Как в России проводят оценку воздействия государственного регулирования на конкуренцию?

На этот вопрос в ходе второго дня семинара Федеральной антимонопольной службы и Регионального центра по конкуренции ОЭСР Венгрии ответил начальник Аналитического управления ФАС России Алексей Сушкевич.
«У российского антимонопольного органа всегда было полномочие осуществлять оценку воздействия актов и действий органов власти на состояние конкуренции, – начал он. – Еще в 91 году, когда разрабатывался первый антимонопольный закон, в России уже понимали, что органы власти оказывают значительное влияние на конкуренцию, поэтому разработчики закона прописали в нем значительное количество норм, предотвращающих государственное антиконкурентное вмешательство».
Сегодня в обсуждении нормативных правовых актов и законов Российской Федерации может принять участие любое юридическое или физическое лицо. При этом оно не обязательно должно находиться на территории РФ. Это стало возможно с появлением сайта regulation.gov.ru.
«Ежегодно через него проходит несколько тысяч актов и проектов, – продолжил Алексей Сушкевич. – ФАС России также обязана размещать на нем свои акты, но мы также вправе размещать на нем и свои комментарии к проектам, разработанным другими органами власти. Все замечания суммирует Минэкономразвития России и направляет их разработчику. Он, в свою очередь, должен либо принять замечания, либо объяснить, почему учесть их он отказывается».
Помимо этого, в России проводится общественная экспертиза акта с целью выявления в нем положений, ограничивающих предпринимательскую деятельность и оказывающих негативное воздействие на конкуренцию. Используется тот же сайт – regulation.gov.ru.
Например, процедуре общественной экспертизы в течение всего 2014 года подвергался приказ ФАС России №220, в котором определены принципы и порядок проведения анализа товарных рынков.
С 2013 года Правительство распространило общественную экспертизу на региональный и муниципальный уровни. При этом на региональном уровне она носит обязательный характер, а на муниципальном – рекомендательный.
«Ключевой особенностью российского антимонопольного законодательства является предоставленная каждому юридическому или физическому лицу возможность обжаловать в ФАС России любой акт федерального органа исполнительной власти или любого органа субъекта федерации, а также местного самоуправления, если такой акт ограничивает конкуренцию», – подчеркнул Алексей Сушкевич.
В случае выявления антиконкурентного характера акта ФАС России выдает органу власти предписание отменить этот акт или изменить некоторые его части. В прошлом году, как сообщил Алексей Сушкевич, ФАС России выдала 1755 таких предписаний. Как правило, они предписывают отменить акты, которые вводят запрет на оборот и перемещение товара, отдельные виды деятельности, а также создают различного рода препятствия, например не позволяющие появиться на рынке новым хозяйствующим субъектам.
«Если предписание не исполняется, мы идем в суд. В 2014 году, например, мы подали 70 исков, отказов при этом было не более 5 – суд в большинстве случаев всё-таки соглашается с аргументацией антимонопольного органа», – отметил Алексей Сушкевич.
Сабина Зигельски, представитель ОЭСР, предложила в дальнейшем в судах в качестве аргументации использовать контрольные вопросы из Инструментария по оценке воздействия на конкуренцию.
ФАС России также призвана выявлять случаи незаконного предоставления преференций. В 2014 году было выявлено 408 таких случаев.
«Для того чтобы органы власти имели наглядные примеры актов, ограничивающих конкуренцию, и стремились избегать появления новых таких актов, с 2013 года мы подготавливаем и размещаем у себя на сайте Белую и Черную книги проконкурентных и антиконкурентных региональных практик, – рассказал Алексей Сушкевич. – И это работает, потому что никто не хочет видеть себя в Черной книге».
«Это хорошая традиция», – прокомментировала Сабина Зигельски.
В России у антимонопольного ведомства также есть нормотворческие полномочия. «У нас есть все возможности в инициативном порядке выступить с законопроектом, или стать соразработчиком проекта другого ведомства, либо обосновать необходимость отказа от разработки закона», – пояснил начальник Аналитического управления.
Кроме того, с января 2015 года Правительство ввело процедуру оценки воздействия на конкуренцию уже действующих актов. «Такой анализ в настоящее время проводится и в Узбекистане», – сообщила представитель антимонопольного ведомства этой страны.