Вместо непрогнозируемых резких скачков цен необходимо реализовывать долгосрочную ценовую стратегию в энергетике, ориентированную на рыночное ценообразование

Об этом заявил заместитель Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин, выступая в рамках мозгового штурма по теме «Отпустить нельзя регулировать. «Справедливые» внутренние цены на энергоносители – вновь донор экономики?» 28 февраля 2014 года на Красноярском экономическом форуме.
В круглом столе также приняли участие генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, директор по регулированию рынков ОАО «Энел России» Виктор Набойченко, вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов, партнер компании «McKinsey&Company» Степан Солженицын, директор по работе с естественными монополиями ОК «Русал» Максим Балашов и заместитель генерального директора по перспективному развитию Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС Тамара Меребашвили.
Модератор круглого стола, управляющий партнер Strategy Partners group Александр Ованесов своем вступительном слове отметил: «Одним из ключевых элементов политики по повышению энергетической эффективности являются цены на энергоресурсы. Энергоэффективность экономики стран-лидеров в 2-3 раза превышает аналогичные российские показатели.
Какие выводы мы должны сделать из международного опыта? Основной вопрос для нас сегодня: может ли существенный рост цен на электроэнергию для потребителей радикально помочь повышению энергоэффективности?»
Заместитель Министра энергетики РФ Антон Инюцын, отвечая на этот вопрос, заявил, что для того, чтобы сделать рывок в модернизации энергетики нужно готовиться к повышению цен. «Конечно, для роста цен нужна соответствующая подготовка: это и разъяснительная работа с населением и задействование необходимых механизмов. За один день проблему решить невозможно».
В свою очередь Анатолий Голомолзин отметил, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии последние годы росли с темпами, опережающими рост цен в конкурентных сферах. Как следствие, в составе конечного платежа потребителей оплата услуг электросетевых компаний по отдельным регионам составляет более 50%, при том, что в европейских странах этот показатель на 10-15% ниже. Это означает необходимость сдерживания роста стоимости услуг электросетевых компаний и доведения указанного соотношения до соответствующего уровня при сохранении роста конечного платежа в пределах инфляции.

 


Вопрос не только и не столько в динамике цен (тарифов), сколько в динамике платежей граждан и организаций за энергию. В этом смысле вызывают вопросы выводы ВЦИОМа о том, что примерно 70% граждан готовы сберегать электроэнергию и лишь около 30% - сберегать тепло. Ведь в платежках за коммунальные услуги на тепло приходится порядка 70% расходов граждан. Эти результаты говорят скорее всего о том, что при отсутствии приборов учета сложно влиять на расходы тепла, тогда как электроэнергия учитывается повсеместно. Модернизация систем теплоснабжения в массе должна сопровождаться капитальным ремонтом жилого фонда, ведущего к существенному снижению расходов тепла и другими мерами по энергосбережению. В этой ситуации рост цен на теплоэнергию будет менее чувствителен для населения и будет способствовать эффективности производства, передачи и потребления тепла.
Отвечая на вопрос, как и когда можно устранить перекрестное субсидирование, Анатолий Голомолзин привел пример: в начале 2000-х годов, когда антимонопольный орган был регулятором тарифов на телефонную электросвязь, он в течение 4-5 лет устранил перекрестное субсидирование в этой сфере. Это было осуществлено за счет перебалансировки тарифов между организациями и населением, а также между местной и дальней связью.
Также в качестве примера оптимальной ценовой стратегии Анатолий Голомолзин привел ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов, где за последние годы цены изменяются с темпами, близкими к темпам инфляции, что явилось результатом взвешенной государственной политики по развитию конкуренции в этой сфере – последовательному внедрению биржевых механизмов торговли нефтепродуктами, контролю цен внебиржевых сделок, а также технологическими мерами по модернизации НПЗ.
«Необходимо реализовывать долгосрочную ценовую стратегию в энергетике, ориентированную на рыночное ценообразование:
1) В конкурентных сферах необходимо внедрение механизмов организованных торгов, регистрация внебиржевых сделок (такая работа ведется на рынках нефтепродуктов, природного газа, электроэнергетики, угля);
2) В регулируемых сферах необходимо гибкое ценообразование на основе анализа рынка, цены (тарифы) должны регулироваться на основе метода сравнения аналогов (benchmarking) на сопоставимых рынках с применением методов долгосрочного ценообразования», - заключил Анатолий Голомолзин.


Справка:
12-й Красноярский экономический форум посвящен обсуждению ключевых направлений экономической политики в условиях структурных ограничений и геополитических рисков.
В работе форума традиционно принимают участие представители Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, региональных органов власти, институтов развития, государственных корпораций и бизнес-сообществ, а также российские и зарубежные эксперты.