в прошлом году отнес­ли и забайкальские элек­тростанции - Харанорскую ГРЭС и Читинскую ТЭЦ-1. Всё потому, что наши ге­нераторы заявили стои­мость своей мощности зна­чительно выше предельной по Сибири. Также в конку­рентном отборе мощности участвовала и Краснокаменская ТЭЦ, которая зая­вила стоимость своей мощ­ности не выше предельно­го уровня, установленного для ценовой зоны Сибири, и была отобрана для рабо­ты на оптовом рынке.

Мощность, которую производят генераторы, работающие в «вынужден­ном режиме», какХаранор
ская ГРЭС и Читинская ТЭЦ-1, оплачивается, но по це­нам, установленным Феде­ральной службой по тари­фам. При этом стоимость мощности вынужденных генераторов кратно выше предельного уровня цен,устанавливаемого       ФСТ для конкурентного отбо­ра мощности. Вот разница: ставка за мощность у Харанорской ГРЭС была уста­новлена выше предельно­го уровня в зоне Сибири на 209%, У Читинской ТЭЦ-1 почти на 70%.

- Таким образом, в За­байкальском крае в 2011 году около 6 5% мощности электростанций отпуска­лась по цене значительно выше установленной пре­дельной по зоне Сибири. Поскольку Забайкальский край имеет слабые связи с основной частью энерго­системы Сибири, он выде­лен в отдельную «зону сво­бодного перетока» (ЗСП). Мощность наших генера­торов, работающих в «вы­нужденном режиме», про­даётся внутри ЗСП, и все издержки   этих   генераторов оплачиваются потре­бителями зоны, - пояснил глава РСТ.

Беспредел

Вот и произошло оче­редное повышение энерго­тарифов. Вторая половина 2012 года будет непростой для жителей Забайкальско­го края. Сейчас речь идёт об электроэнергии, а далее последуют коммунальные услуги, газ, стационарный телефон... Повышение та­рифов приведёт к лавиноо­бразному росту стоимости жизни. К тому же снизить затраты, связанные с изно­сом устаревшего оборудо­вания, не представляется возможным. А это, как из­вестно, закладывается в та­риф дополнительной сум­мой. Таким образом, про­цесс может закончиться крахом энергетики и про­изводства в целом, - заклю­чил директор Дарасунско-го завода горного обору­дования, депутат Законо­дательного собрания За­байкальского края Сергей Белоногов.

Нужно вводить систе­му жёсткого контроля, что­бы отслеживать, как идёт освоение средств по инве стиционным программам энергетиков. Инвестицион­ная составляющая серьёз­но влияет на тариф. Сегод­ня идут масштабные ре­монтные работы на ТЭЦ го­рода Улан-Удэ, а рассчи­тываются за этот ремонт потребители Забайкалья, - высказался Александр Су­воров, генеральный дирек­тор ОАО «Агропромстрой». В свою очередь экономист Евгений Касьянов от­метил: «Денежный поток оплаты за электроэнергию за последние четыре года увеличился в два раза, т.е. на 100%! Инфляция в стра­не за эти годы составила 40%. Денежные сборы вы­росли в 2,5 раза по срав­нению с индексом инфляции. В чём дело? Растут из­держки поставщиков? Тог­да с ними нужно разби­раться, а не потребителей вынуждать платить за из­держки поставщиков! Вы­яснять, почему растёт стои­мость угля в условиях, ког­да в крае есть и угольные разрезы, и транспортиров­ка отлажена? К издержкам можно что угодно отнести, тут должна быть разумная грань».

- Беспредел творится! На людей, которые и так бедно живут в Забайкалье, складывают расходы и соб­ственники угольных разре­зов, и энергетики. Капита­лизация их компаний про­исходит за счёт народа! Гу­бернатор края обращается к министру энергетики Рос­сии и просит оставить ста­тус вынужденного постав­щика забайкальским элек­тростанциям. Это говорит о том, что следует ждать дальнейшего увеличения тарифов. Если эта полити­ка сознательная, с целью угробить последние пред­приятия в крае, тогда нуж­но всенародно об этом объявить, - негодует де­путат краевого Законода­тельного собрания Сергей Белоногов.

Как быть?

Члены общественно-консультативного совета при Забайкальском управ­лении Федеральной анти­монопольной службы при­знали факт отсутствия ре­альной конкуренции среди поставщиков энергии в ре­гионе и то, что работа элек­тростанций в ЗСП «Чита» в «вынужденном режиме» приводит к высокому ро­сту тарифов на электроэ­нергию. Однако есть на­дежда на улучшение ситуа­ции: в настоящее время на Харанорской ГРЭС закан­чивается монтаж оборудо­вания и готовится к пуску третий энергоблок, что будет способствовать повы­шению эффективности ра­боты электростанции, и не исключено, что станция вы­йдет из «вынужденного ре­жима» работы.

Обеспокоенность вызы­вает работа электростан­ций ОАО «ТГК-14». в том числе Читинской ТЭЦ-1. Как было сказано, в 2011-2012 годах электростанции этой компании не прошли кон­курентный отбор мощно­сти. В этом году электро­станции компании рабо­тают, не имея статуса «вы­нужденного режима», и не получают оплату за мощ­ность на оптовом рынке. За последние несколько лет компания не имеет прибы­ли. ТГК-14 осуществляет инвестиционную деятель­ность, но каких-либо инве­стиционных проектов, спо­собных радикально повы­сить эффективность гене­рирующего оборудования, сегодня у компании нет, в то время когда Читинская ТЭЦ-1 занимает значитель­ную часть (более 30%) уста­новленной мощности гене­рирующего оборудования.

По мнению чле­нов общественно-консультативного сове­та при краевом УФАС, из­менить ситуацию на регио­нальном уровне невозмож­но. Решено направить об­ращение в федеральные органы власти: Минэнерго РФ, Федеральную службу по тарифам, Федеральную антимонопольную службу.
В письме констатировать, что генерирующие объек­ты, работающие в Забайкалье в «вынужденном режи­ме», оказывают большое влияние на конечную стоимость электроэнергии для потребителей Забайкаль­ского края, и развитие кон­курентного рынка электро­энергии в Забайкалье пол­ностью зависит от феде­рального центра.

Иван ТОМСКИХ

Народная ноша

Тарифы на электроэнергию в Забай­калье делает высокими не только стои­мость энергии и мощности на оптовом рынке. В тариф включают всё, что толь­ко можно включить: это и средняя цена энергии на оптовом рынке, стоимость услуг по передаче электроэнергии, ин­фраструктурные затраты, стоимость услуг коммерческого оператора адми­нистратора торговой системы, систем­ного оператора единой энергетической системы и центра финансовых расчётов,а также сбытовая надбавка гарантирую­щего поставщика. Вот за всё это прихо­дится платить потребителям электроэ­нергии в Забайкалье! Причём, если для населения рост стоимости некоторых со­ставляющих тарифа сдерживается госу­дарством, то для производственников электроэнергия обходится ещё дороже, с 1 января 2011 года она не регулируется. Неудивительно, что в Забайкалье не раз­вивается промышленность и какое-либо производство.