Абсолютное зло будет доказано

Об институциональной и социальной стигматизации картелей в будущем и эволюции их доказывания говорили на VIII ежегодной конференции Антимонопольное регулирование в России

“Общество все больше уходит в цифру, - отметил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский, говоря об использовании экономических, статистических и математических методов при выявлении и доказывании картелей. - Меняется стиль мышления и образ действия нарушителей. Хранение документов уже давно стало архаизмом: информация надежно прячется и зачастую не может предстать процессуальным доказательством в суде”.

По этой причине в качестве одного из основных способов доказывания нарушения применяется экономический анализ. “Мы первые в мировой практике в этой области. ФАС сделала важные разработки в поведенческих моделях”, - подчеркнул заместитель руководителя антимонопольного ведомства.

Также он добавил, что ФАС удалось создать рабочую модель доказывания т.н. “картелей 3 рода” - сговоров на торгах.

В целом, количество возбужденных ФАС дел по картелям и антиконкурентным соглашениям превышает 600 дел в год. До либерализации антимонопольного законодательства ежегодная сумма штрафов, назначенных за картели достигала 3 млрд рублей. Более 80% картелей - это сговоры на торгах.

Запрет картелей “mala per se” - как абсолютного зла -  стратегическая цель антимонопольного ведомства. Они должны считаться обществом таким же безусловным злом, как коррупция и преступность.

Однако пока моральное осуждение картелей не укоренилось в общественном сознании и многие ещё оправдывают картель, считая его “одной из форм кооперации”. По мнению начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева, необходимо развивать систему сдерживающих факторов: моральное удержание, законодательные запреты, технологические барьеры, неотвратимость наказания и его суровость.

“Наказание должно быть суровым, справедливым и неотвратимым. Обеспечить это – задача государства», - считает Андрей Тенишев. – «Но, несомненно, что более ценно, когда от участия в картеле удерживает не страх наказания, а существующие в общественном сознании моральные ценности, высокая корпоративная культура компании”.