Утонуть в бензине. Дорого

Мы бойко перешагнули бензиновый кризис конца сентября — начала октября, выстроивший автовладельцев в очереди у АЗС соседних регионов, но теперь вынуждены платить за топливо больше, чем месяц назад. Несмотря на снижение мировых цен на нефть, запуск ряда ремонтировавшихся нефтеперерабатывающих заводов и насыщение топливного рынка, цены на бензин в Забайкальском крае продолжают расти.

Опять рубль

По данным ОАО «Нефтемаркет», лидера розничной продажи в регионе, за последнюю неделю октября все марки бензина в регионе выросли в цене на 50 копеек за литр, по старым ценникам продаётся лишь дизельное топливо. Гарантировать, что удорожание не продолжится, в компании не могут, ссылаясь на крепкую зависимость от биржевых цен.

«Цена на топливо будет подниматься ровно настолько, насколько она будет подниматься на бирже», — отметил первый заместитель генерального директора компании Андрей Фефелов.

В отделе маркетинга ОАО «Нефтемаркет» уточнили, что 9 октября компания была вынуждена на 70 копеек повысить цены на все марки бензина, кроме дизельного топлива, 21 октября ещё на 50 копеек подорожал АИ-92, 27 октября на 50 копеек дороже стал стоить литр АИ-95 и АИ-98. Итого только за октябрь литр бензина на заправках крупнейшего поставщика в Забайкалье стал стоить на 1,2 рубля дороже, чем раньше.

По данным мониторинга УФАС России, с 6 по 12 октября в Забайкальском крае средние цены на бензин марки АИ-76 (80) составили 32,05 рубля на заправках независимых поставщиков и 31,9 рубля на заправках оптового поставщика ОАО «ТНК «Роснефть», АИ-92 38,86 и 36,65 рубля соответственно, АИ-95 – 38,68 и 38,42 рубля, летнее дизельное топливо отпускалось по цене 38,11 и 37,72 рубля.

УФАС: Продают без нарушений

В УФАС России по Забайкальскому краю пояснили, что рост цен не превышает установленных законом норм. Цена на топливо складывается из цен оптовых поставщиков, которые везут топливо в регион практически со всей России, биржевых цен – если компании торгуют его на биржах, и транспортных расходов.

«У нас отпускные цены свободные, они не регулируются государством. Кто-то (из региональных поставщиков – авт. ) купил чуть дешевле, кто-то купил чуть дороже. В УФАС России по Забайкальскому краю ведётся еженедельный мониторинг ситуации. Постепенное повышение идёт по всем АЗС», — рассказала начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков забайкальского управления антимонопольной службы Татьяна Яковлева. Спекуляции на панике, сложившейся вокруг бензинового кризиса в соседних регионах, она полностью исключила.

«Это реально обоснованные цены», — заявила Яковлева.

С её слов, увеличение средней цены на бензин в Забайкальском крае в октябре 2014 года не превысило 5%. Даже при росте стоимости в 1% розничные сети предоставляют в управление счета-фактуры о последних закупках топлива.

«То есть мы видим, по какой цене в последний раз у компании была поставка топлива. Темпы роста закупочных цен у нас превышают темпы роста розничных», — сказала Татьяна Яковлева.

Получается странная картина: на фоне удешевления российских цен опт для Забайкальского края, по данным УФАС, растёт. И компании в регионе, и краевое управление антимонопольной службы удорожание топлива связывают с ценами федеральных поставщиков.

Федеральная инерция

Неделю с 20 по 26 октября газета «Коммерсантъ» назвала переломной в решении проблем с обеспеченностью регионов топливом: «После завершения ремонта на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе оптовые цены начали быстро падать на фоне перспектив дальнейшего роста предложения. Теперь покупатели уже не торопятся с покупкой топлива, и из-за этого цены могут продолжить спад. Однако на розничных ценах на бензин это отразится в меньшей степени: скорее всего, они лишь постепенно стабилизируются», — пишет издание.

Ремонты завершились на Мозырьском НПЗ в Белоруссии и Омском НПЗ «Газпром нефти», которая наряду с «Роснефтью» является одним из крупных поставщиков топлива в Забайкальский край. По данным «Коммерсанта», ангарский завод вчетверо увеличил предложение АИ-92 на бирже, стабильно выставляя 300–360 тонн в день, которые мгновенно раскупались потребителями Восточной Сибири, где по-прежнему ощущаются последствия дефицита топлива в первой половине октября.

По мнению источников «Коммерсанта» в отрасли, нефтекомпаниям придётся пойти на снижение оптовых цен, так как текущая цена все ещё выше экспортной альтернативы на 5–8 тысяч рублей на тонну, и поставка на внутренний рынок ещё долго будет для федеральных компаний выгоднее.

По прогнозам эксперта «Аналитики товарных рынков» Михаила Турукалова, в ближайшее время резкое снижение оптовой стоимости топлива продолжится, однако в рознице нефтекомпании продолжат держать цены. Глобальное снижение стоимости опта стабилизирует цены в рознице лишь через какое-то время.