Изменения в КоАП

Забайкальское УФАС России информирует о  вступлении в силу с 31 марта 2010 года изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), касающихся административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Данные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №380-ФЗ.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена статьей 14.3 КоАП, которая, помимо общего состава административного правонарушения, расширена самостоятельными составами, связанными с нарушением Федерального закона «О рекламе».

При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства о рекламе повышен для юридических лиц с сорока тысяч рублей до ста тысяч рублей, максимальный размер такого штрафа остался прежним - пятьсот тысяч рублей, в то время как размер штрафа для граждан остался прежним.

К самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в статье 14.3 КоАП относятся:

нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой - часть 2 статьи 14.3 КоАП,

превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах - часть 2 статьи 14.3 КоАП,

распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации - часть 2 статьи 14.3 КоАП,

превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях - часть 3 статьи 14.3 КоАП,

прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма - часть 4 статьи 14.3 КоАП,

совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - часть 4 статьи 14.3 КоАП,

совмещение рекламы с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - часть 4 статьи 14.3 КоАП.

За совершение указанных правонарушений установлена административная ответственность в виде штрафа, минимальный размер которого для юридических лиц составляет двести тысяч рублей, максимальный размер штрафа остался прежним - пятьсот тысяч рублей; минимальный размер штрафа для должностных лиц увеличен до десяти тысяч рублей, максимальный остался прежним - двадцать тысяч рублей.

 За превышение допустимого законодательством объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, юридическими лицами штраф установлен в размере от сорока до ста тысяч рублей, должностными лицами - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

Во всех случаях, когда нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не подпадает под одну из специальных норм, квалификация правонарушения производится по общей норме - части 1 статьи 14.3. КоАП.

2. Кроме того, в КоАП введен ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением Федерального закона «О рекламе» и не предусмотренных в статье 14.3 этого же кодекса.

Такие составы правонарушений закреплены в статьях 14.37, 14.38, 19.31 КоАП.

Статья 14.37 КоАП устанавливает ответственность за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установку рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 КоАП (установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения).

При этом к ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены граждане, должностные лица и юридические лица.

Размер установленной ответственности за нарушение данной нормы понижен по сравнению с общей ответственностью за нарушение законодательства о рекламе: на граждан - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Рассматривают дела об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.37 КоАП судьи, при этом составлять протоколы об административном правонарушении за указанные противоправные действия уполномочены должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Статья 14.38  КоАП предусматривает административную ответственность за ряд нарушений Федерального закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы:

размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками - часть 1 статьи 14.38 КоАП,

размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения - часть 1 статьи 14.38 КоАП,

использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции - часть 2 статьи 14.38 КоАП и другие нарушения.

За нарушение статьи 14.38 КоАП  установлена пониженная ответственность, (для должностных и юридических лиц) по сравнению с размером общей ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

 Исключение составляет часть 4 статьи 14.38 КоАП (размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения), за нарушение которой предусмотрен штраф с повышенным минимальным размером: на должностных лиц налагается штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.38  КоАП антимонопольные органы. Также наделены полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении по данной статье должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Впервые вводится административная ответственность за
нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы, установленных законодательством о рекламе, - статья 19.31 КоАП.

Размер административной ответственности за указанное правонарушение установлен на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение статьи 19.31 КоАП антимонопольные органы.

3. Кроме того, в КоАП введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за непредставление в антимонопольный орган информации, предусмотренной законодательством о рекламе, - часть 6 статьи 19.8 КоАП.

Рассматривают дела, а также составляют протоколы об административных правонарушениях за нарушение части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольные органы.