• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Мы защищаем конкуренцию, а не конкурентов.

С декларации принципа, внесенного в заголовок материала, и было положено начало беседы нашего корреспондента с Евгением Минашкиным, руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю. Защита конкуренции идет от имени государства с решением задач по обеспечению возложенных на ФАС России функций.

- Евгений Николаевич, вы человек известный, но, думается, не будет лишним, если кратко поведаете о некоторых    биографических фактах своей жизни.
- Родился 7 октября 1954 года в селе Бурулятуй Оловяннинского района Читинской области. По окончании средней школы - служба в армии, потом учеба в Читинском педагогическом институте. Работал в селе Пешково, это Нерчинский район, учителем истории. Затем первым секретарем райкома комсомола Нерчинского района. С середины 80-х годов прошлого столетия работал в Чите секретарем областного комитета комсомола, в последующем инструктором обкома КПСС, а потом первым и последним секретарем Улетовского райкома партии. В первой половине 90-х годов в аппарате Читинской областной Думы, во второй половине - на федеральной государственной службе - руководитель аппарата полпреда Президента Российской Федерации в Читинской области, федеральный инспектор. С начала нового тысячелетия работал начальником Управления по делам средств массовых коммуникаций и телерадиовещания Читинской области, потом в исполкоме Читинского регионального отделения политической партии «Единая Россия». К этому времени, исповедуя принцип: «Век живи - век учись»* окончил еще два высших учебных заведения в Новосибирске и Чите. С февраля 2008 года по итогам конкурса был назначен на должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Читинской области, а с апреля - по Забайкальскому краю.
Блиц-опрос:
- Ваши достоинства?
Самому об этом говорить нескромно, однако думаю, что, несмотря на большой чиновничий стаж, не потерял видение  человеческих проблем. Стараюсь всегда докопаться до сути.
- Ваши недостатки?
- Иногда бываю резок. Но работаю над собой.
- Ваша семья?
- Горжусь своими сыновьями Романом и Дмитрием, они у меня близнецы. Им уже под сорок лет, человечные и порядочные у меня ребята.
- Ваше хобби?
- Люблю читать историческую и философскую литературу. Люблю поездить на машине, люблю лес, но не охотник, собираю грибы.
- Что значит успех в жизни?
- Любимая работа. Здоровье и уважение окружающих тебя людей.
- Цели Управления ФАС?
- Законность, равенство и справедливость - через призму этой краеугольной триады мы и работаем. Защищаем сферу предпринимательства от давления монополистов и зло¬употребления доминирующим положением на рынках, недобросовестной конкуренции и административных препон органов власти различных уровней.
- Какие задачи на сегодняшний день ставятся во гла¬ву угла Управлением ФАС?
- По . продовольственным товарам приказом Федеральной антимонопольной службы в целях недопущения необоснованного роста цен на отдельные его в иды наше Управление проводит еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен по определенному перечню. Это говядина, свинина, куры, рыба и другое, всего 11 наименований, недавно добавлена еще одна позиция - крупа гречневая. Мониторингу подвергаются только крупные оптовые компании, расположенные у нас на территории, отпускные цены которых превысили пять процентов. Стоит заметить, Забайкальский край не выбивается из общей картины в стране: как ив иных
регионах, у нас есть движение по росту цен. И оно неизбежно, ситуация вытекает из общей внешнеполитической и экономической обстановки в России.
- Ваши действия в рамках полномочий службы?
- Мы можем пресекать на¬рушения только за злоупотре¬бление доминированием. Ис¬следование рынка показывает, что у нас на сегодняшний день оптовые фирмы и торговые сети не занимают доминирующего положения. Рост цен обуслов¬лен повышением цен оптовых поставщиков из других регионов страны. По всем фактам повышения цен нами направлены  письма в территориальные Управления ФАС о принятии мер в случаях выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства. Внимательно следим за возможными сговорами.
- У вас есть еще и полномочия пресекать действия в предпринимательской среде...
- Совершенно верно, недавно два хозяйствующих субъекта в Чите по той же пресловутой гречневой крупе соизволили публично в СМИ делать предположения о повышении цен на гречку. Мы им выдали предостережение в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона «О защите конкуренции». Если и будет рост цен, то он должен быть обоснован, не надо сеять
панику.
- Какова практика применения антимонопольного законодательства в пресечении монополистской деятельности?
- Само по себе наличие монопольного положения и доминирования на рынке не является плохим. Вопрос в другом -нюансах поведения монополистов, вот это и является предметом нашей деятельности. В Федеральном законе «О защите конкуренции»; прописаны нормы борьбы со злоупотреблением монопольным положением. Наша работа строится на основании заявлений граждан, обращений органов прокуратуры и органов власти, хозяйствующих субъектов, собственных наблюдений и так далее. В Нашем арсенале есть различные инструменты воздействия на монополистов.
- На примере это можно как-то пояснить?
- Пожалуйста. У предпринимателей довольно часто возникают проблемы с подключениями своих объектов к воде, теплу, электрической энергии и иным инфраструктурным сетям. Монополисты порой отказывают по разным причинам в заключении договоров, хотя по закону обязаны их заключать. Такому монополисту мы выдаем предупреждение, если исполняет - на этом все и заканчивается, если не исполняет, возбуждается дело по признакам нарушения антимонопольного нарушения антимонопольного законодательства, ну а финалом неисполнения является административное наказание с очень серьезным штрафом.
- Как работает Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и как ведется контроль за осуществлением государственных закупок?
- Закон очень непростой, много отсылочных норм, но закон работает. При торгах всегда возникает не довольная сторона, и, как правило, она старается их обжаловать. В 2013 году мы приняли около 300 жалоб, на начало декабря текущего года таких жалоб было уже 380, до конца года, думаю, зашкалит за четыре сотни. В основном жалуются на отказ комиссий в праве участия в аукционе. Средний процент обоснованности претензий составляет порядка 15-20 процентов. Согласитесь, это достаточно много.
- Ваши специалисты проводят большую работу...
- Да, люди, чьи права мы отстояли, благодарны нам. При рассмотрении жалобы проводится внеплановая проверка всей процедуры торгов:- правильно ли сформирована документация, соблюдены ли сроки и так далее. Регламент рассмотрения жалоб очень жесткий - пять рабочих дней с момента     поступления обращения до вынесения решения.
- Есть ли факты ограничения конкуренции и ущемления прав предпринимателей органами государственной власти и местного самоуправления?
-Да, такие дела были и есть. Возбуждали дела и в отношении Правительства Забайкальского края, и некоторых министерств, но самыми массовыми нарушителями являются органы местного самоуправления. В районах недостаток подготовленных людей – юристов. В основном дела заводятся по признакам ущемления прав малого бизнеса при распоряжении имуществом, выделении земель, в создании необоснованных преференций.
- В Забайкальском крае цена на ГСМ бьет все рекорды. Как объяснить, что цена нефти на мировых рынках дешевеет, а цена бензина в России растет?
-Ценообразование в России устроено  иначе, нежели в иных странах мира. Почти половина бюджета страны формируется из доходов из нефтяной отрасли. В цене одного литра бензина заложено порядка 65 процентов налогов, и они не изменяются при понижении цен на нефть. Если говорить о Забайкальском крае, то регион отличается еще и своеобразной организацией рынка в отличии от других территорий, где работают несколько компаний, занимающихся реализацией нефтепродуктов. У нас только один крупный оптовый поставщик - ОАО «НК «Роснефть». Нашей службой ведется еженедельный ценовой мониторинг рынка нефтепродуктов Забайкальского края.
- Есть ли факты завыше¬ния цен на медикаменты в регионе?
- За всю бытность моей работы в антимонопольном органе, а это уже почти семь лет, была только одна жалоба. Хотя это не показатель того, что у нас в этой части все хорошо и нет завышения пен. Но наша служба работает только при наличии конкретных фактов, разбирательства идут при наличии жалоб.
- Насколько действенна практика Управления в регулировании рынка рекламы?
-     Закон «О рекламе» имеет довольно длительную практику правоприменения. Если посмотреть статистику, то наше Управление в среднем в течение года возбуждает не менее полусотни дел, связанных с нарушениями в области рекламы. Народ сейчас «продвинутый» и не упускает возможности подать жалобу на нарушения в сфере наружной рекламы, печатных СМИ, на телевидении, в интернет-изданиях. Основным нарушением, особенно в наружной рекламе и печатных СМИ, является реклама финансовых услуг, когда рекламодатель вводит в заблуждение граждан своими предложениями.
- При антимонопольном расследовании привлекаете ли сторонних экспертов?
- В первую очередь проводим расследования сами, но при наличии специальных вопросов, естественно, привлекаем специалистов их различных отраслей. Так, например, когда возникают вопросы из области энергетики, тарифного регулирования, обращаемся к экспертам Службы по тарифам или экспертам Ростехнадзора, которые дают заключения по тем или иным техническим аспектам проблемы.
- Как строится работа с гражданами?
- Еженедельно в определенные дни и часы я и мой заместитель проводим личный прием граждан. У нас есть свой сайт в Интернете и электронная почта, нам можно написать и получить ответ от специалистов Управления. С августа текущего года открыта работа горячей линии для получения оперативной информации от граждан о фактах повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. В рамках своей компетенции мы полностью открыты для диалога.