Рука власти на рычаге ценообразования

После того, как Россия испытала признаки надвигающегося экономического кризиса в виде повышения цен, федеральное правительство взялось за наблюдение за ценниками в продуктовых магазинах. К концу года стало понятно, что одним мониторингом не обойтись и напрямую взялись за прямое регулирование цен. В первые месяцы 2015-го несколько регионов установили предпринимателям предел торговой надбавки. Забайкальский край намерен идти по тому же пути.

Опыт регионов

Надо понимать, что правительство замахивается не на цены всех продуктов в магазине, а на перечень социально значимых продуктов, установленный специальным постановлением ещё в 2010 году. В него входят три вида мяса и рыба, куры, сливочное и подсолнечное масло, молоко 2,5-3,2% жирности, яйца, сахар и соль, чай и мука, хлеб, рис, пшено, гречка и вермишель, картофель с капустой, лук, морковь и яблоки. Если на один из этих продуктов цена подскочит более чем на 30% за месяц, то правительство имеет право ввести в регионе ограничение цены сроком на 90 дней. Впрочем, региональным властям никто не мешает заниматься регулированием и без такого скачка.

Одним из первых в ценообразование вмешался губернатор Тюменской области. Он под занавес года установил максимальную наценку в 15% на часть перечня. Никакой реакции его действия не вызвали. Напротив — глава региона подтянулся в рейтингах, а потом то выезжал лично контролировать цены, то собирал в блоге жалобы на подорожание. В Хабаровском крае власти в то же время подписали с крупнейшими сетями соглашение об ограниченной 15% наценке.

Игра с ценниками стала популярной, и продавцы стали проявлять инициативу, способную исключить из ценообразования чиновников. Владеющая сетью магазинов группа компаний «О'кей» сама предложила правительству ограничить надбавку на один продукт в каждой категории социально значимых продуктов, а не на всю категорию. В интервью «Коммерсанту» член правления группы Марина Каган рассказала, что удешевив один товар из ряда продуктов, сети сохранят цены на остальные. На сколько именно подешевеет этот товар — непонятно. Рамки, в которые хотят загнать надбавку, Каган не обозначила.

При таком подходе, по её словам, ритейлер (от английского retailer — розничный продавец) несёт убытки, не покрывая некоторые расходы на логистику, энергоносители, содержание помещений и зарплату сотрудников, но это позволяет удержать от падения покупательский спрос со стороны социально незащищенных слоев населения. Страх перед ограничениями, вводимыми государством, предприниматели объясняли и угрозой дефицита.

В феврале регионы всё охотнее брались за наценки, изменяя под себя их максимальную величину и список товаров. По информации «Коммерсанта», в Ростовской области власти рекомендовали ритейлерам, сельхозпроизводителям и организациям агропромышленного комплекса не задирать наценку выше 10% хотя бы для одного товара из категории социально значимых. Губернатор Курганской области Алексей Кокорин ограничил её 15%, глава Краснодарского края Александр Ткачёв — 10%. В Калужской области также взяли за максимум 10%.

Ещё часть регионов не стала вводить законодательные ограничения, заключая с оптовыми розничными продавцами соглашения о сотрудничестве. Министерство экономического развития и торговли Республики Марий-Эл предложило компаниям установить наценку не более 15% до начала 2018 года. Администрация Алтайского края склоняла предпринимателей притормозить наценку на один-два товара в 24 категориях до конца года. То же самое произошло на Сахалине. А вот в Ярославской области думают, чтобы цены снизились при помощи льгот для ветеранов Великой Отечественной и социально незащищённых граждан.

В некоторых регионах, как сообщает газета, чиновники неформально договариваются с руководством сетей, а кое-где и вовсе угрожают отзывом лицензии.

Договорённость как старт

В Забайкалье к такой мере пока присматриваются. На первом заседании созданного губернатором антикризисного штаба руководитель забайкальского УФАС Евгений Минашкин заявил, что управление не будет выступать против соглашения между правительством и бизнесом о введении ограничения на максимальную процентную надбавку.

По его словам, 135-й федеральный закон запрещает соглашения между хозсубъектами и властью, и такое соглашение теоретически может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства. Но, если договорённость улучшит жизнь народа, то антимонопольщики не посмеют оспорить его.

Министр экономического развития Забайкальского края Сергей Новиченко пообещал, что такое предложение штаб рассмотрит на одном из ближайших заседаний. К тому времени правительство определится с группой товаров, на которые нужно установить ограничения. Однако в настоящее время, некоторые предприниматели уже сделали это по устным договорённостям с правительством.

В прокуратуре края пояснили, что ведомство также не будет против такого соглашения, при условии его добровольности.

Регулирование рынком

Представители работающих в Забайкалье торговых сетей к перспективе контроля за надбавкой относятся скептически. Если их федеральные коллеги обосновывают опасения угрозой дефицита, то местные ссылаются на законы рынка и особенности торговли продуктами, при которых вмешательство чиновников будет лишним.

— Как уравнять наценку, если для каждого товара она своя? — недоумевает представитель одной из сетей супермаркетов Читы. — Например, на сахар в 2014 году надбавка колебалась от 5% до нуля, а иногда мы продавали его дешевле закупочной цены. Сахар — это оборотистый товар, которым сети притягивают людей, и не выгодно, чтобы он был дороже чем у конкурентов. На другой товар наценка может подняться до 60%.

Представитель другой сети рассказал о законе рынка, которым руководствуются все читинские супермаркеты. По его утверждению, даже лишняя пара рублей на ценнике отпугнёт покупателя, и он будет набирать корзину продуктов в соседнем магазине, оставляя там несколько сотен, а то и тысяч рублей ежедневно. Поэтому сети стремятся удержать клиента, в первую очередь, ценами, привлекательными по сравнению с соседями.

В сетях существуют сотрудники, ведущие мониторинг среди полок магазинов-конкурентов. Благодаря им супермаркеты подстраивают цены друг под друга. Этим же собеседник агентства объясняет невозможность сговора, в котором УФАС не так давно заподозрило четыре сети.

Ещё один работник сети супермаркетов утверждает, что среди ряда продуктов, входящих в перечень социально значимых, можно найти самый недорогой, если не смотреть только на популярные марки.

— Магазины чаще всего оценивают по цене на определённую марку товара. Например, если это масло, по цене на «Злато». Бутылка такого масла может быть дешевле на рубль в магазине одной сети, но в другой сети есть аналогичный товар другого производителя. Какая-нибудь, допустим «Весёлая семечка», которая от «Злата» ничем не отличается, дешевле уже на 5 рублей. Также и с молоком. Нужно сравнивать, сколько стоит самый дешёвый пакет молока, допустим, жирностью 2,5%, а не разницу между одинаковыми пакетами. Существуют продукты, в которых зарыты большие маркетинговые деньги, из-за которых цена будет выше, — добавил сотрудник сети.

Мнение трёх представителей работающих в Забайкалье ритейлеров можно объединить в одну мысль — продавцы еды во время кризиса не изолированы от экономики, процентных ставок, цен на бензин и как все страдают от отсутствия денег у населения. С начала года покупатели стали заметно экономить, делая выбор в пользу недорогих продуктов, что сказалось на крупных розничных сетях.

Соглашение о минимальной надбавке, которое планирует предложить предпринимателям правительство, декларируется как добровольное, а вовсе не как законодательная догма. Большой вопрос — смогут ли сети высказать своё мнение, отказаться от сделки и при этом сохранить хорошие отношения с властями? Пожалуй, чтобы оградить себя от рук чиновников им впору самостоятельно вводить ограничения, которые смогут удовлетворить и чиновников, и покупателей, но при этом не навредят бизнесу.

26 февраля 2015