Забайкальское УФАС России рассмотрело дело в отношении ОАО «ТрансКонтейнер»

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 23.03.2010

Полный текст решения изготовлен 29.03.2010                                                             г. Чита 

                              

Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: руководитель управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков;

главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;

главный специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков;

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;

 рассмотрев дело № 15 в отношении ОАО «ТрансКонтейнер» (местонахождение: 107174, г. Москва, ул. Каланчевская, 6/2) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов других лиц;

 

УСТАНОВИЛА:

Дело возбуждено на основании заявления ООО «Транс-СибГрупп-Чита» и рассматривалось в заседаниях Комиссии 22 декабря 2009 года, 22 января, 18 февраля, 18, 23 марта 2010 года.

При рассмотрении дела присутствовали представители:

ООО «Транс-СибГрупп-Чита»:

1) К. (генеральный директор);

ОАО «ТрансКонтейнер»:

1) С. (по доверенности от 30.01.2009 № /14/2009/7, от 25.01.2010 № Ц/2010/Н14-59);

2) К. (без доверенности);

ОАО «Российские железные дороги»:

1)  П. (по доверенности от 28.10.2009 б/н);

2) Х. (по доверенности от 25.09.2009 б/н);

3) К. (по доверенности от 17.02.2010 б/н).

1 сентября 2009 года в Забайкальское УФАС России поступило заявление ООО «Транс-СибГрупп-Чита» (далее – Заявитель) об отказе ОАО «ТрансКонтейнер» в приеме контейнеров для отправки по согласованным заявкам и о навязывании услуги «Хранение грузов в контейнерах на терминале отправления при приеме к перевозке грузов ранее назначенного дня погрузки».

Кроме того, Заявителем была представлена Заявка на перевозку грузов № 0016239073 от 17.09.2009, которая была отклонена перевозчиком – ОАО «РЖД» в лице Забайкальской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» по причине - «Отсутствие технических возможностей. Задолженность за предоставление вагонов ТК в размере 1 481 517,14 рублей».

Заявителем также представлена копия письма Центра фирменного транспортного обслуживания – Филиала ОАО «РЖД» (исх. № 3577 от 29.09.2009), в котором со ссылкой на статью 11 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ
 «Устав железнодорожного транспорта РФ» разъясняется, что перевозчик согласовывает заявку после согласования данной заявки владельцем инфраструктуры. Филиалом ОАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге было отказано в согласовании заявки № 0016239073 на перевозку грузов в контейнерах в вагонах принадлежности ОАО «ТрансКонтейнер» с указанием причины – задолженность за предоставление вагонов ТК в размере 1 481 517,14 рублей, следовательно, согласовать данную заявку ОАО «РЖД» не имеет возможности.

В опровержение факта задолженности Заявителем представлены копии Актов сверки расчетов с ОАО «ТрансКонтейнер» от 31.03.2009 № 48510, от 30.06.2009 № 86974, от 30.09.2009 № 142586. 

Приказом ФАС России от 23.04.2007 года № 120 ОАО «ТрансКонтейнер» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Доля ОАО «ТрансКонтейнер» на рынке предоставления специализированного подвижного состава для осуществления железнодорожных внутренних (в границах РФ) перевозок контейнеров/грузов в контейнерах на тарифные расстояния (согласно Прейскуранту № 10-01 свыше 1000 километров) составляет более 50%. 

 На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.27 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ (утв. приказом ФАС от 25.12.2007 № 447), было принято решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «ТрансКонтейнер» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов других лиц.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

Между ООО «Транс-СибГрупп-Чита» и ОАО «ТрансКонтейнер» заключен и действует договор транспортной экспедиции от 31.03.2008 № НКП-ЗАБ-150201.

В соответствии с договором ОАО «ТрансКонтейнер» обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в Заказе клиента транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, водным и автомобильным транспортом, а также выполнить иные транспортно-экспедиционные услуги по организации перемещения внутрироссийских, импортных экспортных и транзитных грузов.

По вопросу отказа в приеме контейнеров для отправки по согласованным заявкам Комиссией установлено следующее.

Согласно статье 11 Устава железнодорожного транспорта для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (форма ГУ-12).

Каких-либо прямых доказательств отказа в приеме контейнеров по согласованным заявкам Заявителем не представлено.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела копии заявок (от 17.09.2009 № 0016239073, от 17.10.2009 № 0016336620), Комиссия приходит к выводу, что отправка грузов производится Заявителем на собственных фитинговых платформах (вагонах). При этом согласно письменным пояснениям ОАО «ТрансКонтейнер, грузоотправитель обязан обеспечить организацию своевременной подачи собственного вагона на терминал под погрузку, урегулировать связанные с этим технические вопросы с перевозчиком – ОАО «РЖД», осуществляющим подачу вагонов на железнодорожные пути контейнерного терминала.

 Кроме того, ОАО «ТрансКонтейнер» представлена копия письма от 10.09.2009 исх. № НКПЭ-646, адресованного Заявителю, в котором описан порядок работы с собственными или арендованными платформами, включающий в себя следующее:

1) подача заявки на перевозку в соответствии с правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом;

2) после согласования заявки перевозчиком – подача заявки на имя начальника станции Чита на подачу обозначенной платформы к намеченной дате погрузки на АКП ст. Чита.

 Также в материалах дела имеется копия заявки на подачу фитинговой платформы, поданной ООО «Стим-Даурия», с отметками перевозчика. В приведенной заявке указан номер платформы, собственник, а также путь, на который платформа должна быть подана.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что между ОАО «ТрансКонтейнер», ОАО «РЖД» и грузоотправителями существует порядок взаимодействия, согласно которому после согласования заявки ГУ-12 грузоотправитель подает заявку на подачу определенной им платформы на имя начальника ст. Чита.

Заявителем не представлено доказательств того, что он направлял перевозчику заявку на подачу фитинговой платформы.

Таким образом, Комиссия считает, что ОАО «ТрансКонтейнер» не имело технической возможности принять контейнер Заявителя к отправке, поскольку на контейнерный терминал не была подана платформа, на которой Заявитель планировал отправить груз.

По вопросу навязывания Заявителю услуги «Хранение грузов в контейнерах на терминале отправления при приеме к перевозке грузов ранее назначенного дня погрузки» установлено следующее.

Каких-либо доказательств навязывания ОАО «ТрансКонтейнер» Заявителю указанной услуги в материалы дела не представлено.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ТрансКонтейнер» оказание данной услуги производится по просьбе клиента до начала договора перевозки. От ООО «Транс-СибГрупп-Чита» заявлений с просьбой принять груженный контейнер на хранение не поступало, плата за данную услугу не взималась.

При таких обстоятельствах Комиссия считает недоказанным факт навязывания Заявителю услуги «Хранение грузов в контейнерах на терминале отправления при приеме к перевозке грузов ранее назначенного дня погрузки».

  По вопросу отказа в согласовании заявки на перевозку грузов от 17.09.2009 № 0016239073 установлено следующее.

Согласно пояснениям ОАО «ТрансКонтейнер» причиной отказа в согласовании данной заявки явилась задолженность Заявителя перед ОАО «ТрансКонтейнер» за предоставление вагонов, возникшая после перерасчета стоимости услуг по предоставлению вагонов принадлежности ОАО «ТрансКонтейнер».

В декабре 2008 года ООО «Транс-СибГрупп-Чита» обратилось в ОАО «ТрансКонтейнер» с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении скидки в размере 50% за пользование фитинговыми платформами.

Письмом от 25.12.2008 ОАО «ТрансКонтейнер» предоставило заявителю скидки на предоставление вагонов по направлениям: Владивосток, Находка, Первая Речка, Мыс Чуркин, Свердловск-Товарный при выполнении гарантированных объемов отправки – не менее 60 контейнеров в месяц. В феврале 2009 года минимальный необходимый объем перевозок был пересмотрен на основании Решения рабочей группы от 23.12.2008 № ЦКПТП-10-6-41 (копия выписки из указанного решения представлена в материалы дела) и установлен в размере 240 контейнеров в квартал.

Кроме того, по заявлению ООО «Транс-СибГрупп-Чита» ему была предоставлена скидка в размере 50% на пользование платформами ОАО «ТрансКонтейнер» по направлению Комсомольск-на-Амуре при выполнении минимального объема отправки – 20 контейнеров в месяц.

Согласно письменным пояснениям ОАО «ТрансКонтейнер» в течение I и II кварталов 2009 года Заявитель не смог обеспечить необходимого объема, поэтому ОАО «ТрансКонтейнер» приняло решение произвести перерасчет стоимости предоставления вагонов, о чем было сообщено Заявителю письмом от 02.07.2009 исх. № НКПЭ-464.

В результате проведенного перерасчета сложилась задолженность ООО «Транс-СибГрупп-Чита» перед ОАО «ТрансКонтейнер» за предоставление вагонов в размере 1 481 517,14 руб.

Как пояснили представители ОАО «ТрансКонтейнер» на заседании Комиссии, указанная задолженность не нашла отражения в Актах сверки, проводимой сторонами ежеквартально, поскольку акт сверки формируется автоматически программой на основании выставленных счетов. Внесение изменений по цене услуги в уже сформированные и выставленные счета программой не предусмотрено.

Пунктами 4.7, 2.2.3 Договора транспортной экспедиции, от 31.03.2008 № НКП-ЗАБ-150201 ОАО «ТрансКонтейнер» предоставлено право приостановить действие настоящего договора в случае несоблюдения Заявителем сроков оплаты услуг.

Таким образом, Комиссия не находит нарушений антимонопольного законодательства в действиях ОАО «ТрансКонтейнер» по отказу в согласовании заявки на перевозку грузов от 17.09.2009 № 0016239073.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.                         Рассмотрение дела № 15 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «ТрансКонтейнер» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в порядке, установленном  главой 24 АПК РФ.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии