ФАС всегда за потребителя
ФАС пристально следит за работой цифровых платформ, в том числе за действиями Youtube
Это касается формирования потребительского поведения и использования данных пользователей, заявил замруководителя ФАС России Пётр Иванов на ПМЭФ.
Цифровой рынок и пользовательские данные: важное
Современные цифровые рынки сильно влияют на потребителей. На основе анализа их поведения формируются предпочтения. Но при этом цифровые экосистемы работают так, чтобы извлекать выгоду для себя, а пользователи могут пострадать.
Массовый потребитель любит удобство при минимальных усилиях. Он будет пользоваться тем, что ему предлагают в первую очередь и что не нужно искать дополнительно.
Как это работает? Примеры
Яндекс в деле о поисковой выдаче обращал внимание не на все доски объявлений, а на свою личную. Для компании это прибыльно, а потребитель в итоге недополучал информацию.
Другое расследование в отношении Google. ФАС признала компанию нарушившей российское антимонопольное законодательство. Правила, связанные с блокировками аккаунтов пользователей на Youtube, были непрозрачные. Как результат - внезапные блокировки и удаление аккаунтов пользователей без предупреждения и обоснования.
Чем могут быть опасны такие алгоритмы?
Подобные условия могут ограничить конкуренцию на рынке. То есть платформы делают так, как удобно им, и нарушают конкуренцию. А потребители страдают.
Что нужно изменить в сфере цифровых рынков по мнению ФАС?
1. Воспитать осознанное потребление в Интернете.
2. Прийти к понятным и открытым механизмам деятельности платформ.
Принципы и роль ФАС
Основы для открытой работы платформ ФАС России заложила в базовых принципах. К ним в феврале 2022 года присоединились участники цифрового рынка, показав свое добросовестное поведение.
Принципы:
- формируют прозрачные условия для ведения бизнеса;
- обеспечивают реализацию конституционных прав граждан. В частности, свободы получения и распространения информации и неприкосновенности частной жизни.