Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова на Юбилейном заседании Коллегии ФАС России

Добрый день, дорогие друзья! Позвольте мне также присоединиться к словам поздравления в связи с 25-летием нашей антимонопольной деятельности в Российской Федерации. Я в равной степени этот праздник отношу и к себе.


Я как мог всегда Игорю Юрьевичу помогал. В правительстве все законодательные инициативы, которые рождаются в Федеральной антимонопольной службе, не всегда воспринимаются всеми спокойно. Мы, конечно, каждый пакет тяжело и сложно обсуждаем, и то, что Государственная Дума сейчас поддержала «четвертый антимонопольный пакет» – это большое достижение и ФАС России, и в целом антимонопольного регулирования. И думаю, что это свидетельствует о том, что наш законодатель антимонопольное, конкурентное поведение всячески поддерживает.


Очень коротко я хотел бы остановиться на очень важном этапе совместной работы по поддержке малого и среднего предпринимательства.


То, что сказал Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин о принятом в июле этого года решении о создании новой Федеральной антимонопольной службы, которая по сути вобрала в себя не только все то, что имела сама, но и Федеральную службу по тарифам, начинает вместе с «четвертым антимонопольным пакетом» новый этап своей деятельности. Мы понимаем, что, конечно, у конкурентного поведения и у нашей деятельности по борьбе с монопольным поведением очень много разных аспектов. Но как никогда нам сейчас важно поддержать тех, кто наиболее незащищен на рынке – это субъекты малого предпринимательства, это индивидуальные предприниматели и это средние компании.


Мы за последние годы много сделали для того, чтобы усовершенствовать законодательство о закупках. Был принят сначала 94 закон. Было много критики, и не потому, как этот закон применяется на самом деле, что конкурентные процедуры не соблюдаются, приходят какие-то жулики, подписывают контракты, потом исчезают с авансовыми платежами, и ищи ветра в поле – нет ни услуги, ни денег. Мы совместно с Министерством экономического развития, антимонопольной службой и другими ведомствами судили-рядили, долго взвешивали и тем не менее предложили законодателям принять новый закон – 44. Вы все знаете основные положения этого закона, и мы надеялись, что вся система государственных закупок с внедрением норм и правил этого закона будет более прозрачна. Должен сказать, что это происходит крайне медленно, практически незаметно.


Вместе с тем мы в это же время разработали и другой закон - 223, который касается поведения корпораций. Эти корпорации обязаны через систему корпоративного поведения и основываясь на нормах закона также обеспечивать полную прозрачность при закупочной деятельности. Тоже должен вам сказать, что так как сегодня это происходит – это далеко от совершенства. Вообще, вы знаете, мы сейчас в кулуарах обсуждали, я должен так сказать, формально все всё соблюдают: и те, кто участвуют в государственных закупках, и те, кто участвуют в закупках крупных корпораций. Но я не могу сказать, что работает слаженная система защиты малых и средних и тех, кто хочет по прозрачной процедуре участвовать в предоставлении товаров и услуг для нужд этих корпораций и федеральных или региональных органов исполнительной власти. Может быть скажу грубо, но все же скажу, как думаю: создана инфраструктура, которая позволяет различными уловками не поддерживать конкурентную среду при осуществлении такого рода закупок. У нас создано огромное количество площадок электронных, где одни занимаются закупками, другие продажами, третьи поддерживают процедуры банкротства или финансового оздоровления. У нас множество самых разных сегментов, и никто в конечном итоге не контролирует, насколько прозрачны эти закупки. А мы живем с вами в условиях, когда банковский капитал для предпринимательства, особенно малого, почти недоступен. И понятно, что мы с вами будем с высокой инфляцией проживать какое-то время, пока она не будет подконтрольной и мы не добьемся инфляции в пределах 4-5%, все-таки банковский кредит будет достаточно дорогой для субъектов малого предпринимательства.


Что мы можем в нынешних условиях сделать. Первое, мы должны бороться за снижение издержек через субъекты естественных монополий. Добиваться того, чтобы сама среда, в которой работают предприниматели, как можно меньше заставляла тратить на создание услуги и товара. И, с другой стороны, мы должны обеспечить равный и прозрачный конкурентный доступ к ресурсам крупных компаний: пусть это будут компании с государственным участием или это будут компании исключительно частные. Мы такие поправки сейчас разработали и обсуждаем, и надеемся, что Государственная Дума их поддержит. Такая система не должна касаться компаний с государственным участием, такая система закупок должна касаться буквально всех, кто относит себя, или кого относит законодатель к субъектам крупного предпринимательства. И если это нам удастся, а я уверен, что нам это удастся, тогда, конечно же, сама среда взращивания и поддержки малого и среднего предпринимательства в стране будет иной. Даже при том, что банковский капитал или недоступен либо банковский кредит крайне дорог для некрупных предпринимателей.


И в настоящий момент, когда в одной службе, в ФАС России, видны функции по поддержке конкурентной среды, по развитию и внедрению самых современных конкурентных норм и правил поведения. А с другой стороны, когда будут подотчетны все издержки крупных государственных монополий или как мы их называем, естественных монополий. А также мы будем и дальше подвигать к системе контроля за государственными закупками и контролю за тем, как эти закупки осуществляются в рамках деятельности частных крупных компаний, то я надеюсь, что через 3-4 года мы с вами увидим совершенно другую ситуацию на рынке.


Нам за последние годы удалось поддержать малое предпринимательство. Мы теперь говорим, что около 25% трудовых ресурсов нашей страны занято в этом сегменте предпринимательства. Цель какая? Мы хотим, чтобы реально в производственном секторе и секторе услуг было около 50% и, может, даже больше процентов населения, которое является работниками, увлечено в эту деятельность. Тогда мы будем, по сути, в совершенно другом секторе безопасности экономического развития. Но сейчас, к сожалению, реальной экономической силой на рынке обладают те, кто посильнее и покрупнее, а те, кто послабее, вынуждены очень сложно работать с крупными корпорациями и добиваться исполнения законодательства или защиты своих прав. Многие просто не верят в то, что это возможно, и даже не суются к системе закупок, думая, что там одни «междусобойчики». Вот задача на ближайшее время Игоря Юрьевича, его коллег. У него обновленный состав руководства сейчас, в Федеральной антимонопольной службе. Любые механизмы, которые нужно либо в рамках комиссий, которые у нас с вами в правительстве есть, либо иным образом, Игорь Юрьевич, можете на ресурс Правительства полагаться. Нас поддерживает с вами и Государственная Дума, и Счетная Палата, но мы хотим видеть в ближайшее время реальных изменений. Вы умеете работать с крупными корпорациями, вам эту работу, что называется, не вновь познавать. Мы все были свидетелями того, как вы работали с нефтяными компаниями, как вы работали с российскими железными дорогами. Было много недовольства, даже все это выливалось на страницы прессы, и я хочу призвать ваш коллектив к тому, чтобы вы эту работу последовательно и твердо проводили без скандалов. Там, где вам нужно защищать свои права в судах, обращайтесь с соответствующими исками. У нас в ближайшее время в новом формате заработает Государственная корпорация по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства. Нам вместе нужно будет как раз защитить тех, кто нуждается в этой рыночной защите в настоящий момент в первую очередь.


Я про другие аспекты деятельности говорить не буду. Многое нам предстоит сделать: научиться работать с оперативными службами, и министерством внутренних дел, и с другими для того, чтобы выявлять правонарушителей, включая уголовные дела по 178 статье. Нам с вами придется научиться применять нормы четвертого пакета. Законодательство действительно очень современное, и нужно только добиваться, чтобы оно было реализуемо, а не просто оставалось на бумаге в виде инициативы, поддержанной депутатами.


И еще раз я прошу всех отнестись особенно ответственно к тому, что залог нашего экономического развития и процветания в силе малого и среднего бизнеса. Давайте Федеральной антимонопольной службе поможем в этом, и я еще раз хочу поздравить всех нас с тем, что в такой сложной борьбе мы прожили 25 лет и впереди у нас куда более современная конкурентная среда. Спасибо.