Игорь Артемьев: реформа унитарных предприятий идет полным ходом

В 2019 году количество унитарных предприятий в России по сравнению с 2018 годом снизилось на 18%. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, выступая 27 августа 2020 года с Докладом о состоянии конкуренции перед членами Правительства России в формате ВКС.

Так, по состоянию на 01.01.2019г. по данным ЕГРЮЛ в Российской Федерации было зарегистрировано 16867 унитарных предприятий, что на 49% больше, чем на 01.01.2013. Благодаря принимаемым мерам по снижению государственного участия в экономике, в том числе в рамках реализации Национального плана по развитию конкуренции, к началу 2020 года количество унитарных предприятий снизилось и составило 13 801 предприятие.

Вместе с тем более трети (38%) таких предприятий по-прежнему осуществляет деятельность в сферах с развитой конкуренцией (например, сделки с недвижимостью, аренда, торговля).

В ФАС России считают, что именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Кроме того, антимонопольная служба выявила многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий).

В ФАС России уверены, что особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.

Глава ФАС России напомнил, что 08.01.2020г. принят Федеральный закон № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», который ввел общий запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках, за исключением закрытого перечня случаев.

В свою очередь для обеспечения реализации реформы регионы приступили к подготовке планов по ликвидации/реорганизации унитарных предприятий. В 16 регионах такие планы уже утверждены, в 51 регионе – на завершающей стадии.

С принятием закона №485-ФЗ государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу этого закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации. Происходит это по решению учредителя в срок до 1 января 2025 г. Если этого не случится, то такие предприятия буду ликвидироваться в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Исключение составляют только унитарные предприятия, работающие в районах крайнего севера, в сфере культуры, обороны и безопасности страны.

С видеозаписью выступления Игоря Артемьева можно ознакомиться по ссылке.

Справка:

Основные темы Докладов ФАС России о состоянии конкуренции 2007-2019:

2007 год - Основные проблемы формирования конкурентной среды в период переходной экономики

2008 год - Задачи антимонопольного регулирования в условиях финансового кризиса

2009 год - Вопросы конкуренции при осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности

2010 год - Недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий (приняты правила недискриминационного доступа к: услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов, услугам общедоступной почтовой связи, услугам по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, услугам морских, речных портов и транспортных терминалов)

2011 год - Картели на социально-значимых рынках и привлечение виновных должностных лиц к уголовной ответственности

2012 год - Контроль за размещением государственного заказа, торгами и заключением договоров по их результатам

2013 год - Выявление и доказывание существования международных картелей, в том числе в рамках сотрудничества с зарубежными конкурентными ведомствами. Установление рыночных принципов формирования цены на биржевых торгах нефтепродуктами

2014 год - Развитие рынка биржевой торговли, совершенствование порядка регистрации внебиржевых сделок

2015 год - Развитие тарифного регулирования

2016 - Проконкурентная тарифная политика

2017 год - Антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики

2018 год - Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации как основа развития российской экономики

2019 год - Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации