Реклама медицинских тестов – возможно ли однозначное определение болезни без посещения врача. Защищен ли потребитель?

В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении ненадлежащей рекламы, содержащей признаки нарушении, пункта 2 части 3 статьи 5, пунктов 6,7 части 1 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».  

На сайте (портале) «zab.ru» и на сайте информационного агентства «Чита!Ру»,  в сети «Интернет» размещена рекламная статья под названием «Финский тест для диагностики рака кишки в домашних условиях появился в «Медлюксе», доступная к прочтению  по   адресам:  «https://zab.ru/company/109098_finskij_test_dlya_diagnostiki_raka_kishki_v_domashnih_usloviyah_poyavilsya_v_medlyukse»; «https://www.chita.ru/beauty/120041».

Среди прочего в указанной статье имелся текст, следующего содержания: «Тестовый набор ColonView для самостоятельного скрининга рака кишечника в домашних условиях от финского производителя Biohit появился в многопрофильном медицинском центре «Медлюкс», сообщил 12 сентября корреспонденту ИА «Чита.Ру» представитель клиники. «У 70% пациентов рак кишечника диагностируется уже на 3-4 стадии, когда не обойтись без дорогостоящей травматичной операции. Благодаря тесту ColonView человек может подтвердить или опровергнуть наличие раковой опухоли в кишечнике без боли, дискомфорта и походов к врачу. Он продаётся без рецепта», – рассказал собеседник агентства» «Набор ColonView идеально подходит для домашнего тестирования всем, кто хочет убедиться, что нет серьёзных проблем с ЖКТ. Но особенно он рекомендован людям после 40 лет».

В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования; не должна создавать впечатление ненужности обращения к врачу.

При этом в силу части 4 данной статьи требования пунктов 1 - 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» распространяются также на рекламу медицинских изделий.

Необходимо отметить тот факт, что Федеральный Закон «О рекламе» обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о рекламируемом товаре. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления при восприятии конкретного рекламного материала (вида), а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных и иных сопутствующих материалов и, без учета момента, когда потребитель уже ознакомился со всеми прилагающимися к рекламируемому товару документами.

На сайте официального дистербьютора теста в разделе «Какие заболевания можно заподозрить с помощью «ColonView» размещена следующая информация: «Вы не пропустите самое начало таких серьезных проблем, как: Рак толстой кишки (рак прямой и ободочной кишки), эрозии и рак пищевода, эрозии и рак пищевода, полипы и дивертикулез толстой кишки, язвенный колит, болезнь Крона, другие воспалительные заболевания толстой кишки».

В рассматриваемой рекламной статье, среди прочего, имелся текст, следующего содержания: «Благодаря тесту ColonView человек может подтвердить или опровергнуть наличие раковой опухоли в кишечнике без боли, дискомфорта и походов к врачу». Фактически, в соответствии с материалами медицинских статей и сайта дистербьютора изделия,  по результатам данного теста можно сделать вывод о наличии скрытой крови в кале, и, следовательно, о признаках различных заболеваний помимо опухоли, тем более злокачественной, по результатам теста, как описано в рекламной статье невозможно произвести заключение относительно однозначного «подтверждения или опровержения наличия раковой опухоли в кишечнике без боли, дискомфорта и походов к врачу».  

По  результатам рассмотрения заявления Управлением было возбуждено дело и впоследствии принято решение о признании ненадлежащей статьи рекламного характера под названием «Финский тест для диагностики рака кишки в домашних условиях появился в «Медлюксе», доступная к прочтению  по   адресам:  «https://zab.ru/company/109098_finskij_test_dlya_diagnostiki_raka_kishki_v_domashnih_usloviyah_poyavilsya_v_medlyukse»; «https://www.chita.ru/beauty/120041», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пунктов 6, 7 части 1 статьи 24 Закона «О рекламе». ООО «Алнаир» (ИНН 7536176168) было признано нарушившим требования части 1 статьи 24 и части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

ООО «Алнаир» не согласившись, с решением Управления, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края о признании отказа в возбуждении дела незаконным.

Решением по делу А78-2388/2020 от 03.09.2020 года в удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью «Алтаир» отказано. Таким образом, законность позиции антимонопольного органа подтверждена судом.