С региональным акцентом.

Антимонопольные законы должны учитывать региональ­ную проблематику, высказали мнение представители общест­венно-консультативного сове­та при Забайкальском УФАС. Участники разговора говорили об энерготарифах, реформах и жилищно-коммунальных услу­гах. Встреча прошла в рамках обсуждения стратегии разви­тия антимонопольного законо­дательства в России.

 

Дороговизна забайкальской электро­энергии объясняется доминированием в нашей зоне свободного перетока (ЗСП) "Чита" неэффективных электро­станций. Им присвоен статус "вынужденного генератора", их электроэнер­гию по заведомо большей цене приоб­ретают местные потребители. Ранее, как сообщал общественно-консульта­тивный совет, ФАС России предложи­ла объединить дорогую забайкальскую ЗСП с более дешевыми соседними. Тогда, возможно, стоимость электро­энергии несколько снизится.

 

Появится ли объединенная зона свободных перетоков, еще неизвестно, правительст­во по этому поводу молчит. Тем временем, о Забайкалье сегодня с уверенностью можно говорить, что здесь идет доми­нирование дорогих электро­станций — "вынужденных гене­раторов" с их дорогими услуга­ми.

Такая картина в энергетике Забайкалья давно уже стала предметом обращений в антимонопольную службу и пово­дом для критики реформы от­расли.

 — В программе развития ан­тимонопольного регулирования идет речь о перезапуске реформирования не только энер­гетики, но и железнодорожного транспорта, связи. Эти крупней­шие монополии реформирова­лись последние 10 лет. Оценив прошедшее, мы видим: ни государство, ни общество, ни ме­неджмент этих монополий не удовлетворены тем, что есть. Реформирование не дало ожи­даемого результата, — заметил глава Забайкальского УФАС Евгений Минашкин.

Кроме того, в результате ре­форм в таких регионах страны, как Забайкалье, появились проблемы, на которые антимонопольное законодптельство попросту не может не обратить внимания.

Говоря о рынке жилищно-коммунальных услуг, глава са­морегулируемой организации управляющих компаний "Забай­калье" Антон Пономаренко предложил отменить обобщаю­щий размер платы за жилищ­ные услуги, назначаемый адми­нистрацией Читы по шести группам домов. На самом деле, групп должно быть больше. Если честно, каждый дом уни­кален, со своими достоинства­ми и недостатками, считает По­номаренко. И то, сколько денег отдавать за жилищные услуги, должны решать сами собствен­ники квартир, исходя из реаль­ных потребностей дома.

 — Почему житель дома после капремонта платит столько же или плата даже растет, ведь состояние здания хорошее? Ны­нешняя уравниловка останавли­вает инициативу на корню, поскольку за нас принимается ре­шение о размере платы. Никто не говорит, что цена должна возрасти. Она должна либо уменьшиться, либо остаться на том же уровне. А если люди же­лают нанять консьержку либо охрану — то, разумеется, плату придется увеличить, — заметил Антон Пономаренко.

 — Я лишь говорю о том, что необходимо тратить кровно заработанное лишь на свой дом, а не на другие дома, на­пример в Черновских.

Но, было замечено на встрече, многим домам не по­везло с капитальным ремон­том и затраты на их содержа­ние могут резко возрасти, стать непосильными для не­богатых горожан, ведь большинство их живет не в ново­стройках. В ветхом жилье жи­вут нищие собственники, у ко­торых нет денег на ремонты и на квартиры в новых домах, и тогда для них увеличение пла­ты за жилье будет болезнен­но. Если повсеместно реализовывать такую схему, необ­ходимо предусматривать по­мощь для нищих собственни­ков.

Напомним, что в проекте стратегии развития антимоно­польного регулирования, опубликованном на сайтеУФАС России, предлагается помимо прочего учесть вступ­ление России в ВТО и уча­стие страны в прочих торго­вых организациях.Сформи­ровать практику дисквалифи­кации должностных лиц хо­зяйствующих субъектов в ка­честве наказания за наруше­ния антимонопольного законодательства.

 

Виолетта ВДОВЯК.