Забайкальским УФАС России проведена проверка по факту роста цен на газомоторное топливо на АГЗС

Управлением по поручению прокуратуры Забайкальского края проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими  розничную торговлю сжиженным углеводородным газом (далее – СУГ) на автогазозаправочных станциях (далее – АГЗС) на территории г. Читы и Забайкальского края.

В рамках антимонопольного регулирования Забайкальское УФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение,  а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Для квалификации нарушения по данной статье необходимо установить наличие двух признаков: наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке и злоупотребление этим положением.

На рынке розничной торговли газомоторным топливом на территории г. Читы Забайкальского края деятельность осуществляют следующие хозяйствующие субъекты:

- группа лиц:

А) ООО «ЧитаГаз» (ИНН  7536115581) с выручкой от реализации газомоторного топлива на территории г. Читы в 2017 году менее 400,0 млн. руб.;

Б) ООО «Газторг» (ИНН 7536122194) с выручкой от реализации газомоторного топлива на территории г. Читы в 2017 году менее 400,0 млн. руб.;

- ООО «Забрегионгаз» (ИНН 7536057587) с выручкой от реализации газомоторного топлива на территории г. Читы в 2017 году менее 400,0 млн. руб.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 264-ФЗ) введены иммунитеты для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением.

Так, Закон № 264-ФЗ ввел правило, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Учитывая, что объемы выручки от реализации газомоторного топлива хозяйствующих субъектов, осуществляющих  розничную торговлю сжиженного углеводородного газа на заправках в городе Чита, за последний календарный год не превышают четыреста миллионов рублей, в отношении этих хозяйствующих субъектов действует установленный Законом № 264-ФЗ иммунитет. Их положение не может быть признано доминирующим на рынке розничной торговли газомоторным топливом на территории г. Читы, следовательно, квалифицировать нарушение по статье 10 Закона о защите конкуренции, в том числе как установление монопольно высокой цены, не представляется возможным.

Государственное регулирование розничных цен на СУГ на АГЗС законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Хозяйствующие субъекты согласно действующему законодательству самостоятельно определяют поставщиков, решают вопросы установления цены.

ООО «Забрегионгаз» самостоятельно завозит СУГ на территорию г. Читы, Петровск-Забайкальского и Дульдургинского районов Забайкальского края. Отпускные цены поставщиков выросли на 60,7 %. В тоже время розничные цены на СУГ, реализуемый ООО «Забрегионгаз» на своих заправках, за период с января по сентябрь 2018 года выросли менее 40 %.

ООО «ЧитаГаз» и ООО «Газторг» приобретают СУГ, как газомоторное топливо у ОАО «Читаоблгаз».

Забайкальским УФАС России проводится еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на СУГ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз» на собственных АГЗС. Розничные цены на СУГ, реализуемый ООО «ЧитаГаз» и ООО «Газторг» на своих (аренда у другого общества) заправках, за период с января по сентябрь 2018 года также выросли менее 40 %.

По результатам мониторинга цены на СУГ, реализуемый ОАО «Читаоблгаз» за период с января по сентябрь 2018 года выросли:  мелкооптовые цены – на 49,8%,  розничные цены на своих заправках – на 31,1%, в то время как рост закупочных цен на СУГ составил 50,9%.

Исходя из динамики закупочных цен, Общество вынуждено пойти на постепенное увеличение своих мелкооптовых и розничных цен на своих заправках.  

В данном случае нарушений антимонопольного законодательства не установлено.

В ходе рассмотрения Управлением полученных материалов признаков, указывающих на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов при формировании розничных цен на газомоторное топливо на АГЗС  на территории г. Читы, не выявлено.

ОАО «Читаоблгаз» не имеет заправок в г. Чита. АГЗС ОАО «Читаоблгаз» расположены в Забайкальском, Карымском, Краснокаменском, Могойтуйском, Нерчинском, П-Забайкальском, Улетовском, Хилокском, Чернышевском и Шилкинском районах Забайкальского края.

Локальные рынки розничной торговли газомоторным топливом на территории муниципальных районов Забайкальского края относятся к разным локальным рынкам по составу участников и условиям конкуренции.

На локальных рынках розничной торговли газомоторным топливом на территории муниципальных районов: Дульдургинском, Забайкальском, Карымском, Краснокаменском, Могойтуйском, Нерчинском, Петровск-Забайкальском, Улетовском, Хилокском, Чернышевском и Шилкинском Забайкальского края, конкурентная среда неразвита, реализацию газомоторного топлива осуществляют вышеуказанные хозяйствующие субъекты, формирование цен у которых проверено.

 Нарушений антимонопольного законодательства не установлено.