Битый (не)битого везет

Высокие энерготарифы мешают развитию Забайкалья
Последнее в 2012-м заседание Общественно-консультативного совета при Забайкальском УФАС снова было посвящено энерготарифам. Ни для кого не секрет, что наша цена на электричество — из самых высоких в Сибири. Развиваться и создавать что-то новое сложно, выжить бы существующим предприятиям.
По сравнению с 2010-м, в 2011-м энерготарифы для предприятий Забайкалья выросли на 30%, в два раза преодолев обозначенный Правительством России порог в 15%. В 2012-м рост не остановился. И в 2013-м ожидается увеличение. Насколько, пока предугадать сложно.
Напомним, что население получает это благо цивилизации по фиксированной цене, и рост к уровню 2011-го составил не более 6%. Правда, после 2014-го “фиксировать” эту цену уже не будут.
В Забайкальском крае совпало несколько факторов, которые определяют удорожание электричества. Во-первых, производство энергии на тепловых угольных электростанциях гораздо дороже, чем на гидроэлектростанциях. Во-вторых, две из трех основных электростанций края, Харанорская ГРЭС и Читинская ТЭЦ-1, находятся в статусе “вынужденного генератора”. “Вынужденным генератором” называется неэффективная, не допущенная на конкурентный рынок электростанция, с высокими затратами на производство энергии, но без которой невозможно энергоснабжение региона. Их энергия и мощность продаются дороже в зоне свободных перетоков “Чита”. 65% мощности в регионе покупалось по высокой цене. Тариф на мощность в 2011-2012 гг. составил 210-265 тыс. руб./МВт, что в два раза превышало предельную цену в зоне Сибири.
В-третьих, на рост влияет “последняя миля”, когда некоторые потребители платят сетевой организации, “Читаэнерго”, за несуществующие услуги передачи энергии.
Со стороны рядового потребителя, эта ситуация выглядит как глобальное спонсорство в адрес разных энергокомпаний за счет остального бизнеса. С реформой Чубайса отрасль вроде как шагнула в рынок. Вместо рынка мы видим все растущий финансовый аппетит энергетиков и всевозможные законодательные льготы для них, с малопонятными простому жителю названиями: “последняя миля”, “вынужденный генератор”. Плюс откровенный, не побоюсь этого слова, шантаж: “или платите по 5 рублей за киловатт/час или замерзайте в темноте”. Именно до 5 рублей для населения вырастет тариф, если крупная промышленность не будет оплачивать “последнюю милю”. Причем деньги собираются, а глобального обновления и модернизации энергетики, за исключением легендарной Харанорской ГРЭС, не видится.
Наш регион богат углем, мы буквально ходим по нему, так что само собой здесь выгодно развивать угольную генерацию: добыть топливо легко, везти близко. Что и было предусмотрено в советское время. Сегодня же угольный фактор играет против нас, цена на уголь не регулируется, а владельцы месторождений, как и владельцы энергокомпаний, находятся в Москве.
В качестве решения проблемы ФАС России предложило объединить зону свободного перетока “Чита” с соседней зоной “Сибирь”. В “Сибири” конкуренция на оптовом рынке все-таки лучше. Соответствующее предложение было направлено в Правительство страны и в Минэнерго.
Эксперты по-разному оценили ситуацию в энергетике Забайкалья. Они сошлись в одном мнении, что без обновления отрасли и появления новых потребителей тариф не снизить.
После недавнего заседания, возможно, вновь последуют обращения в Москву. И далее, как повезет.

мнения
Анатолий Старостин,
представитель Общественно-консультативного совета при Забайкальском УФАС:

— Мы до сих пор не знаем, почему Харанорская ГРЭС (сегодня ее собственник ИНТЕР РАО ЕЭС) работала и работает в статусе вынужденного генератора. Да, энергосистема без Харанорской ГРЭС жить не сможет, но это не значит, что потребители края должны платить этому поставщику мощности в два раза дороже предельной цены по Сибири. Ведь статус “вынужденного генератора” — это синоним неэффективной, ветхой электростанции, чего о Харанорской ГРЭС никак нельзя сказать. Применение этого статуса по отношению к “ТГК-14” можно понять, все-таки ее электростанции требуют глубокой модернизации.
Гипотетически, если 1-й и 2-й блоки Харанорской ГРЭС распрощаются со статусом “вынужденного режима”, как это повлияет на стоимость энергии для потребителей Забайкальского края? Насколько снизится тариф? Напомню, что третий блок построен и работает по параметрам договора предоставления мощностей, и его цена окупается всеми потребителями страны по очень высокой стоимости.
По прогнозным расчетам НП Совет Рынка на 2013 год, Забайкальский край по вынужденной составляющей опять самый дорогой во всей Сибири.
Так или иначе, в Иркутской области, с точки зрения стоимости энергии, свой расклад, у нас есть свой. Нашим потребителям не легче оттого, что в Иркутской области вынужденно начала загружаться угольная, более дорогая генерация, и тариф за электроэнергию подрастет там существенно. Можно и с Африкой нас сравнивать, и с Америкой, нам лучше не будет.
Я вообще противник такой “экспертизы” цен, способа оценки уровня тарифов на энергию путем сравнения с каким-либо регионом. У нас тариф выше или в Бурятии? А если в Бурятии выше, значит, что у нас “как раз точно и правильно"? Попробуйте начать сравнивать байкальского омуля и окуня из Арахлея, на смех ведь поднимут. Но почему тогда киловатт, выработанный на более старых электростанциях со стоимостью угля почти вдвое дороже, должен быть “как раз” или “близко” равен по цене выработанному более новыми станциями с более дешевым углем? Профессиональный анализ составляющих тарифов — это единственный способ реальной оценки цены энергии.
Корректировка нормативной базы Правительством страны в части сбытовых надбавок немного сдержала рост тарифа. Сдержало его рост и отсутствие у “ТГК-14” в 2012-м статуса “вынужденного генератора”. В конце 2012-го Читинская ТЭЦ-1 вновь получила этот статус, как следствие, потребители энергии стали оплачивать эту “вынужденную” мощность, насколько от этого увеличится тариф в регионе, мы увидим в ближайшее время.
На мой взгляд, никакой ожидаемой конкуренции в энергетике Забайкалья сегодня нет. Не стремятся электростанции по объективным и субъективным причинам сбавлять цену, чтобы продавать, конкурируя на рынке, энергию и мощность. Возникает впечатление, что владельцам энергокомпаний не нужны конкуренция и рынок. Есть правила, нашел пункт, по которому твоя энергия и мощность все равно будут продаваться по большой цене, и продавай.
При этом никто и не спрашивает с владельцев компаний, почему в течение последних 4-5 лет мало что было сделано, чтобы подготовиться к этим рыночным условиям? Искали ли они необходимые инвестиции, чтобы вложить в повышение эффективности оборудования и далее, конкурируя более дешевой своей энергией, обеспечить и себе стабильный доход, и в целом снизить стоимость энергии в регионе во благо всех ее потребителей?
Сегодня в стадии создания новое российское электросетевое предприятие, ОАО “Российские сети”. Это масштабная электросетевая компания. В нем объединятся федеральные и региональные электросетевые активы, в том числе и такие, как наше “Читаэнерго”. Будем надеяться, при консолидации активов, центров ответственности и финансового управления, разрешится, наконец, вопрос перекрестного субсидирования и “последней мили”.
Для специалистов, реально оценивающих проблемы современной энергетики, очевиден факт, что никакими тарифами энергетическую инфраструктуру, ветхие электростанции и электросети не спасешь, для этих целей нужны серьезные инвестиционные ресурсы. Всякого рода “инвестиционные составляющие” в тарифе, кроме роста цены на энергию и недовольства потребителей, не приносят реального “омоложения” всего комплекса энергообрудования.
С высоких трибун говорится о ближайшем развитии Забайкалья и Дальнего Востока. Будем надеяться, что в государственные программы и правительственные нормативные документы, связанные с развитием региона Забайкалья, попадут серьезные проработанные проекты, обеспечивающие дальнейшее развитие, в первую очередь, территориальной теплогенерации. Также будем надеяться, что собственники энергокомпаний региона уже в полной мере подготовили и готовы включить свои проекты в общую стратегию развития региона.
Алексей Драпп,
директор Забайкальского регионального диспетчерского управления:

— Думаю, не стоит забайкальцам надеяться на дешевую энергию Иркутской области и сравнивать их показатели с нашими. В ближайшие полгода цена на электроэнергию в области и в остальной Сибири вырастет. Причина — жесткие ограничения по гидроресурсам. Это не очень удачный пуск Богучанской ГЭС, запустили всего 3 из 6 гидроагрегатов. Не смогли создать запас воды на Красноярской ГЭС. Чтобы компенсировать потребность регионов в электроэнергии, по всей Сибири включили более 800 МВт тепловой генерации.
Но и у нас ситуация не изменится. Мы построили третий блок Харанорской ГРЭС, и он, образно говоря, “растворился”, то есть оказался полностью востребованным, как два других ее блока. В Бурятии ситуация не лучше, сейчас там из-за дефицита эксплуатируются 5 блоков на Гусиноозерской ГРЭС.
Перечень “вынужденных генераторов” утвержден до середины 14-го. В 2013-м в статусе “вынужденного генератора” будут работать два блока на ХГРЭС и все станции Читинской генерации ОАО “ТГК-14”. Нагрузка на потребителя будет больше. Отключить эти “вынужденные генераторы” невозможно, в Забайкальском крае больше нет других источников энергии.
Мы в любом случае будем закрывать собственное потребление собственной генерацией, не сможем много взять в энергосистемах к западу от нас, потому что, как я неоднократно сообщал, там дефицит.
Улучшит ненамного ситуацию ввод вставки постоянного тока на подстанции “Могоча”. Но это не лекарство. Нами с энергосистемой Востока согласована передача лишь 50-100 мегаватт. Чтобы передавать больше мощности, надо развивать электросети. Дешевую или дорогую энергию нам будут продавать, не ясно, энергия не подписана. Мы будем брать из “общего котла”.
Возможно, некоторые малые электростанции выведут из эксплуатации. Тогда Администрация Забайкальского края должна будет решить, что делать с ними. Неоднократно уже говорилось, что решением проблем забайкальской энергетики могла бы стать реновация существующих мощностей, чтоб они стали конкурентоспособны на рынке. Есть федеральные целевые программы, давайте предлагать и вносить в них реконструкцию Читинской ТЭЦ-1. Бурятия, например, пытается проект развития Улан-Удэнской ТЭЦ-2 включить в такие программы.
Что касается строительства четвертого энергоблока на Харанорской ГРЭС, то, как стало ясно из нашего с губернатором обращения к генеральному директору “ИНТЕР РАО — Управление электрогенерацией” Геннадию Бинько, компания готова построить новые мощности. Было бы кому эту энергию продать в лице крупных потребителей.

кстати
Соцнорму —
по всей стране!

В России реализуется комплекс мер по переходу к социальной норме потребления коммунальных услуг. Решение было принято правительством в сентябре текущего года (распоряжение № 1650-р от 10.09.2012).
Первоначально соцнорма будет установлена в электроэнергетике, которая характеризуется высокой обеспеченностью населения приборами учета электроэнергии (более 95%) в сравнении с другими отраслями (25-40% в водоснабжении и теплоснабжении). По мнению аналитиков, в данном контексте также важен и размер перекрестного субсидирования — в электроэнергетике он самый большой и достиг, по скромным оценкам, 200 млрд. рублей, сообщает портал www.smartgrid.ru.
“Социальные нормы не утверждены, но пока в части некоторых регионов речь идет о 75-100 кВтч в месяц, — цитирует “Независимая газета” слова главы ФСТ Сергея Новикова. — По цене сверх нормы есть разные варианты. В ближайшее время она будет выше, но останется регулируемой. Я не могу сказать цифру, но она не ужасная”.
Планируемая к введению на территории РФ социальная норма потребления электроэнергии могла бы быть установлена на уровне 75-100 кВт на человека в месяц, и тогда бы в ее рамки вписалось 70% населения, цитирует главу Федеральной службы по тарифам (ФСТ) России Сергея Новикова ИА nord-news.ru.
В Забайкалье уже действует соцнорма, в размере 65 кВт на одного человека в месяц.


Тем временем
Журналист “ЗР” выяснил, как изменилась цена на электроэнергию для одного из забайкальских предприятий, ОАО “Агропромстрой”, оно занимается строительством на селе. В составе ОАО “Агропромстроя” действуют 19 строительных организаций с подсобным производством.
Александр Суворов, гендиректор предприятия, рассказал, что плата за электроэнергию в 2011-м, по сравнению с 2010-м, в первом квартале увеличилась на 23%. Потом после жестких заявлений руководства страны в адрес энергетиков произошло некоторое снижение тарифа, и всего по году рост составил 14,6%.
В 2012 году плата уменьшилась в среднем по году на 0,3%. Но в ноябре-декабре 2012-го увеличение составило 9%, по сравнению с сентябрем 2012-го, что совпадает по времени с появлением у электростанций “ТГК-14” статуса “вынужденный генератор”. В расходах “Агропромстрой” плата за электроэнергию составляет 8,6%.
Как поведут себя цифры на ценниках нового, 2013-го года, станет ясно к весне.
Материалы “Актуальной темы” подготовила