«Нас очень многие не любят!»

В2012году в УФАС по Забайкальскому краю было подано 407 жалоб на несправедливое проведение торгов, на, на недобросовестную рекламу, на неоправданно высокие цены. Из всего количества претензий более половины признано необоснованными…

Такое заявление на одной из встреч с журналистами сделал руководитель краевой УФАС Евгений Минашкин. Сказал без бравады и позерства, просто констатируя факт. И привел аргументы. Пока только одна цифра, в 2012 году в управлении было рассмотрено 407 жалоб. Недовольство высказывалось по самым разным поводам. Предприниматели жаловались на чиновников за            несправедливое проведение торгов по размещению госзаказов.

Граждане возмущались необоснованным  ростом цен. Недовольны они были предлагаемой               рекламой, зачастую вульгарной и неэтичной, нередко вводящую людей в заблуждение или просто обманывающую их. Так, 31 января 2013 года УФАС вынесла постановление о наложении штрафа в размере 100 000 рублей на аптеку ООО «Ригла». Предприятие было наказано за то, что отказало одной из покупательниц предоставить бонусную скидку при покупке лекарств, хотя эта услуга была обещана рекламой. Бизнес критиковал учреждения и ведомства за многочисленные и необоснованные бюрократические барьеры. Ряд участников рынка пытались разобраться друг с другом, считая, что тот или иной их конкурент играет не по правилам. Чиновников вводили в ступор запутанные, неполные и слабо подготовленные документы на  начало ведения бизнеса.

Все эти головоломные и зубодробительные ситуации исследовались, конечно же, специалистами региональной антимонопольной службы. И недовольных конечными выводами и решениями было более чем достаточно: из 407 жалоб необоснованными была признана 221...

Цифра, надо сказать, говорящая о многом. В ней присутствует изрядная доля правовой неграмотности и завышенная амбициозность всех категорий жалобщиков. И это несмотря на то, что общая концепция антимонопольного законодательства в постсоветской России мировыми                экспертами оценивается очень высоко. Более того.в добавление к теоретическим выкладкам страна накопила достаточно богатый практический опыт. Найти прецеденты по решению каких-то спорных вопросов юристам,             чиновникам, бизнесменам и потребителям становиться все проще -было бы желание и опыт. Вместе с тем, никто не спорит - наше законодательство в ряде своих положений несовершенно.

Речь идет о пресловутом 94-м    ФЗ    «О    размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». В нем обнаружена масса лазеек, позволяющих организаторам торгов и заказчикам работ манипулировать заявками подрядчиков по своему усмотрению. В результате – потерянное время, упущенная выгода, убытки, не выполненные работы. Так, в июне 2012 года с жалобой в УФАС обратился участник торгов на получение подряда на строительство соцучреждения в Карымском районе, которому было отказано  в получении заказа. Сейчас в ситуации с разбираются специалисты УФАС.   Закон  №  94  сейчас внимательно изучается. Все стремительные изменения, что  наблюдаются сегодня современной  деловой жизни государства будут обязательно учтены и сейчас  ожидается выход в свет нового ФЗ «О федеральной контрактной системе». Из всего этого вытекает вполне понятное « пожелание ко всем участникам рынка - следите за законами, внимательной изучайте все

документы. И перестаньте ими жонглировать так, как вам заблагорассудится...

Существует много случаев проявления так  называемого «потребительского экстремизма», когда человеку взбрело в голову, что цены на какие-то товары или услуги необоснованно высоки. Очень часто это сугубо субъективное мнение. Люди не обращают внимание на целый ряд факторов, влияющих на формирование цен. А это транспортная составляющая, налоговое законодательство, тарифы на тепло- и электроэнергию, цены на землю, проблемы с кадрами. Многое зависит от статуса рыночного игрока -кто он: новичок или давний участник рынка, представляет он крупный или малый бизнес, каковы объемы его производства, подпадают ли товары или услуги под социально значимые, привезен этот товар откуда-то издалека или произведен на месте и так далее и тому подобное. Одним ловом, надо понимать, что автомобиль ВАЗ-2107 по цене будет отличаться от Maybach последней модели, точно так же, как докторская, колбаса Макковеевского"('МПК от мраморного мяса из-Барселоны.

И к предпринимателям есть серьезные претензии. Да, сейчас они вынуждены играть на рынке по тем законам, что им предложены. И ведут свой бизнес не где-нибудь, а в условиях Забайкалья. Издержки здесь неизбежны. Но предсказуемы. Еще на слуху возмущение Забайкальцев ценами на ГСМ летом прошлого года и огромные претензии к ООО «Нефтемаркет». Их обвиняли в корпоративном сговоре, в погоне за прибылью, в неграмотном мониторинге рынка ГСМ. В антимонопольную службу посыпались жалобы. УФАС положение дел исследовало, ситуация разрешилась, острота проблемы на время была :снята. Сегодня в поле зрения антимонопольщиков попал другой, сравнительно новый участник рынка-«Роснефть». Но в этом случае есть надежда, что предупредительные консультации заблаговременная выработка общей стратегии не позволит допустить резкого повышения цен на бензин и дизтопливо. Более того, в регионе в скором времени появяться мобильные и компактные нефтеперерабатывающие заводы, что позволит сдерживать цены на горючее в разумных пределах.

Сегодня    край    находится в очень непростом экономическом положении. Мы уже стабильно, на протяжении долгого времени по всем показателям определены, как один из самых дорогих регионов и находимся на третьей- четвертой позиции снизу среди всех субъектов СФО. Прожиточный минимум у нас составляет 6.515 рублей в месяц. При этом наш сосед «сверху» - Бурятия, там живут на 6.462 рубля. Ниже нас по таблице - Новосибирская область, там - 6.568 рублей. У нас очень высока стоимость за квадратный метр жилья — 43 000 рублей. Региональные торговые розничные сети малочисленны - их всего 14: «Привоз», «Любомир», «Янта», «Караван» и так далее. Бизнес появляется и развивается у нас с трудом. Доминирующих участников регионального рынка в крае нет. Вместе с тем, сегодня никто

не может по собственной прихоти безоглядно повышать или понижать цены. А значит, по большому счету, и не кому предъявлять претензии. Естественные монополисты—ТГК-14, СУЭК, ЗабЖД, Норникель, ну и Читинское троллейбусное управление и Читакрайгаз -немного побаиваются только государства. Но здесь надо понимать, что государство не вправе диктовать крупному бизнесу условия. Оно может влиять на него

только косвенно - налогами, административным ресурсом, попытками взаимовыгодно договориться, точечным экономическим воздействием, рядом других мер. Поэтому самим предпринимателям, если они хотят обрести цивилизованный облик, стоит изрядно потрудится над своим имиджем и стилем ведения дел. А с этим - прямо беда. Специалисты-аналитики в самых разных сферах деятельности с большим неудовольствием отмечают ряд проблем, с которыми сами предприниматели расставаться не спешат. Это низкий уровень самоорганизации бизнесменов, слабая общественная активность, их разобщенность, недостаточное внимание к социальной ориентированности деловых людей, у многих — явное настроение «временщиков».

...Итак, УФАС многие не любят. Есть еще один ответ на вопрос—почему. Дело в том, что руководство Забайкальского антимонопольного ведомства заявляет, что их структура защищает конкуренцию, а не конкурентов. Думается, разницу объяснять не надо -конкуренция выгодна прежде всего потребителям и она борется «за», а не «против» них. А вот конкуренты частенько сражаются друг с другом и с потребителем. Но ведь на то и ФАС на рынке, чтобы...

Алексей Половцев