Самостоятельная регистрация пассажира на рейс не ведет к снижению тарифа за обслуживание пассажиров для авиакомпаний
Забайкальским УФАС России рассмотрено заявление Авиакомпании, указывающее на признаки нарушения АО «Аэропорт Чита» антимонопольного законодательства, выразившиеся в отказе снижения тарифа за обслуживание пассажиров при самостоятельной регистрации пассажира на рейс.
В ходе рассмотрения заявления установлено.
АО «АэроЧита» является оператором международного аэропорта города Чита по обслуживанию пассажиров и багажа.
Между АО «АэроЧита» и Авиакомпанией заключен договор на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов в международном аэропорту г. Читы.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Услуга обслуживание пассажиров входит в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены на которые регулируются государством и тариф устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении прибывающих пассажиров и обработке багажа (без использования технических и транспортных средств), включая:
- регистрацию пассажиров;
- взвешивание, оформление и сортировку багажа;
- хранение невостребованного багажа в течение двух суток (48 часов) после его прибытия;
- обеспечение пограничного, санитарного и таможенного контроля пассажиров, багажа, ручной клади (на международных перевозках);
- накопление и сопровождение пассажиров до воздушного судна, проверку количества пассажиров после посадки в воздушное судно;
- встречу и сопровождение прибывающих пассажиров до аэровокзала;
- укладку багажа на транспортные средства;
- погрузку, швартовку, разгрузку и транспортировку багажа между зданием аэровокзала и воздушным судном и обратно, а также выдачу багажа;
- подведение итогов по рейсу, передачу сведений о номерах багажных люков самолета для загрузки, составление центровочного графика, выявление наличия свободных мест;
- предварительное и окончательное составление сводной загрузочной ведомости, оформление рейсовой документации, передачу документов экипажу;
- контроль загрузки воздушного судна.
На оператора аэропорта возлагается обязанность осуществить регистрацию пассажиров на рейс, что в свою очередь предполагает обязательную организацию регистрации пассажиров на стойках аэропорта и предусматривает содержание определенного количества обслуживающего персонала, независимо от способа регистрации, выбранного пассажиром. При этом ресурсы аэропорта задействуются в течение всего периода оформления рейса, и самостоятельная регистрация пассажира не дает возможности сократить расходы на обслуживание пассажиров в рамках предоставляемой оператором услуги. То есть, осуществляя обслуживание пассажиров, оператор аэропорта в любом случае несет расходы в полном объеме, независимо от количества самостоятельно зарегистрировавшихся пассажиров, поскольку:
- технология обслуживания остается неизменной;
- время технологии обслуживания рейса не уменьшается;
- объем трудового ресурса, задействованного в обслуживании, также не уменьшается/не сокращается.
Расходы оператора аэропорта, понесенные в комплексе на обслуживание пассажиров при технологическом обслуживании рейса, являются постоянными. Самостоятельная регистрация пассажиров - лишь незначительная часть комплекса услуг по обслуживанию пассажиров, не влияющая на объем оказываемых авиакомпании услуг.
Аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов утверждает ФАС России. Действующий тариф за обслуживание пассажиров для АО «АэроЧита» установлен Приказом ФАС России от 24.05.2016 № 646/16 и зарегистрирован в Минюсте России 01.06.2016 № 42381.
На текущий период в связи с отсутствием оснований, а также экономического обоснования для установления пониженного тарифа за обслуживание пассажиров, самостоятельно прошедших электронную регистрацию, тарифы не утверждены.
Взимание и применение не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке сборов, тарифов за наземное обслуживание, понижающих коэффициентов, цен на материально-технические ресурсы, не допускается.
Кроме того, Управлением проанализирован сложившийся уровень тарифов за обслуживание пассажиров на внутренних и международных линиях в аэропортах на близлежащих территориях, которые представлены в таблице:
Тариф за обслуживание пассажиров, руб./пасс. | АО «Аэропорт Чита», тарифы утверждены приказом ФАС России от 24.05.2016 №646/16 | ОАО «Между-народный Аэропорт Иркутск», (приказ ФАС России от 30.09.2016 №1383/16) | ООО «Аэропорт Емельяново» г.Красноярск (приказ ФАС России от 22.02.2017 №220/17) | ОАО «Аэропорт Толмачево» г. Новосибирск (приказ ФСТ России от 10.06.2011 №137-Т/7) | ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» (Аэропорты «Зея», «Экимчан», «Тында») (приказ ФАС России от 30.09.2016 №1384/16) |
На внутренних линиях | 140,00 | 160,00 | 181,00 | 248,60 | 499,00 |
На международных линиях |
161,00 |
350,00 |
228,00 |
427,00 |
- |
По результатам проведенного анализа следует, что тарифы за обслуживание пассажиров на внутренних и международных линиях в аэропорту г. Читы самые низкие, по сравнению с тарифами в аэропортах на близлежащих территориях.
Учитывая, низкий сложившийся уровень тарифов, также низкий пассажиропоток, а как следствие высокий уровень затрат на обслуживание пассажиров на внутренних и международных линиях на 1 убывающего пассажира в Аэропорту г. Читы, по сравнению с аэропортами г. Иркутск, г. Красноярск, г. Новосибирск, нельзя утверждать об экономически обоснованном снижении утвержденного тарифа в связи с самостоятельной регистрацией пассажира на рейс.
По итогам рассмотрения заявления Забайкальским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.