• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

О ситуации на рынках нефтепродуктов

В связи с поступающими обращениями Забайкальское УФАС России считает необходимым проинформировать о следующем.

По результатам анализа информации АО «СПбМТСБ» ФАС России установлено, что за прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,20%, на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%.

Вместе с тем за прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

 

 

 

 

Наименование нефтепродукта

Средний показатель изменений цены за 2015-2017 годы

В оптовом сегменте

ИПЦ

В розничном сегменте

Бензин автомобильный марки АИ-92

5,38%

6,87%

5,43%

Бензин автомобильный марки АИ-95

4,69%

5,11%

Дизельное топливо

6,46%

5,46%

Источник: по данным АО «СПбМТСБ» и Росстата

 

За период с 09.01.2018 по 26.04.2018 цена на автомобильные бензины в опте выросла на 19,2%, на дизельное топливо летнее на 15,4%, на авиационный керосин понизилась на 6,8%.

В настоящее время цены на автомобильный бензин на внутреннем рынке ниже чем цены экспортного паритета на 16%, на дизельное топливо летнее ниже на 10%, на авиационный керосин на 6,1%.

По мнению ФАС России основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть.

Цены на нефтепродукты в крупнооптовом сегменте оказывают существенное влияние на розничные цены.

По данным Росстата рост розничных цен, начиная с декабря 2013 г., на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,69%, Аи-95 - 27,12%, дизельное топливо - 25,74%, при этом индекс потребительских цен вырос на 36,53%.

В целом в Российской Федерации наблюдается многолетняя тенденция изменения оптовых и розничных цен на нефтепродукты темпами близкими (временами опережая/отставая) к темпам роста инфляции.

По мнению ФАС России факторами, оказывающими влияние на формирование цен на моторное топливо являются:

динамика (рост) налоговой нагрузки;

сезонный спрос на нефтепродукты;

динамика (рост) мировых цен на нефть и нефтепродукты;

рост отраслевых издержек;

профилактика и плановые ремонты российских НПЗ;

динамика производства нефтепродуктов нефтяными компаниями;

условия мелкооптовой отгрузки (реализации) нефтепродуктов нефтяными компаниями в адрес независимых хозяйствующих субъектов, а также наличие/недостаток свободных емкостей с целью накопления запасов (создания резервов).

Считаем необходимым отметить, что несмотря на концепцию налоговой реформы, предусматривающую снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличении внутренних налогов при добыче нефти - «налоговый маневр», ставки акциза на моторное топливо были увеличены:

с 01.01.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 3200 руб./т (44%>); на автомобильный бензин класса 5 на 2000 руб./т (36%); на дизельное топливо всех классов на 700 руб./т (20,29%).

с 01.04.2016: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, на 2600 руб./т (24,76%); на автомобильный бензин класса 5 на 2600 руб./т (34,53%); на дизельное топливо повышены на 1143 руб./т (27,54%).

с 01.01.2017: на дизельное топливо на 1507 руб./т (28,5%).

с 01.01.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 678 руб./т (6,4%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (8,4%);

с 01.07.2018: на автомобильный бензин класса 5 на 679 руб./т (6,0%); на дизельное топливо всех классов на 593 руб./т (7,7%).

Также Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено увеличение ставок акцизов на моторные топлива в 2019 и 2020 годах:

в 2019 году на автомобильный бензин класса 5 на 422 руб./т (3,5%), на дизельное топливо на 283 руб./т (3,4%);

в 2020 году на автомобильный бензин класса 5 на 438 руб./т (3,6%), на дизельное топливо на 294 руб./т (3,4%).

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предприняты следующие меры:

проведен ряд проверок российских нефтяных компаний;

на еженедельной основе ФАС России проводит совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;

проводится проверка обоснованности цен на автомобильные бензины нефтяных компаний, а также биржевых трейдеров;

в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей;

в марте 2018 года:

ФАС России в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

ФАС России совместно с Минэнерго России проведено очередное заседание проектной рабочей группы по вопросу нормативно-правового закрепления накопления и использования запасов нефтепродуктов нефтяных компаний и вывода нефтеперерабатьтающих производств в ремонт;

по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 19.03.2018 ОАО «Томскгазпром» признано нарушившим пл. 5 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.072006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (уклонение от заключения с хозяйствующими субъектами договора поставки СУГ и создание дискриминационных условий) и выдано предписание ФАС России № АГ/23371/18;

•        в апреле 2018 года:

проведено совещание с нефтяными компаниями и участниками рынка о текущей ситуации на рынке битума нефтяного;

в адрес ОАО «Сургугнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России;

в адрес ПАО «НК «Роснефть» направлено предупреждение о недопущении создания дискриминационных условий для независимых участников рынка на организованньгх торгах, в том числе путем увеличения объемов реализации на организованных торгах нефтепродуктов;

в адрес ООО Независимое агентство «Аналитика товарных рынков» (ООО НА «АТР») направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» М.Б. Турукалову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

ФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «РЖНТ», ООО «Консонанс», 000 «Фирма ТЭС», 000 «Кедр» и других организаций, осуществляющих свою деятельность на рынке нефтепродуктов Республики Крым по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства по итогам осуществления вышеуказанных мероприятий, информация будет направлена в соответствующий территориальный орган ФАС России для детальной проверки в пределах его компетенции и последующего принятия мер антимонопольного реагирования.

Кроме того, в целях мониторинга и анализа текущей ситуации на рынках нефтепродуктов в рамках работы Биржевого комитета ФАС России проводит:

на еженедельной основе совещания с представителями федеральных органов исполнительной власти, крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, инфраструктурных организаций (биржевые площадки), экспертных организаций и независимых участников рынка по текущей ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов;

на ежемесячной основе совещания по развитию мелкооптовой биржевой торговли нефтепродуктами;

на ежемесячной основе совещания по текущей ситуации на рынке СУГ.

В результате проводимой ФАС России работы:

11.12.2017 осуществлен запуск торгов с участием оператора товарных поставок ПАО «Транснефть». Данный проект позволяет обеспечить быструю и надежную процедуру поставки биржевого товара по системе магистрального нефтепродуктопровода по принципу «поставка против платежа» без фактического перемещения товара, что позволяет снизить логистические затраты и сократить срок поставки товара;

ФАС России и Минэнерго России внесены изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов. Это позволит удовлетворить спрос на моторное топливо независимых участников рынка, сбалансировать спрос и предложение на бирже и, как следствие, будет способствовать стабилизации цен на оптовом рынке нефтепродуктов. Таким образом, в настоящее время существует достаточная маржинальная доходность в розничном сегменте рынка нефтепродуктов (около 10%), что в свою очередь позволит стабилизировать цены во II квартале 2018 года;

02.08.2017 открыт дополнительный биржевой базис на балансовом пункте «Тамань», а 05.10.2017 - на Феодосийской нефтебазе, что позволит обеспечить нефтепродуктами полуостров Крым, а также повысить ликвидность биржевых торгов моторным топливом в сегменте мелкооптовой биржевой торговли;

в декабре 2017 года примерно на 70% увеличились среднесуточные биржевые объемы реализации нефтепродуктов.

Как сообщалось ранее, Забайкальским УФАС России проводится анализ состояния конкуренции на оптовых и розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории Забайкальского края за 2017 год в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы, утвержденным приказом ФАС России.

По результатам проведенного анализа рынка будут определены новые участники, установлено или подтверждено доминирующее положение участников рынка, выявлены административные и экономические барьеры выхода на рынок новых участников рынка.

При наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства на локальных розничных рынках и оптовых рынках нефтепродуктов Забайкальским УФАС России будут приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.