«Либо дорого, либо ничего» газета эффект №19 от 11.05.2011

В конце 2010 года Правительство РФ одобрило новые, рекордно высокие акцизы, повысив их примерно на 65-110 процентов с уровня 2010 года. Это, естественно, привело к росту цен на моторное топливо в начале 2011-го. Тем дело не кончилось. В конце апреля мы все заметили очередную волну подорожания. Для большинства автолюбителей Забайкалья так и остаётся загадкой причина «двухступенчатого» скачка цен.

Впереди Сибири всей

- За последние несколько дней стоимость разных видов топлива в крае поднялась от 20 копеек до 1 рубля,  - недоумевает читинец Николай Синицын, водитель с 14-летним стажем. – Такое впечатление, что чем больше нефти наша страна производит, тем дороже её продают нам самим.

Не только Забайкальский край - многие регионы России охватил кризис моторного топлива. И такого развития событий вряд ли можно было избежать.

 - Сейчас подорожание объясняется объективными причинами: большая часть была отправлена за рубеж, поэтому в некоторых субъектах России наблюдался ажиотаж из-за дефицита бензина, плюс - сезонное повышение цен на ГСМ, - замечает руководитель Забайкальского управления Федеральной антимонопольной службы Евгений Минашкин.

На столе перед Евгением Николаевичем сводная таблица. Ежедневно в 11 часов утра на ней появляются записи - отчитываются предприниматели: по какой цене приобретают топливо, по какой будут продавать. Из документа видно: «Нефтемаркет» с 23 апреля по 4 мая на 60 копеек увеличил стоимость 92-го бензина, 95-го и 98-го - на 50 копеек. У «Роснефти» цифры другие: подорожание произошло на рубль. Один из предпринимателей, занимающийся топливным бизнесом, в течение месяца трижды менял цены. Сначала поднял их, через четыре дня понизил, а ещё через сутки вернул к прежним показателям.

Кстати, цены на бензин в апреле выросли в 63 регионах России. Сильнее всего топливо подорожало в Кызыле – на 7,8 процентов. Среди цен на бензин А-92 в городах Сибири лидирует Чита.

Куда смотрит УФАС?

 - Федеральная антимонопольная служба не регулирует цены на топливо, - поясняет Евгений Николаевич. – Мы – контрольно-надзорный орган, поэтому установить предельный уровень стоимости ГСМ не можем. Наша задача - мониторинг ситуации на предмет защиты конкуренции и исследование рынков.

Как известно, цены на ГСМ не регулируется государством. Власть может повлиять на повышение или понижение стоимости лекарств, продуктов и тарифов на услуги ЖКХ. А что касается нефтяного бизнеса – живём в рыночно-экономических условиях, господа! И здесь правят балом спрос и предложение. Если бензин будут покупать по 30 рублей за литр, зачем снижать цену?

В некоторых регионах объясняют сложившуюся ситуацию закрытием российских нефтеперерабатывающих заводов на ремонт. В Чите тоже ходили слухи о закрытии в ближайшее время основного поставщика ГСМ в Забайкалье - Ангарского нефтеперерабатывающего завода. Официальный ответ в Забайкальское УФАС опроверг слухи. Этого и следовало ожидать: нефтяники не ремонтируют свои заводы летом или зимой. В первом случае потому как это сезон самых активных продаж, во втором - потому что холодно, ремонтные работы обходятся слишком дорого.

Бензиновая лихорадка

Ажиотаж с дефицитом бензина создали сами нефтяники. Вспомните, как их компании злоупотребляли доминированием на территории Забайкальского края. Летом 2008 года АИ-92 на территории региона стоил 30 рублей 50 копеек. В том же 2008-м году антимонопольщики разбирались в деле о сговоре на рынке бензина в деятельности «Нефтемаркета» и других хозяйствующих субъектов. Штраф составил тогда порядка 52 миллионов рублей. Два года спустя были нарушителями антимонопольного законодательства были признаны «Нефтемаркета» - ООО «Элара» и «Парламент-А». На эти два ООО наложен штраф 65 миллионов рублей.

В 2011 году в край пришёл филиал «Роснефти», но ожидаемого снижения цен на бензин, как ожидалось, не произошло. «Роснефть» активно работает только на мелкооптовом рынке, потому что у этой компании всего две свои АЗС.

- Дефицита с бензином в крае не будет, - уверяют сотрудники «Нефтемаркета». – Мы завозим ГСМ большими партиями – на два-три месяца вперед.

Действительно, дефицита топлива в Забайкалье не наблюдается. Очередей у бензоколонок нет, как это происходит в других регионах.

 - Главное, чтобы не было перебоев в поставках бензина, - уверены многие автолюбители края.

И с этим нельзя не согласиться. Пусть лучше бензин будет стоить дороже, но всегда находиться в наличии, чем по 20 рублей за литр, но при этом его не найдёшь.

Заградить пошлинами

Тем временем в стране уже действуют меры по стабилизации ситуации с бензином. Подписано постановление Правительства РФ, согласно которому с 1 мая 2011 года экспортная пошлина на бензин составляет 408,3 доллара за тонну. Запланированные объемы дополнительных поставок бензина на внутренний рынок на 25 процентов превышают уровень спроса, что позволит создать резервы.

Но мы все прекрасно понимаем, что снижение ценовой политики нефти «наверху» не снизит стоимость бензина для конечного покупателя.

Пока власти разрабатывают распоряжения, одно за другим принимают не всегда до конца продуманные решения, у обычных граждан свой взгляд на решение проблемы. Пенсионер из Атамановки Николай Фёдорович Смирнов уверен, что проблему с дефицитом и ростом цен на топливо можно решить только комплексом мер.

- Необходимо отвязать налог на добычу полезных ископаемых от цен внешнего рынка и привязать к затратам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, впредь аккуратно относиться к налогообложению этого сегмента рынка, так как сейчас доля налогов к конечной цене бензина составляет 63 процента, - уверен Смирнов. - И, конечно, следует ввести хотя бы на месяц серьезные заградительные пошлины, чтобы насытить внутренний рынок, а ещё - стимулировать развитие нефтепереработки, чтобы снизить себестоимость бензина.

Заградительные пошлины, Николай Фёдорович, уже вводятся!

Ольга ПОРТНОВА