Анатолий Голомолзин: Энергетические рынки развиваются динамично и эффективно

Вступая на итоговом заседании расширенной Коллегии Минэнерго России заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил, что в 2015 году изменился и дополнился характер деятельности антимонопольного ведомства. В частности, в связи с тем, что на ФАС была возложена обязанность по установлению тарифов. В соответствии с установленным порядком все необходимые тарифные решения на 2016 год были приняты. При этом обеспечивался жесткий контроль ценообразования. В настоящее время формулируются предложения новой тарифной политики. В ФАС России создан Методический совет и Рабочие группы по основным направлениям тарифного регулирования.

«Качественным изменением нашей работы стало участие советов потребителей в процедурах принятия тарифных решений. Тем самым с этого времени на практике началось соблюдение баланса интересов поставщиков услуг и их потребителей. В деятельность Правления по тарифам привносится новое качество от всех его членов.  В частности, ФАС России наряду с компетенцией по тарифному регулированию, в полной мере задействует и весь арсенал антимонопольного контроля на регулируемых и сопряженных с ними рынках. Вопросы, связанные с контролем обеспечения недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, закупок для нужд естественных монополий, вопросы контроля соблюдения процедур строительства. Важным является тот факт, что территориальные управления ФАС России входят в состав РЭК. Мы ожидаем нового качества работы наших коллег из Минэкономразвития в части оценок макроэкономических параметров, стимулирующих мер по развитию экономики, инвестиционного климата и др. Обсуждается необходимость защиты отраслевыми министерствами отраслевых долгосрочных программ на предмет их тарифной обеспеченности», - отметил Анатолий Голомолзин.

Очень хорошие результаты в 2015 году продемонстрировал рынок нефти и нефтепродуктов. На бирже было продано порядка 15 млн тонн нефтепродуктов. Осуществляется регистрация внебиржевых сделок: по нефтепродуктам – 130 млн тонн, по нефти – 160 млн тонн. В стране обеспечен переход на выпуск высококачественного автомобильного топлива класса 5. Сделано это было в рамках надлежащего антимонопольного и технологического контроля со стороны ФАС России, Ростехнадзора и Росстандарта, которые заключили 4-сторонние соглашения с нефтяными компаниями. При этом выпуск надлежащего качества и в необходимых объемах был обеспечен при умеренном росте цен на топливо (5,5% по бензину, 3,3% по дизельному топливу при темпах инфляции в 12,9%).

Продолжается работа по развитию биржевой торговли нефтью. Накануне был согласован совместный приказ ФАС и Минэнерго по параметрам биржевых торгов нефтью на внутреннем рынке. Было установлено пороговое значение в 5% от объема добычи нефти (что эквивалентно 10% от объема поставки на внутренний рынок). Принципиально важное значение имеет формирование бенчмарка по биржевым экспортным контрактам на нефть. Так, в рамках согласования Плана мероприятий с Минэнерго была достигнута договоренность о необходимости правового закрепления процедур формирования и исполнения графика транспортировки нефти на экспорт. А также вопросы нормативного закрепления стабильных параметров экспортируемой нефти на перспективу в 10 и более лет. План мероприятий по запуску биржевых торгов будет согласован в ближайшее время, а запуск ожидается к концу этого года.

Далее он рассказал об изменениях на рынке газа. «На бирже по итогам года продано порядка 8 млрд м3 газа. В планах продавать порядка 30-35 млрд м3 в год в режиме как на месяц, так и на сутки вперед. Также с Минэнерго достигнута договоренность по параметрам совместного приказа, в рамках которого планируется фиксировать в качестве параметров ликвидного рынка от компаний поставщика газа на экспорт 6% от объема добытого и сданного в систему газа. Для неэкспортеров (независимых поставщиков) – 10 %. Продолжается регистрация внебиржевых сделок - более 60 млрд м3 газа было зарегистрировано сделок по итогам года. Это создаст необходимые предпосылки для формирования объективных индикаторов рыночных цен на природный газ».

В своем докладе Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак отмечал, что существенные достижения были в вопросах, связанных с тех. присоединением к энергетической инфраструктуре. По словам Анатолия Голомолзина, в значительной степени это было обеспечено применением правил недискриминационного доступа в электроэнергетике и надлежащего контроля со стороны антимонопольных органов. «Актуальными сейчас являются вопросы совершенствования процедур тех. присоединения к газовым сетям. Готовится комплекс мероприятий для этих целей, включая принятие новой редакции правил недискриминационного доступа к газораспределительным сетям, а также принятия соответствующих решений на уровне субъектов РФ», - отметил он. В качестве лучшей практики в этой области Анатолий Голомолзин привел опыт Тюменской области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), где существенно были сокращены сроки и снижены стоимость присоединения к газовым сетям. Все необходимые для этого мероприятия были зафиксированы в региональной Дорожной карте по конкуренции.

На рынке угля также произошли существенные изменения. В частности, осуществляется полномасштабная регистрация внебиржевых сделок на поставки угля – более 300 млн т. в год. При этом индексы цен на уголь детализируются по каменным и бурым энергетическим и по коксующимся углям. Это создаст условия для прозрачного рыночного ценообразования как для энергетических, так и для металлургических компаний. Также создана база для торговли производными инструментами на индекс цен на уголь.

«Мы, как и Минэнерго, предполагаем дальнейшее совершенствование оптовых и розничных рынков электроэнергии и корректировку в связи с этим тарифной политики. Не только уточнением технологических требований к сетевым организациям, но и методами экономического стимулирования мы будем достигать общих целей по оптимизации количества территориальных сетевых организаций и повышения эффективности их деятельности. Намечается масштабная перебалансировка тарифов на передачу электрической энергии, а также на тепловую энергию. Для компаний, работающих в этих сферах в сопоставимых условиях должны применяться сопоставимые тарифы», - подчеркнул докладчик.

Есть необходимость обеспечить координацию деятельности коммерческих инфраструктур рынков. В частности, Совета рынка в электроэнергетике, Биржевого комитета и торговли на бирже нефтепродуктами, газом и углем, а также формируемым в настоящее время Советом рынка железнодорожного транспорта.

В завершение своего доклада Анатолий Голомолзин сказал о том, что сейчас формируются единые рынки нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии в рамках Единого Евразийского экономического союза. «Необходима гармонизация законодательств наших стран. При этом биржевая и организованная торговля находится в центре концепции формирования единых рынков. Продолжается совместная работа в рамках межгосударственного совета по антимонопольной политике СНГ. В повестке ближайших заседаний обсуждение единых подходов в вопросах тарифной политики».