О реализации зарплатных проектов

В связи с поступающими запросами о реализации зарплатных проектов Забайкальское УФАС России сообщает.

Статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен исчерпывающий перечень финансовых услуг, для оказания которых федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, субъектам естественных монополий необходимо осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, если в связи с реализацией зарплатного проекта с использованием безналичной системы оплаты труда кредитная организация будет оказывать указанным субъектам финансовые услуги, поименованные в статье 18 Закона о защите конкуренции, в частности, услуги по открытию и ведению банковских счетов органа власти и осуществлению расчетов по этим счетам, то для заключения соответствующего договора с кредитной организацией необходимо провести открытый конкурс или открытый аукцион в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В свою очередь, если в связи с реализацией зарплатного проекта кредитная организация не будет оказывать указанные в статье 18 Закона о защите конкуренции финансовые услуги, то проведение открытого конкурса или открытого аукциона для реализации зарплатного проекта в соответствии с положениями статьи 18 Закона о защите конкуренции не требуется.

Вместе с тем в случае, если оплата услуг банку в рамках реализации зарплатного проекта, в частности за распределение и зачисление денежных средств на счета сотрудников (зарплатные счета), будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, то при выборе кредитной организации для реализации зарплатного проекта необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В связи с этим, ограничение органами власти количества кредитных организаций, в которых сотрудники могут открывать счета для получения заработной платы, в том числе по итогам конкурса, следует рассматривать как нарушение требований статьи 15 Закона о защите конкуренции.