Картель. Возможность освобождения от административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ

На сегодняшний день проблема существования и развития монополистических объединений хозяйствующих субъектов, являющихся конкурентами и ущерб от действий таких объединений является довольно острой. Неизбежное развитие общества и конкуренции на различных товарных рынках ведет к увеличению соглашений хозяйствующих субъектов, запрещенных антимонопольным законодательством. Зачастую многие лица не располагают надлежащим объёмом информации на затрагиваемую тему и не знают, что даже преступив закон, субъект имеет возможность освобождения от административной ответственности за участие в картельном сговоре.

Обратим вначале внимание на определение антиконкурентного соглашения и картеля. Антиконкурентное соглашение – форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

Пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» гласит о том, что с оглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, картель – это противозаконное соглашение (сговор) между конкурентами, которое приводит или может привести к 5 видам последствий, являющихся наиболее опасными для экономики. То есть можно сказать, что картель-соглашение между конкурентами о ценах, участии в торгах, разделе рынка, создании дефицита, бойкоте. Можно также сказать, что картель – форма монополистического объединения хозяйствующих субъектов - конкурентов, результатом которого является их взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними. Как и всякого рода нарушения законодательства, такие соглашения имеют очевидные негативные эффекты для социального благополучия, являются мощным ограничителем рыночной конкуренции, приводят или могут привести к опасными для экономики последствиям. К таковым последствиям можно отнести установление или поддержание цен (тарифов, скидок, надбавок), повышение, снижение или поддержание цен на торгах, раздел товарного рынка, сокращение или прекращение производства, отказ от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями.

Таким образом понятно, что картель – мощный ограничитель рыночной конкуренции. Будучи формально независимыми компаниями, при вступлении в картель, происходит образование монополий из таких компаний, которые отказываются от индивидуального поведения на рынке и, следовательно, соперничества с конкурентами.

Важный квалифицирующий признак картеля – субъектный состав правонарушения. Участниками картельного соглашения могут быть только конкуренты, то есть компании, осуществляющие

Запрет на картели действует сам по себе, то есть независимо от появившихся последствий, имеющих значение для конкуренции. Иными словами, для привлечения участников соглашения к ответственности не требуется доказывать фактическое наступление последствий, указанных в части 1 статьи 11 закона № 135-ФЗ, так как достаточно лишь возможности их наступления.

Относительно же ответственности за картели, законом № 74-ФЗ внесены изменения в статью 14.32 КоАП РФ, устанавливающие дифференциацию административной ответственности за заключение и участие в различных видах антиконкурентных соглашений, координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов и осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в зависимости от степени общественной опасности соответствующих деяний.

Статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за участие в картельном сговоре установлена административная ответственность:
- для должностных лиц - в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет;
- для юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от 1 до 15 % размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение («оборотный» штраф).

Если хозяйствующие субъекты - участники картельного сговора причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству (более 50 миллионов рублей), либо извлекли доход в крупном размере (более 250 миллионов рублей) в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации для их должностных лиц наступает уголовная ответственность, предусматривающая:
            - штраф до 1 миллиона рублей;
            - штраф в размере дохода осужденного за период до пяти лет;
            - лишение свободы на срок до семи лет.

Важен и значителен факт возможности освобождения лица от административной ответственности, при реальном участии такого лица в соглашении. То есть даже на момент уже действительного участия лица, у субъекта имеется право на сообщение о существующем соглашении в антимонопольный орган, которое впоследствии поможет такому субъекту изменить негативные для себя последствия в виде привлечения к административной ответственности.
Существуют разъяснения ФАС России по применению 14.32 КоАП РФ от 5 июля 2017 г. «О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней». Из данных разъяснений следует, что, в соответствии с примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении в совокупности следующих условий:

- на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием.

Как следует из содержания примечания 5 к статье 14.32 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 данной статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения (картеля) и в совокупности выполнило следующие условия:

- лицо признало факт совершения административного правонарушения;

- лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле);

- представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Согласно пункту 10.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» для применения примечания к статье 14.32 КоАП РФ необходимо соблюдение совокупности всех условий указанных в этом примечании, что также подтверждается судебной практикой (дело № А40-30696/09-72-168, А40-62153/11-130-315).

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Отсутствие в заявлении информации или документов, которыми антимонопольный орган не располагает, влечет за собой отказ в освобождения лица от административной ответственности по основанию, предусмотренному примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, в случае, если хозяйствующим субъектом выполнены иные условия примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ (лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения) и при одновременном наличии исключительных обстоятельств, связанных последствиями совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, такому лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее предусмотренного минимального размера (в порядке, предусмотренном ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении, либо в согласованных действиях, необходимо иметь ввиду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ, а может рассматриваться только как смягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей 4.2 КоАП РФ (добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении).

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/ согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и разрешая вопрос об освобождении лица (группы лиц) от административной ответственности либо применении к ним минимального размера штрафа, антимонопольному органу необходимо иметь ввиду: поддерживало ли и не меняло ли это лицо (группа лиц) позицию относительно признания факта совершения административного правонарушения в том числе в случае судебного обжалования решения, которым установлено нарушение антимонопольного законодательства.

Представленные в соответствии с примечаниями 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ сведения и документы должны являться достаточными для установления события административного правонарушения.

Должностные лица хозяйствующих субъектов, исполнивших условия примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ должны быть освобождены от административной ответственности в случае, если в их действиях отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, в случае наличия заявления хозяйствующего субъекта о заключении им антиконкурентного соглашения и соответствия такого заявления всем условиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ, дело об административном правонарушении антимонопольным органом не возбуждается.

Сообщить о картельном сговоре на территории Забайкальского края вы можете в Управление Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по адресу: 672000, г.Чита, ул. Лермонтова, дом 14,  или на электронную почту to75@fas.gov.ru.