Информация по исследованию оптового рынка углей энергетических на территории Забайкальского края

Исследование оптового рынка углей энергетических на территории Забайкальского края  проведено отделом анализа товарных и финансовых рынков по поручению Федеральной антимонопольной службы от 30.03.2012 № АГ/9519, в соответствии с приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Целью исследования является:

- анализ сложившейся ситуации на товарном рынке в настоящее время;

- оценка состояния конкуренции с учетом произошедших изменений;

- выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о конкуренции);

- выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов (далее – Реестр);

- сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Анализ оптового рынка углей энергетических проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее Порядок), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2010, регистрационный номер 18026).

 

Исходная информация

 

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка при анализе конкуренции на оптовом рынке углей энергетических в качестве исходной информации были использованы следующие сведения:

- информация Забайкалкрайстата;

- информация хозяйствующих субъектов – участников рынка;

- данные ранее проведенных Забайкальским УФАС России исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

- анкеты потребителей угля.

Сведений от налоговых, таможенных и иных государственных органов, органов местного самоуправления не требуется.

В виду отсутствия ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков получить данную информацию не представляется возможным, и в этом нет необходимости.

Таким образом, можно констатировать, что в основу исследования оптового рынка угля энергетического Управлением положена вся возможно–найденная в соответствии с законодательством РФ информация, а сделанные выводы обоснованы.

Этого объема информации достаточно для исследования и принятия заключения о доминировании хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.

Временной период

Учитывая необходимость изучения ситуации на товарном рынке в динамике, по поручению ФАС России, для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. необходимо провести ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке (пункт 2.2 Порядка). Временной интервал исследования оптового рынка углей энергетических определен - 2010, 2011 годы.

 

Продуктовые границы

Уголь – твердая горючая осадочная порода, образовавшаяся преимущественно из отмерших растений путем их биохимических, физико-химических и физических изменений, является невосполнимым, ограниченным природным ресурсом.

Товарная группа «энергетический уголь» включает каменный энергетический уголь и бурый уголь.

По качественным показателям (влажность, зольность, теплота сгорания и т.д.) все угли разделены по видам на бурые, каменные и антрациты, которые имеют в своем составе  различные марки.

Бурые угли имеют марки: Б1, Б2, Б3.

Каменные угли имеют марки: Г, ГЖ, ГЖО, Д, ДГ, Ж, КСН, СС, Т, ТС.

Антрацит является отдельным видом каменного угля и имеет марку А, в составе которой  три группы – 1А, 2А, 3А.

В соответствии с общероссийским классификатором продукции используются следующие коды:

- 03 2031 0 Уголь каменный;

- 03 2035 2 Уголь бурый.

Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью. К каменным углям относятся марки: Г (газовый), ГЖ (газовый жирный), ГЖО (газовый жирный отощенный), Д (длиннопламенный), ДГ (длиннопламенный газовый), Ж (жирный), КСН (коксовый слабоспекающийся низкометаморфизованный), СС (слабоспекающийся), Т (тощий), ТС (спекающийся).

Основная сфера потребления углей – электро- и теплоэнергетика (80%).

 Продуктовые границы оптового рынка определены в соответствии с поручением ФАС России и определены как «энергетический уголь».

Под энергетическими углями понимаются все марки бурого и марки каменного угля, используемые для производства тепловой и электрической энергии.

Учитывая, что по своим техническим характеристикам бурые угли 2 БР и 3 БР отвечают требованиям, предъявляемым к топливу для тепло- и электростанций Забайкалья и многие из них спроектированы именно под эти марки угля, который создает ровный факел в топках, не шлакуется, остатки продукта легко удаляются, перевод крупных ГРЭС и ТЭЦ Забайкалья на другие марки угля потребует проведения их серьезной реконструкции и значительных капитальных затрат. Поэтому энергетика региона и в дальнейшем будет сориентирована на потребление бурых углей (2 БР и 3 БР), а представителями энергетических углей для тепло-электростанций Забайкалья являются бурые угли (2 БР и 3 БР).

К энергетическим углям, используемым на территории Забайкальского края, по условиям договора, в соответствии с подпунктом «а» пункта 3.4 Порядка, следует отнести бурые угли, добываемые на угольных разрезах: Харанорский, Уртуйский, Восточный. Угли этих разрезов схожи по качественным характеристикам и являются взаимозаменяемыми между собой.

 

Качественные показатели бурого угля приведены в таблице 2:   

 

Наименование угля

Зольность, %

Влажность, %

Теплоотдача, Ккал

 

Харанорский  2 БР

8,19

39,61

3672

Татауровский 2 БР

9,53

35,47

3672

Уртуйский  3 БР

10,2-14,0

29,5-34,5

3800-4200

 

По данным собственных исследований Забайкальского УФАС России бурый уголь, добываемый на Буртуйском, Кутинском и Черновском  угольных разрезах, обеспечивает потребность предрасположенных территорий в топливе для коммунально-бытовых целей (котельное и печное отопление) на локальных рынках, но для энергосистем Забайкалья интереса не представляет. Доля добываемого данными разрезами угля составляет менее 1 процента, т.е. незначительную долю на рынке углей энергетических, не может учитываться в объеме оптового рынка углей энергетических.

Каменный уголь марки ДР, добываемый на Тугнуйском угольном разрезе, не используется энергосистемой Забайкальского края, поэтому также не принимается для расчетов объема товарного рынка края.

Товарами – заменителями энергетического угля могут являться, в зависимости от целей использования, альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф). Но по причине финансовой невозможности технологического переоборудования (стоимость переоборудования выше, чем 10 процентов от стоимости товара) тепло и электростанций Забайкальского края, как потребителей, возможность замены угля на альтернативные виды топлива отсутствует.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка и географических границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров.

Проведен опрос основных оптовых покупателей, которые приобретают уголь для профессионального использования и возможно дальнейшей перепродажи. По представленным анкетам потребителей: возможности использовать товары – заменители бурых углей у основных потребителей нет, даже при увеличении цены на 5-10 процентов. Анкеты потребителей прилагаются.

Следовательно, для основных оптовых потребителей Забайкальского края (ГРЭС и ТЭЦ, крупные котельные в системе теплоснабжения), вырабатывающих тепловую и электрическую энергию, очевидна невзаимозаменяемость угля 2 БР и 3 БР на другие виды топлива и другие марки угля.

Поэтому продуктовые границы товарного рынка определены как «уголь энергетический», представителями энергетических углей для тепловых и электростанций Забайкальского края  являются бурые угли (2 БР и 3 БР).

 

Географические границы

Учитывая климатические условия Забайкальского края, и то, что край является крупным угледобывающим регионом, в обеспечении углем ГРЭС, ТЭЦ и котельных Забайкальского края сложились определенные традиции: использовать угли, добываемые на территории края. Котлоагрегаты тепловых и электрических станций были спроектированы и смонтированы с учетом марки углей (2 БР и 3 БР), добываемых на угольных разрезах края.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, следует учитывать удорожание транспортных расходов на доставку товара при приобретении угля за пределами края, т.е. при увеличении расстояния от продавца до покупателя – увеличивается размер ж/д тарифа или расходы на автотранспорт. Также при увеличении времени в пути по ж/д повышается смерзаемость угля, что требует определенных затрат на разгрузку угля и доведения его для использования до необходимого состояния.  Так как тарифы на тепловую энергию регулируются государством и не могут превышать установленный Правительством РФ предельный уровень, приобретение угля с Забайкальских угольных разрезов экономически выгодно как для тепло-электростанций, котельных Забайкальского края, так и для конечного потребителя – населения края.

По данным собственных исследований Забайкальского УФАС России, а также на основании анкет оптовых потребителей угля, можно сделать вывод, что географические границы рынка не изменились и по-прежнему совпадают с административными границами Забайкальского края. 

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке

Сведения об объемах добычи угля за 2010, 2011 годы получены от угледобывающих предприятий Забайкальского края и Республики Бурятия. Объемы добычи угля представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

п/п

Наименование предприятия,

организационно-правовая форма,

месторождение, тип и марка угля

Добыча угля по годам, тыс. тонн

2010

2011

1

ОАО «СУЭК» Разрез Тугнуйский,

 ОАО, Олонь-Шибирское*,

 каменный, ДР

 

Х

Х

2

ОАО «СУЭК» 

ОАО «Разрез Харанорский»,

Харанорское, бурый, 2 БР

 

Х

Х

3

ОАО «СУЭК»,ООО «Читауголь» 

разрез Восточный, Татауровское,

бурый, 2 БР

 

Х

Х

4

«Приаргунское производственное

 горно-химическое объединение»,

 ОАО, Уртуйское, бурый, 3 БР

 

Х

Х

Всего по Забайкальскому краю

       в т.ч. каменный

                бурый

Х

Х

Примечание: * - Олонь-Шибирское месторождение каменного угля находится на территории Забайкальского края, но является предприятием Республики Бурятия.

 

В 2010-2011 годах основными оптовыми поставщиками угля энергетического на оптовый рынок Забайкальского края являлись:

ОАО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» (далее - ОАО «СУЭК», 109028, г.Москва, Серебряническая набережная, 29), в составе группы лиц: ОАО «Разрез Харанорский», ООО «Читауголь» (Разрез Восточный);

ООО «Единая сервисная компания АРМЗ» (119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 54, стр.1), реализующее уголь Уртуйского угольного разреза ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»;

ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (далее – ОАО «ППГХО») (674673, Забайкальский край, г. Краснокаменск).

 

Сбытом угля, добываемого ОАО «Разрез Харанорский» и ООО «Читауголь» (Разрез Восточный), а так же и формированием отпускных цен потребителям занимается головное Общество «СУЭК». После смены собственника угольные разрезы прекратили самостоятельно заключать договоры на поставку угля с потребителями.

Подобная ситуация складывается и по углям Уртуйского угольного разреза ОАО «ППГХО». Сбытом основной доли добываемого уртуйского угля занимается ООО «Единая сервисная компания АРМЗ» (юридический адрес: 119180, г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 54, стр.1, местонахождение филиала: 674673, Забайкальский край, г. Краснокаменск, Проспект Строителей). Доля ОАО «ППГХО» в уставном капитале ООО «Единая сервисная компания АРМЗ» составляет около 2 процентов.

Кроме того, ОАО «ППГХО» использует уголь на собственные нужды предприятия и заключает договоры на поставку угля самостоятельно. 

ЗАО «ТВЭЛ-ИНВЕСТ-ТЕХНОЛОДЖИ», занимающееся ранее сбытом уртуйского угля, начиная с 1 апреля 2009 года, не осуществляет реализацию уртуйского угля.

Ввоз угля из-за пределов области самостоятельно осуществляют:

- Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», ввозит на собственные нужды (поставляет Росжелдорснаб – филиал ОАО «РЖД»), поэтому объем поставки угля не входит в объем оптового рынка края;

- ОАО «Читалестоппром», доля ввозимого им Красноярского угля 0,1 % от объема рынка угля энергетического в крае.

Уголь с Забайкальских угольных разрезов, реализуемый перепродавцами такими как:

- ОАО «Читалестоппром» (672000, г. Чита, ул. 2-ая Ипподромная, д.51, а/я 85);

-ООО «Автохозяйство Технологического Транспорта» (674674, Забайкальский край, г. Краснокаменск, шоссе № 9, база ООО «АТТ», а/я 256);

- ГП «Агауглесбыт» (687420, Забайкальский край, п. Могойтуй, ул. Дылгырова, д.8);

-  ООО «Вега» (672038, Забайкальский край, ул. Тимирязева, д.25, офис 15);

- ООО «Нерчинсктопливснаб» (673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ул. Погодаева, д.183);

не включен в объем оптового рынка угля энергетического края во избежание вторичного счета (пункт 6.2 Порядка).

На основании пункта 5.2 Порядка количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозсубъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке и добавление невыявленных участников рынка не приведет к изменению выводов о наличии доминирующего положения у ОАО «СУЭК», как крупнейшего участника, действующего на данном товарном рынке.

Основными потребителями энергетического угля в Забайкальском крае являются:

- ОАО «ТГК-14» (672090, г. Чита; ул.Профсоюзная, д. 23);

-  ОАО «Харанорская ГРЭС» - филиал ОАО «ОГК-3» (647520, Забайкальский край,  Оловяннинский район, п. Ясногорск);

- ООО «Коммунальник» (672090, г. Чита; ул. Забайкальского рабочего, д. 94).

 

Расчет объема товарного рынка и

долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет объема оптового рынка угля энергетического Забайкальского края и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании показателя – объема оптовых продаж (реализации) энергетического угля на территории края.

Объем оптового рынка угля энергетического Забайкальского края и доли участия хозяйствующих субъектов на данном рынке за 2010,2011 годы представлены в приложении № 1.

Доля участия крупнейшего участника рынка ОАО «СУЭК» составляет более 50%, что говорит о доминировании ОАО «СУЭК» на рынке  и подтверждает его нахождение в Реестре. Доля, занимаемая ОАО «СУЭК» на данном рынке, считается стабильной, так как выполняются условия в соответствии с пунктом 6.6 Порядка.

Рыночная сила ОАО «СУЭК» велика, более мелкие субъекты не могут ему противодействовать.

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

Расчет коэффициента рыночной концентрации в данном случае нецелесообразен, так как доля ОАО «СУЭК» более 70 %.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рынка составляет от 5695 до 5772,5 (сумма квадратов долей) и указывает на высокий уровень концентрации оптового рынка угля энергетического на территории Забайкальского края.  

Конкурентная среда на оптовом рынке угля энергетического Забайкальского края характеризуется:

наличием крупнейшего участника рынка ОАО «СУЭК»;

высоким уровнем рыночной концентрации;

- значительной степенью непреодолимости экономических и организационных барьеров.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

Варианты входа на рынок не могут быть оценены положительно, так как доступ к существующей структуре рынка ограничен с имущественной точки зрения, а также для освоения и использования новых месторождений необходимы значительные инвестиционные вложения и длительный  промежуток времени.

Для потенциальных конкурентов вхождение на рынок в современных условиях остается непреодолимым.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По результатам сравнительного анализа динамики стоимостных показателей предприятий – производителей углей энергетических, а также анализа их ценовой и сбытовой политики, установлено.

Рост цены в 2011 году по сравнению с 2010 годом обусловлен объективными причинами увеличения основных статей затрат на производство и реализацию угольной продукции. Так, увеличились: стоимость электроэнергии (17 %), стоимость горюче-смазочных материалов (до 20%), фонд оплаты труда персоналу (индексация тарифных ставок на 7% в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, рост ставок отчислений в страховые фонды с 26 до 34% от фонда оплаты труда), дополнительные инвестиции в основные средства и на повышение промышленной безопасности и охраны труда, увеличение доли более дорогой железнодорожной вскрыши в процессе производства, стоимость взрывных материалов.

Удорожание стоимости угля происходит на стадии сбыта продукции, практически в 2 раза. К отпускной цене предприятия – производителя прибавляются расходы сбытовой организации, связанные с маркетингом и сбытом угольной продукции. Кроме того, в условиях реформирования ОАО «РЖД» и либерализации вагонной составляющей железнодорожного тарифа большей части доступных для перевозок угля полувагонов, произошел рост ставок частных операторов и арендных платежей привлеченного парка полувагонов. В результате затраты на доставку угольной продукции до потребителей оказались выше в среднем на 5-10% и до 22% по отношению к тарифам, установленным для перевозки в инвентарном парке ОАО «РЖД» на 2010 и 2011гг.

Нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

Рассматриваемый оптовый рынок угля энергетического следует отнести к рынку с неразвитой конкуренцией.