Решение по делу в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» .

Номер дела: 02-05-14-2011
Дата публикации: 28 июля 2011, 11:21

РЕШЕНИЕ

г. Чита

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года.

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии, вр.и.о. руководителя управления;

Члены Комиссии:

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы

рассмотрев дело № 14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока направления М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения;

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2011 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина М., указывающее на нарушение Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» антимонопольного законодательства, выразившееся в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

М. в своем заявлении указывает следующее.

18 марта 2011 года им была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: … На момент подачи в антимонопольный орган заявления ответ от сетевой организации не получен, чем нарушены требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно письменным пояснениям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (от 08.06.2011) договор об осуществлении технологического присоединения был подписан со стороны сетевой организации 30 мая 2011 года и вручен заявителю 2 июня 2011 года.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).

В силу пунктов 7, 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Таким образом, филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» был нарушен срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

Приказом Забайкальского УФАС России от 30.12.2008 года № 171/75 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Доля филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на рынке оказания услуги по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Забайкальского края составляет более 50%.

На основании изложенного было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении срока направления  М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

В ходе рассмотрения дела, присутствовавшие на заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» признали факт нарушения срока направления М.  проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

Кроме того, после возбуждения дела от М. поступило дополнительное заявление с указанием следующего. Раздел III представленного ему для подписания проекта договора не соответствует приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110, согласно которому плата за технологическое присоединение заявителей до 15кВт включительно не может превышать 550 рублей.

В связи с этим 3 июня 2011 года М. направил в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письмо, в котором сообщил, что в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения он отказывается от подписания проекта договора и требует в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора.

Письмом от 16.06.2011 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» уведомил М. о том, что размер платы в данном случае рассчитан за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ, поскольку для исполнения его заявки необходимо строительство лини электропередач и установка трансформаторной подстанции. В этом же письме филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» предложил М. подписать проект договора об осуществлении технологического присоединения в существующей редакции.

Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5) предусмотрено следующее.

Заявитель, подающий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы, указанные в пункте 12 Методических указаний, в объеме, не превышающем 550 рублей, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В случае если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного Устройства присоединяемая мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности.

В Забайкальском крае согласно Приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (далее – приказ РСТ Забайкальского края) принята следующая дифференциация ставок платы за технологическое присоединение:

 

 

Заявитель до 15 кВт включительно, руб./присоединение

За присоединяемую мощность, руб./кВт

До 30 кВт на напряжении 0,4 кВ

От 31 до 100 кВт на напряжении 0,4 кВ

До 100 кВт на напряжении 6-10 кВ

От 101 до 750 кВт на напряжении

Более 750 кВт на напряжении 6-10 кВ

Свыше 35 кВ либо 10000 кВА

550

5292,07

6174,17

6663,23

7207,65

7426,15

Рассчитывается индивидуально

 

При этом приказ РСТ Забайкальского края не содержит указания на то, что размер платы 550 руб. за присоединение для заявителя до 15 кВт включительно применяется либо не применяется в зависимости от расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, единственным критерием применения указанного размера платы является величина присоединяемой мощности, которая в соответствии с заявкой  М. на технологическое присоединение, выданными ему сетевой организацией техническими условиями, а также проектом договора об осуществлении технологического присоединения составляет 15 кВт. Следовательно, М. имеет право на технологическое присоединение согласно поданной им заявке за плату в размере 550 рублей.

Размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» для заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусматривающего такой критерий как превышение указанного выше расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено.

Иных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на территории Забайкальского края либо города Читы не установлено.

Вместе с тем, расчет размера платы за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ (6 663,23 руб./кВт х 15 кВт = 99 948,45 руб.) в данном случае неприменим, поскольку Зкаявителем в заявке на технологическое присоединение в качестве технических характеристик указаны следующие: заявленная мощность - 15 кВт, уровень напряжения – 0,22 кВ. Таким образом, предъявляемый ему размер платы не соответствует заявленным техническим характеристикам.

Кроме того, данный тариф не может быть применен к М. в силу пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5), согласно которому уровень напряжения определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и Заявителя. Согласно выданным ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» техническим условиям сетевая организация осуществляет следующие мероприятия:

- замена опоры № 81 ВЛ-6-10 кВ ф. «Молоковка» на анкерную;

- установка линейного разъединителя на опоре № 81 ф. «Молоковка»;

- монтаж ВЛ-6кВ от опоры № 81 ф. «Молоковка» до проектируемой КТПН «тракт Молоковский»;

- монтаж проектируемой КТПН «тракт Молоковский» с трансформатором требуемой мощности;

- монтаж линии 0,23 кВ от проектируемой КТПН «тракт Молоковский» до заявителя.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств . М. будет осуществляться на напряжении 0,23 кВ. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей установлен в проекте договора об осуществлении технологического присоединения (пункт 13) – по границам участка М.

При таких обстоятельствах предъявление Заявителю платы за технологическое присоединение на напряжении 6-10 кВ является неправомерным.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции для занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов установлен запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе рассмотрения дела М. дополнительно письменно пояснил, что в нарушение требований пункта 15 Правил технологического присоединения на его отказ от подписания проекта договора и требование в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» направило письмо, в котором фактически отказалось от изменения проекта договора и приведения его в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения. Кроме того, указанное письмо было направлено М. с нарушением установленного пунктом 15 Правил срока.

Направление филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письма от 16.06.2011 (исх. № 18/01-2519) «О заключении договора технологического присоединения» свидетельствует о неправомерном навязывании сетевой организацией невыгодных условий договора.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Представленное сетевой организацией в качестве обоснования применения тарифа для М. за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ письмо Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.05.2011 исх. № 05/1088 Комиссия считает в данном случае неприменимым в связи со следующим.

Во-первых, из данного письма не усматривается, что содержащиеся в нем разъяснения даны в связи с заявкой М.

Во-вторых, данные разъяснения касаются случаев, когда заявитель обращается в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт, от 100 до 750 кВт и свыше 750 кВт на напряжении 0,4 кВ – таких тарифов приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено. В таком случае, как разъясняет РСТ Забайкальского края, строительство линии 0,4 кВ осуществляется за счет заявителя, фактическое присоединение осуществляется от РУ-0,4 трансформаторной подстанции; соответственно граница балансовой принадлежности электрических сетей будет проходить по выводам линейных коммутационных аппаратов или по кабельным наконечникам в ячейках распределительного устройства РУ-0,4 кВ, расположенного внутри трансформаторной подстанции.

Данные доводы РСТ Забайкальского края основывает на положениях пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2), согласно которому при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

Вместе с тем, согласно техническим условиям, выданным М., монтаж линии 0,23 кВ от трансформаторной подстанции до заявителя осуществляется сетевой организацией, следовательно, технологическое присоединение будет осуществлено на данной линии на границе участка М., а значит приведенные положения пункта 45 Методических указаний и основанные на них разъяснения РСТ Забайкальского края в данном случае неприменимы.   

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушило срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения, что является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», предъявляя требование об оплате М. платы за технологическое присоединение, не соответствующей заявленным М. техническим характеристикам, в размере 99 948,45 руб. (с НДС), нарушило положения Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», отказывая М. в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение), допустило навязывание ему невыгодных условий договора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в несоблюдении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения…  (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в предъявлении требования о внесении платы за технологическое присоединение в размере 99 948,45 руб. (с НДС), не соответствующей заявленным техническим характеристикам.

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение) путем отказа Заявителю в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения.

 Выдать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения административного производства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                                                            

Члены Комиссии:                    

stdClass Object ( [vid] => 6983 [uid] => 5 [title] => Решение по делу в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» . [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6983 [type] => solution [language] => ru [created] => 1342408493 [changed] => 1368718097 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718097 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Чита

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года.

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии, вр.и.о. руководителя управления;

Члены Комиссии:

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы

рассмотрев дело № 14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока направления М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения;

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2011 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина М., указывающее на нарушение Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» антимонопольного законодательства, выразившееся в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

М. в своем заявлении указывает следующее.

18 марта 2011 года им была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: … На момент подачи в антимонопольный орган заявления ответ от сетевой организации не получен, чем нарушены требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно письменным пояснениям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (от 08.06.2011) договор об осуществлении технологического присоединения был подписан со стороны сетевой организации 30 мая 2011 года и вручен заявителю 2 июня 2011 года.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).

В силу пунктов 7, 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Таким образом, филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» был нарушен срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

Приказом Забайкальского УФАС России от 30.12.2008 года № 171/75 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Доля филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на рынке оказания услуги по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Забайкальского края составляет более 50%.

На основании изложенного было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении срока направления  М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

В ходе рассмотрения дела, присутствовавшие на заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» признали факт нарушения срока направления М.  проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

Кроме того, после возбуждения дела от М. поступило дополнительное заявление с указанием следующего. Раздел III представленного ему для подписания проекта договора не соответствует приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110, согласно которому плата за технологическое присоединение заявителей до 15кВт включительно не может превышать 550 рублей.

В связи с этим 3 июня 2011 года М. направил в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письмо, в котором сообщил, что в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения он отказывается от подписания проекта договора и требует в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора.

Письмом от 16.06.2011 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» уведомил М. о том, что размер платы в данном случае рассчитан за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ, поскольку для исполнения его заявки необходимо строительство лини электропередач и установка трансформаторной подстанции. В этом же письме филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» предложил М. подписать проект договора об осуществлении технологического присоединения в существующей редакции.

Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5) предусмотрено следующее.

Заявитель, подающий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы, указанные в пункте 12 Методических указаний, в объеме, не превышающем 550 рублей, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В случае если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного Устройства присоединяемая мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности.

В Забайкальском крае согласно Приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (далее – приказ РСТ Забайкальского края) принята следующая дифференциация ставок платы за технологическое присоединение:

 

 

Заявитель до 15 кВт включительно, руб./присоединение

За присоединяемую мощность, руб./кВт

До 30 кВт на напряжении 0,4 кВ

От 31 до 100 кВт на напряжении 0,4 кВ

До 100 кВт на напряжении 6-10 кВ

От 101 до 750 кВт на напряжении

Более 750 кВт на напряжении 6-10 кВ

Свыше 35 кВ либо 10000 кВА

550

5292,07

6174,17

6663,23

7207,65

7426,15

Рассчитывается индивидуально

 

При этом приказ РСТ Забайкальского края не содержит указания на то, что размер платы 550 руб. за присоединение для заявителя до 15 кВт включительно применяется либо не применяется в зависимости от расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, единственным критерием применения указанного размера платы является величина присоединяемой мощности, которая в соответствии с заявкой  М. на технологическое присоединение, выданными ему сетевой организацией техническими условиями, а также проектом договора об осуществлении технологического присоединения составляет 15 кВт. Следовательно, М. имеет право на технологическое присоединение согласно поданной им заявке за плату в размере 550 рублей.

Размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» для заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусматривающего такой критерий как превышение указанного выше расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено.

Иных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на территории Забайкальского края либо города Читы не установлено.

Вместе с тем, расчет размера платы за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ (6 663,23 руб./кВт х 15 кВт = 99 948,45 руб.) в данном случае неприменим, поскольку Зкаявителем в заявке на технологическое присоединение в качестве технических характеристик указаны следующие: заявленная мощность - 15 кВт, уровень напряжения – 0,22 кВ. Таким образом, предъявляемый ему размер платы не соответствует заявленным техническим характеристикам.

Кроме того, данный тариф не может быть применен к М. в силу пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5), согласно которому уровень напряжения определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и Заявителя. Согласно выданным ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» техническим условиям сетевая организация осуществляет следующие мероприятия:

- замена опоры № 81 ВЛ-6-10 кВ ф. «Молоковка» на анкерную;

- установка линейного разъединителя на опоре № 81 ф. «Молоковка»;

- монтаж ВЛ-6кВ от опоры № 81 ф. «Молоковка» до проектируемой КТПН «тракт Молоковский»;

- монтаж проектируемой КТПН «тракт Молоковский» с трансформатором требуемой мощности;

- монтаж линии 0,23 кВ от проектируемой КТПН «тракт Молоковский» до заявителя.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств . М. будет осуществляться на напряжении 0,23 кВ. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей установлен в проекте договора об осуществлении технологического присоединения (пункт 13) – по границам участка М.

При таких обстоятельствах предъявление Заявителю платы за технологическое присоединение на напряжении 6-10 кВ является неправомерным.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции для занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов установлен запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе рассмотрения дела М. дополнительно письменно пояснил, что в нарушение требований пункта 15 Правил технологического присоединения на его отказ от подписания проекта договора и требование в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» направило письмо, в котором фактически отказалось от изменения проекта договора и приведения его в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения. Кроме того, указанное письмо было направлено М. с нарушением установленного пунктом 15 Правил срока.

Направление филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письма от 16.06.2011 (исх. № 18/01-2519) «О заключении договора технологического присоединения» свидетельствует о неправомерном навязывании сетевой организацией невыгодных условий договора.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Представленное сетевой организацией в качестве обоснования применения тарифа для М. за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ письмо Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.05.2011 исх. № 05/1088 Комиссия считает в данном случае неприменимым в связи со следующим.

Во-первых, из данного письма не усматривается, что содержащиеся в нем разъяснения даны в связи с заявкой М.

Во-вторых, данные разъяснения касаются случаев, когда заявитель обращается в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт, от 100 до 750 кВт и свыше 750 кВт на напряжении 0,4 кВ – таких тарифов приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено. В таком случае, как разъясняет РСТ Забайкальского края, строительство линии 0,4 кВ осуществляется за счет заявителя, фактическое присоединение осуществляется от РУ-0,4 трансформаторной подстанции; соответственно граница балансовой принадлежности электрических сетей будет проходить по выводам линейных коммутационных аппаратов или по кабельным наконечникам в ячейках распределительного устройства РУ-0,4 кВ, расположенного внутри трансформаторной подстанции.

Данные доводы РСТ Забайкальского края основывает на положениях пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2), согласно которому при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

Вместе с тем, согласно техническим условиям, выданным М., монтаж линии 0,23 кВ от трансформаторной подстанции до заявителя осуществляется сетевой организацией, следовательно, технологическое присоединение будет осуществлено на данной линии на границе участка М., а значит приведенные положения пункта 45 Методических указаний и основанные на них разъяснения РСТ Забайкальского края в данном случае неприменимы.   

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушило срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения, что является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», предъявляя требование об оплате М. платы за технологическое присоединение, не соответствующей заявленным М. техническим характеристикам, в размере 99 948,45 руб. (с НДС), нарушило положения Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», отказывая М. в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение), допустило навязывание ему невыгодных условий договора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в несоблюдении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения…  (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в предъявлении требования о внесении платы за технологическое присоединение в размере 99 948,45 руб. (с НДС), не соответствующей заявленным техническим характеристикам.

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение) путем отказа Заявителю в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения.

 Выдать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения административного производства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                                                            

Члены Комиссии:                    

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Чита

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 июля 2011 года.

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии, вр.и.о. руководителя управления;

Члены Комиссии:

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы

рассмотрев дело № 14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока направления М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения;

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2011 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина М., указывающее на нарушение Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» антимонопольного законодательства, выразившееся в нарушении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

М. в своем заявлении указывает следующее.

18 марта 2011 года им была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке по адресу: … На момент подачи в антимонопольный орган заявления ответ от сетевой организации не получен, чем нарушены требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии … к электрическим сетям (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861) (далее – Правила технологического присоединения).

Согласно письменным пояснениям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (от 08.06.2011) договор об осуществлении технологического присоединения был подписан со стороны сетевой организации 30 мая 2011 года и вручен заявителю 2 июня 2011 года.

Пунктом 3 Правил технологического присоединения предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).

В силу пунктов 7, 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель, имеющий намерение осуществить технологическое присоединение направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

Таким образом, филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» был нарушен срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

Приказом Забайкальского УФАС России от 30.12.2008 года № 171/75 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов. Доля филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на рынке оказания услуги по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям на территории Забайкальского края составляет более 50%.

На основании изложенного было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении срока направления  М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

В ходе рассмотрения дела, присутствовавшие на заседании Комиссии представители ОАО «МРСК Сибири» признали факт нарушения срока направления М.  проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.

Кроме того, после возбуждения дела от М. поступило дополнительное заявление с указанием следующего. Раздел III представленного ему для подписания проекта договора не соответствует приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110, согласно которому плата за технологическое присоединение заявителей до 15кВт включительно не может превышать 550 рублей.

В связи с этим 3 июня 2011 года М. направил в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письмо, в котором сообщил, что в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения он отказывается от подписания проекта договора и требует в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора.

Письмом от 16.06.2011 филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» уведомил М. о том, что размер платы в данном случае рассчитан за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ, поскольку для исполнения его заявки необходимо строительство лини электропередач и установка трансформаторной подстанции. В этом же письме филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» предложил М. подписать проект договора об осуществлении технологического присоединения в существующей редакции.

Согласно пункту 17 Правил технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5) предусмотрено следующее.

Заявитель, подающий заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), оплачивает работы, указанные в пункте 12 Методических указаний, в объеме, не превышающем 550 рублей, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В случае если с учетом последующего увеличения присоединяемой мощности ранее присоединенного Устройства присоединяемая мощность превысит 15 кВт и (или) превышены вышеуказанные расстояния, расчет платы за технологическое присоединение производится в соответствии с разделом III Методических указаний по ставке платы, утвержденной регулирующим органом в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации дифференциацией ставок платы за технологическое присоединение, пропорционально объему присоединяемой мощности.

В Забайкальском крае согласно Приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» (далее – приказ РСТ Забайкальского края) принята следующая дифференциация ставок платы за технологическое присоединение:

 

 

Заявитель до 15 кВт включительно, руб./присоединение

За присоединяемую мощность, руб./кВт

До 30 кВт на напряжении 0,4 кВ

От 31 до 100 кВт на напряжении 0,4 кВ

До 100 кВт на напряжении 6-10 кВ

От 101 до 750 кВт на напряжении

Более 750 кВт на напряжении 6-10 кВ

Свыше 35 кВ либо 10000 кВА

550

5292,07

6174,17

6663,23

7207,65

7426,15

Рассчитывается индивидуально

 

При этом приказ РСТ Забайкальского края не содержит указания на то, что размер платы 550 руб. за присоединение для заявителя до 15 кВт включительно применяется либо не применяется в зависимости от расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Таким образом, единственным критерием применения указанного размера платы является величина присоединяемой мощности, которая в соответствии с заявкой  М. на технологическое присоединение, выданными ему сетевой организацией техническими условиями, а также проектом договора об осуществлении технологического присоединения составляет 15 кВт. Следовательно, М. имеет право на технологическое присоединение согласно поданной им заявке за плату в размере 550 рублей.

Размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» для заявителей с присоединяемой мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, предусматривающего такой критерий как превышение указанного выше расстояния от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено.

Иных тарифов на технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» на территории Забайкальского края либо города Читы не установлено.

Вместе с тем, расчет размера платы за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ (6 663,23 руб./кВт х 15 кВт = 99 948,45 руб.) в данном случае неприменим, поскольку Зкаявителем в заявке на технологическое присоединение в качестве технических характеристик указаны следующие: заявленная мощность - 15 кВт, уровень напряжения – 0,22 кВ. Таким образом, предъявляемый ему размер платы не соответствует заявленным техническим характеристикам.

Кроме того, данный тариф не может быть применен к М. в силу пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5), согласно которому уровень напряжения определяется по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и Заявителя. Согласно выданным ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» техническим условиям сетевая организация осуществляет следующие мероприятия:

- замена опоры № 81 ВЛ-6-10 кВ ф. «Молоковка» на анкерную;

- установка линейного разъединителя на опоре № 81 ф. «Молоковка»;

- монтаж ВЛ-6кВ от опоры № 81 ф. «Молоковка» до проектируемой КТПН «тракт Молоковский»;

- монтаж проектируемой КТПН «тракт Молоковский» с трансформатором требуемой мощности;

- монтаж линии 0,23 кВ от проектируемой КТПН «тракт Молоковский» до заявителя.

Таким образом, технологическое присоединение энергопринимающих устройств . М. будет осуществляться на напряжении 0,23 кВ. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей установлен в проекте договора об осуществлении технологического присоединения (пункт 13) – по границам участка М.

При таких обстоятельствах предъявление Заявителю платы за технологическое присоединение на напряжении 6-10 кВ является неправомерным.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции для занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов установлен запрет на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также в ходе рассмотрения дела М. дополнительно письменно пояснил, что в нарушение требований пункта 15 Правил технологического присоединения на его отказ от подписания проекта договора и требование в течение 5 рабочих дней представить ему новую редакцию проекта договора ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» направило письмо, в котором фактически отказалось от изменения проекта договора и приведения его в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения. Кроме того, указанное письмо было направлено М. с нарушением установленного пунктом 15 Правил срока.

Направление филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» письма от 16.06.2011 (исх. № 18/01-2519) «О заключении договора технологического присоединения» свидетельствует о неправомерном навязывании сетевой организацией невыгодных условий договора.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Представленное сетевой организацией в качестве обоснования применения тарифа для М. за присоединяемую мощность до 100 кВт на напряжении 6-10 кВ письмо Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20.05.2011 исх. № 05/1088 Комиссия считает в данном случае неприменимым в связи со следующим.

Во-первых, из данного письма не усматривается, что содержащиеся в нем разъяснения даны в связи с заявкой М.

Во-вторых, данные разъяснения касаются случаев, когда заявитель обращается в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью до 100 кВт, от 100 до 750 кВт и свыше 750 кВт на напряжении 0,4 кВ – таких тарифов приказом РСТ Забайкальского края не предусмотрено. В таком случае, как разъясняет РСТ Забайкальского края, строительство линии 0,4 кВ осуществляется за счет заявителя, фактическое присоединение осуществляется от РУ-0,4 трансформаторной подстанции; соответственно граница балансовой принадлежности электрических сетей будет проходить по выводам линейных коммутационных аппаратов или по кабельным наконечникам в ячейках распределительного устройства РУ-0,4 кВ, расположенного внутри трансформаторной подстанции.

Данные доводы РСТ Забайкальского края основывает на положениях пункта 45 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2), согласно которому при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается значение питающего (высшего) напряжения центра питания (подстанции) независимо от уровня напряжения, на котором подключены электрические сети потребителя (покупателя, ЭСО), при условии, что граница раздела балансовой принадлежности электрических сетей рассматриваемой организации и потребителя (покупателя, ЭСО) устанавливается на: выводах проводов из натяжного зажима портальной оттяжки гирлянды изоляторов воздушных линий (ВЛ), контактах присоединения аппаратных зажимов спусков ВЛ, зажимах выводов силовых трансформаторов со стороны вторичной обмотки, присоединении кабельных наконечников КЛ в ячейках распределительного устройства (РУ), выводах линейных коммутационных аппаратов, проходных изоляторах линейных ячеек, линейных разъединителях.

Вместе с тем, согласно техническим условиям, выданным М., монтаж линии 0,23 кВ от трансформаторной подстанции до заявителя осуществляется сетевой организацией, следовательно, технологическое присоединение будет осуществлено на данной линии на границе участка М., а значит приведенные положения пункта 45 Методических указаний и основанные на них разъяснения РСТ Забайкальского края в данном случае неприменимы.   

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушило срок направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленный пунктом 15 Правил технологического присоединения, что является злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», предъявляя требование об оплате М. платы за технологическое присоединение, не соответствующей заявленным М. техническим характеристикам, в размере 99 948,45 руб. (с НДС), нарушило положения Приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 27.09.2010 № 110 «Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго», что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Также ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго», отказывая М. в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение), допустило навязывание ему невыгодных условий договора.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в несоблюдении срока направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения…  (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в предъявлении требования о внесении платы за технологическое присоединение в размере 99 948,45 руб. (с НДС), не соответствующей заявленным техническим характеристикам.

 Признать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в навязывании невыгодных условий договора об осуществлении технологического присоединения (в части размера платы за технологическое присоединение) путем отказа Заявителю в требовании об изменении проекта договора и приведении его в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения.

 Выдать ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения административного производства.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.

Председатель Комиссии                                                                                            

Члены Комиссии:                    

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-05-14-2011 [format] => [safe_value] => 02-05-14-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Забайкальского УФАС России рассмотрела дело № 14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока направления М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Забайкальского УФАС России рассмотрела дело № 14 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении срока направления М. проекта договора об осуществлении технологического присоединения.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Топливно-энергетический комплекс [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-28 02:21:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 6937 [access] => 1 [node] => stdClass Object ( [vid] => 6937 [uid] => 5 [title] => Кассационная инстанция снова подтвердила законность и обоснованность решения Забайкальского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 1 [sticky] => 0 [nid] => 6937 [type] => news [language] => ru [created] => 1341794739 [changed] => 1368718097 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368718097 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

5 июля Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края, которыми признано соответствующим закону решение Забайкальского УФАС России о признании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала – «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Напомним, 28 июля 2011 года антимонопольное управление признало ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в несоблюдении срока направления гражданину-заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения, в предъявлении требования о внесении платы за технологическое присоединение в размере, не соответствующем заявленным техническим характеристикам, а также в навязывании невыгодных условий договора.  

Не согласившись с данным решением ОАО «МРСК Сибири» обжаловало его в суд.

14 октября 2011 года Арбитражный суд Забайкальского края отказал ОАО «МРСК Сибири» в удовлетворении заявленных требований. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 года решение Арбитражного суда Забайкальского края оставлено без изменения.

5 июля 2012 года Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО «МРСК Сибири», оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края.

Таким образом, три судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность решения Забайкальского УФАС России, вынесенного в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

5 июля Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края, которыми признано соответствующим закону решение Забайкальского УФАС России о признании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала – «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Напомним, 28 июля 2011 года антимонопольное управление признало ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушения выразились в несоблюдении срока направления гражданину-заявителю проекта договора об осуществлении технологического присоединения, в предъявлении требования о внесении платы за технологическое присоединение в размере, не соответствующем заявленным техническим характеристикам, а также в навязывании невыгодных условий договора.  

Не согласившись с данным решением ОАО «МРСК Сибири» обжаловало его в суд.

14 октября 2011 года Арбитражный суд Забайкальского края отказал ОАО «МРСК Сибири» в удовлетворении заявленных требований. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 года решение Арбитражного суда Забайкальского края оставлено без изменения.

5 июля 2012 года Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО «МРСК Сибири», оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края.

Таким образом, три судебные инстанции подтвердили законность и обоснованность решения Забайкальского УФАС России, вынесенного в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_news_category] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 6 ) ) ) [field_news_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

5 июля Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края, которыми признано соответствующим закону решение Забайкальского УФАС России о признании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала – «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции».

[format] => full_html [safe_value] =>

5 июля Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставил в силе постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Забайкальского края, которыми признано соответствующим закону решение Забайкальского УФАС России о признании ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала – «Читаэнерго» нарушившим требования Федерального закона «О защите конкуренции».

) ) ) [field_news_tags] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 88 ) ) ) [field_news_file] => Array ( ) [field_news_calendar] => Array ( ) [field_news_illustrations] => Array ( ) [field_news_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 ) [1] => Array ( [tid] => 1 ) ) ) [field_news_pictures] => Array ( ) [field_nodes_related] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [nid] => 6983 ) [1] => Array ( [nid] => 6984 ) [2] => Array ( [nid] => 6985 ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-10 00:40:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1341794739 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => ) ) ) ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-28 02:21:00 [timezone] => Asia/Irkutsk [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1342408493 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Забайкальское УФАС России )