Цены: между рынком и здравым смыслом
Цены: между рынком и здравым смыслом
Вопрос непростой, ибо безудержное подорожание товаров и продуктов, даже самых необходимых, угрожает социальному спокойствию общества. А если власти вмешиваться, то какие механизмы применить?
Золотая середина контроля
Цены галопируют, и это далеко не всегда оправдано. Например, только за период с 9 по 16 февраля в нашем крае прирост цен на чай черный байховый, рис шлифованный и вермишель составил 0,7%, на конфеты мягкие, глазированные шоколадом - 0,8, на лук репчатый - 1,1, на картофель и огурцы свежие - 1,2, на яблоки .- 1,4, на капусту белокочанную свежую - 1,9, на пшено шлифованное - 2,1, на карамель - 2,2, на помидоры свежие - 2,6%. Среди непродовольственных товаров телевизоры подорожали на 5%, кроссовые туфли для взрослых с верхом из искусственной кожи - на 2,8%, майка, футболка мужская бельевая - на 2,4%, порошок стиральный - на 2,2%. Что вообще недопустимо и очень опасно - в разы дорожают лекарства, даже отечественного производства.
Список подорожавших продуктов, товаров и услуг можно продолжать, но главное всё же понять, что со всем этим делать и какие механизмы применить, чтобы обуздать эту безумную гонку. Недавно на подведении итогов работы регионального Минэкономразвития за 2014 год первый заместитель Правительства края Алексей Шеметов в качестве важной задачи назвал контроль над ценообразованием и, значит, конечными ценами на продовольственные и социально значимые товары.
- В силу экономических реформ государство отошло от прямого регулирования цен на основные группы товаров. Однако время подталкивает к тому, чтобы все-таки контролировать данную сферу, - отметил Алексей Шеметов.
Вопрос не так прост, ибо здесь нужно соблюсти золотую середину в контролировании. Ведь можно так поработать административной дубинкой, что с рынка уйдут и продавцы, и немалая часть самых необходимых продуктов и иных товаров и услуг.
Вот не так давно спрашиваю одного из руководителей крупной торговой кампании, в которой работают тысячи человек:
- Ну почему у вас так резко дорожают продукты питания,это же напрягает социальную обстановку?
Ответ был таков:
- Да, цены на продукты растут, но богаче от этого мы не становимся. А вот в обороте и прибыли теряем. Почему? Свинина в конце 2013 года у опто
виков стоила 90 рублей килограмм, а к концу 2014-го уже 80-210 рублей. Килограмм сала мы покупали по 40 рублей килограмм, а теперь - по 190
рублей. Говядина год назад стоила 160 рублей килограмм, теперь же - 300 рублей. И так по каждой группе сырья, которое преимущественно поступает из зарубежных стран. Специи, оболочка для колбас тоже растут в цене вслед за долларом, ибо тоже идут из-за границы. Наши накладные расходы по обработке сырья (зарплата работников, электроэнергия и прочее) - минимум 20%, торговая наценка в рознице в среднем - 25% (и это по-божески). А посмотрите, как подорожали тарифы на ж.д. транспорт - нам теперь выгоднее продукцию из Владивостока везти автотранспортом. А бензин кусается. Так что не до жиру...
Таков расклад одного из крупных руководителей торговли в регионе. Но многие ли покупатели об этом знают? Они видят ценники со стремительно растущими цифрами, тоже законно возмущаются и звонят на телефоны «быстрого реагирования» в контролирующие инстанции. Ну, а следом идут важные чиновники с проверками - людей-то надо как-то успокаивать. И каждый день отчитываются в СМИ об очередной глобальной проверке магазинов с целью выявления «необоснованных» цен на продукты. «Заведено дело», «высказано предостережение», «проведена беседа с владельцами торговых точек» звучит в эфире и льётся со страниц газет. Люди с надеждой ловят каждое слово контролёров. Доброе государство борется с алчными торгашами...
Ну, что говорить, где-то под сурдинку действительно завышают цены и на крупы, которые произведены отнюдь не в Испании, и на овощи, которые завезены не из Индии и Китая, а из соседнего района. Есть такое. Но налицо конфликт реальности и массового сознания населения. В жизни у нас пусть не совершенная, но всё же рыночная экономика, в том числе и торговый сектор, а в массовом сознании - надежда на административную дубинку. Вот, дескать, придёт строгий дядя из прокуратуры или управления антимонопольного законодательства - и цены сразу прыгнут вниз.
Но вот вопрос: а какие законы могут предъявить важные контролирующие инстанции, по которым они имеют право снизить или повысить цены? Никто не монополист, конкуренция на рынке торговли достаточная. И, как известно, цены в рыночной экономике приказам не внемлют, формируются по законам спроса и предложения, вторгаться в эту сферу государство не имеет законного права (за исключением небольшой группы регулируемых цен на товары, в основном, лекарства). Ну, вызовут владельца или руководителя торговой организации в прокуратуру или в УФАС, пожурят, даже строго предупредят, что, дескать, нельзя наживаться на временной конъюнктуре рынка, падении рубля по отношению к иностранной валюте - и что? По каким законам их можно привлечь к ответственности? А ведь прокурор - это страж законности. То же самое скажет и судья - ему закон нужен, а не моральный кодекс.
Власть должна договариваться
Но ведь и оставить всё как складывается тоже нельзя.
Пресса сообщает, что пока Правительство РФ раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на социально значимые продукты питания, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов. Чиновники договариваются с продавцами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производства и зафиксировать цены на товары под собственным брендом сетей. Возможность ограничивать цены на региональном уровне существует только в условиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравнены к нему по статусу, напоминают в правительстве.
Вот несколько показательных примеров. Правительство Ростовской области недавно издало распоряжение, в котором рекомендовало продавцам, организациям агропромышленного комплекса работать с наценкой не более 10% на социально значимые товары. Речь идет об ограничении наценки, которую магазин вводит хотя бы на один товар из категории социально значимых.
Губернатор Курганской области Алексей Кокорин подписал распоряжение о максимальной наценке не более 15% к отпускным и оптовым ценам от производителей и поставщиков продуктов питания. На днях распоряжение о списке продуктов, наценка на которые не должна превышать 10%, подписал глава Краснодарского края Александр Ткачев. В перечень вошли продукты, существенно подорожавшие в последнее время: гречка, рис, мука, соль, сахар, яйца, замороженные куры. Тюменская область еще в конце декабря ограничила 15% наценку для торговых сетей и оптового звена на 15 социально значимых товаров (курица, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, мука, хлеб и др.).
В департаменте цен и тарифов края пояснили, что запрет повышать наценку не распространяется на весь ассортимент перечисленных категорий, но в каждой торговой точке продавец обязан ограничить торговую наценку хотя бы на один товар из каждой категории. В Калужской области также расширили список товаров, наценка на которые не должна превышать 10%, включив в него говядину, свинину, баранину, картофель, капусту, лук, морковь и яблоки.
Часть регионов не стала законодательно ограничивать наценку, решив заключать с ритейлерами и поставщиками различные соглашения о сотрудничестве или взаимопонимании.
Министерство экономического развития и торговли Марий-Эл разработало соглашение, по которому компания, подписавшая его, обязуется установить наценку на социальные товары не более 15% вплоть до 1 января 2018 года. В аналогичном документе, подготовленном администрацией Алтайского края, подписавшая его компания берет на себя обязательства установить минимальную наценку на один-два товара в 24 категориях до 31 декабря 2015 года, зафиксировать цены на товары под собственным брендом и продвигать товары, произведенные на территории региона. В Хабаровском крае власти еще в конце декабря подписали с крупнейшими розничными сетями соглашение о минимальной наценке на продукты питания не более 15% на 24 наименования. В январе этого года сахалинские производители, оптовые и розничные компании, подписали декларацию, устанавливающую на 25 продуктов питания оптовую наценку в размере не более 10% (для мороженых продуктов — не более 12%) и в розничную - не выше 15%.
В Ярославской области чиновники прорабатывают вопрос о том, чтобы сети предоставляли ветеранам ВОВ и социально незащищенным гражданам льготы на продукты питания, произведенные в России.
В других субъектах власть пошла дальше и договорилась о замораживании цен на социальное продовольствие. В Вологодской области производители, ритейлеры и местные власти планируют в ближайшее время подписать такое соглашение, несколько местных мясо- и молокоперерабатывающих заводов, хлебных комбинатов, производителей картофеля уже согласились зафиксировать отпускные цены на свою продукцию. Красноярское правительство также подписало соглашение с ключевыми торговыми сетями, работающими в регионе. По нему ритейлеры обязались заморозить цены на 20 социально значимых продовольственных товаров.
По данным Росстата, в январе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем прошлого года. По итогам 2014 года продовольственная инфляция составила 15,7%. По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продовольствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%. Заморозка цен может длиться не более 90 дней.
Выступая в январе в Госдуме, вице-премьер Аркадий Дворкович признавал, что правительство рассматривает возможность замораживания цен, но опасается, что оно приведет к дефициту продуктов.
Подготовил с использованием материалов прессы Виктор ПЕТРОВ, обозреватель «А-Э».