"Дорожная карта" "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 28 декабря 2012 г. № 2579-р
МОСКВА
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
3. Минэкономразвития России осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе его реализации.
4. Внесение изменений в план осуществляется по решению Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства без внесения изменений в настоящее распоряжение.
5. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 22, ст. 2736);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 2295-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 7177).
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2012 г. № 2579-р
П Л А Н
мероприятий ("дорожная карта") "Развитие конкуренции и совершенствование
антимонопольной политики"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.
Развитие конкуренции в экономике - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений:
от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики.
2. Предметом плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики" (далее - "дорожная карта") являются направления развития конкуренции, которые, с одной стороны, не охвачены иными "дорожными картами", разрабатываемыми в рамках национальной предпринимательской инициативы, а с другой стороны, имеют специальное, системное и существенное значение для развития конкуренции, а именно:
включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти;
внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;
снижение доли государственного сектора в экономике;
развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий;
развитие конкуренции при осуществлении закупок;
упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования;
повышение уровня защиты прав потребителей.
3. В связи с комплексностью задачи необходим динамичный этапный подход к проведению работ по развитию конкуренции и формированию соответствующих мероприятий, который формализуется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации "дорожной карты" с формированием ее обновленных "версий". В "дорожной карте" определяется перечень мероприятий по развитию конкуренции на 2013 - 2015 годы.
4. Развитие конкуренции включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы, по которому также необходим динамичный этапный подход и регулярное обновление как набора отраслей, требующих развития конкуренции, так и ключевых отраслевых мероприятий. В "дорожной карте" определены первоочередные мероприятия по развитию конкуренции на отдельных отраслевых рынках, реализация которых позволит достичь улучшений в качестве жизни граждан России за краткосрочный период. Разработанные меры охватывают рынки лекарственных препаратов, медицинских услуг, авиаперевозок, услуг связи, услуг дошкольного образования, нефтепродуктов.
В "дорожной карте" устанавливается принцип развертывания работы по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.
Реализация "дорожной карты" приведет к достижению следующих контрольных показателей эффективности, определенных в таблице.
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2014 год |
2018 год |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Общие показатели "дорожной карты"
|
|||
1. Показатель развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг (на основе методики расчета индекса
|
|
|
|
целевое значение индекса развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг для Российской Федерации;
|
3,6 |
2,7 |
2,0 |
рейтинг Российской Федерации по индексу развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг
|
38 |
32 |
22 |
2. Количество новых предприятий на 1000 чел. (Newbusinessdensity), штук
|
2,6 |
3,9 |
5,2 |
3. Оценка состояния конкурентной среды - доля хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год, процентов |
24 |
35 |
51 |
П Л А Н
мероприятий по реализации системных мер по развитию конкуренции в Российской Федерации
Мероприятие |
Ключевое событие/результат |
Срок |
Вид документа |
Исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
1. Включение функций по развитию конкуренции в приоритеты деятельности органов исполнительной власти
|
|
|
|
|
Закрепление за органами исполнительной власти функций по развитию конкуренции, а также установление соответствующих ключевых показателей эффективности (КПЭ):
|
|
|
|
|
для заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в регулируемых сферах деятельности, в том числе в сфере деятельности субъектов естественных монополий
|
внесение соответствующих изменений в положения о федеральных органах исполнительной власти |
июнь 2013 г. |
постановление Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России, ФСТ России |
для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
внесены соответствующие изменения в положения об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
|
июнь 2013 г. |
указ Президента Российской Федерации |
Минрегион России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
2. Внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
|
|
|
|
|
внедрение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
утверждение стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации |
сентябрь 2013 г. |
решение Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"
|
Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
|
5 субъектов Российской Федерации, в которых начато внедрение стандарта
|
январь 2014 г. |
|
|
|
83 субъекта Российской Федерации, в которых начато внедрение стандарта
|
январь 2015 г. |
|
|
создание системы мониторинга и оценки внедрения стандарта развития конкуренции |
утверждена система мониторинга и оценки внедрения стандарта развития конкуренции |
октябрь 2013 г. |
решение Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"
|
Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" |
стимулирование субъектов Российской Федерации к эффективной реализации стандарта развития конкуренции |
сформирована система поощрения для субъектов Российской Федерации, успешно реализующих стандарт развития конкуренции
|
август 2015 г. |
постановление Правительства Российской Федерации |
Минрегион России, Минфин России, Минэкономразвития России |
3. Снижение доли государственного сектора в экономике
|
|
|
|
|
подготовка предложений о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), за исключением предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также включенных в перечень стратегических предприятий
|
определен перечень приоритетных конкурентных рынков |
август 2014 г. |
доклад |
Минэкономразвития России, ФАС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
введение обязательности согласования с ФАС России решений органов государственной власти и местного самоуправления о вновь создаваемых юридических лицах - хозяйствующих субъектах, за исключением случаев создания, непосредственно предусмотренных федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
|
внедрен механизм, ограничивающий возможность создания органами государственной власти и местного самоуправления юридических лиц - хозяйствующих субъектов |
май 2013 г. |
федеральный закон |
ФАС России, Минэкономразвития России |
4. Развитие конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий
|
|
|
|
|
Определение направлений развития конкуренции в инфраструктурных отраслях, включая сферы естественных монополий: |
утверждение планов мероприятий по развитию конкуренции в сферах естественных монополий и смежных с ними рынков
|
ноябрь 2013 г. |
акт Правительства Российской Федерации |
|
в электроэнергетике
|
|
|
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
на железнодорожном транспорте
|
|
|
|
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере почтовой связи |
|
|
|
Минкомсвязь России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере электросвязи |
|
|
|
Минкомсвязь России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере теплоснабжения
|
|
|
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
на газовых рынках
|
|
|
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере трубопроводного транспорта
|
|
|
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере услуг аэропортов
|
|
|
|
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России
|
в сфере услуг портов |
|
|
|
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России, Минэнерго России
|
развитие коммерческой инфраструктуры рынков, в том числе сопряженных со сферами естественных монополий, в части организованных (биржевых) торгов, системы договорных рыночных отношений, равного представительства всех заинтересованных сторон, в следующих сферах: |
введены основные принципы формирования системы договорных отношений, советов рынков с равным представительством всех сторон, организованных биржевых торгов
|
|
соглашение участников рынка, акт Правительства Российской Федерации (при необходимости) |
|
электроэнергетика |
|
ноябрь 2013 г. |
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
железнодорожный транспорт |
|
ноябрь 2013 г. |
|
Минтранс России, ФАС России, ФСТ России
|
нефтепродукты |
|
ноябрь 2013 г. |
|
Минэнерго России, ФАС России, ФСТ России
|
внедрение стимулирующего регулирования, основанного: |
определены основные принципы тарифного регулирования, устанавливающие введение стимулирующего регулирования
|
|
|
|
на утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий (с учетом определенных в рамках долгосрочных схем и программ оптимальных параметров), согласованных с инвестиционными программами сопряженных субъектов естественных монополий и конкурентных сфер деятельности, ограничении удельной стоимости инвестиций укрупненными нормативами цены строительства, обязательности проведения технологического аудита в отдельных отраслях и достижении целей создания единых конкурентных рынков в сопряженных с естественными монополиями сферах
|
создание условий развития конкуренции в сопряженных с естественными монополиями сферах деятельности |
июнь 2013 г. |
федеральный закон |
ФСТ России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России |
на установленных показателях эффективности, надежности и качества с учетом использования ценового стимулирующего регулирования уровней тарифов, включая долгосрочные, которое обеспечивает для потребителей доступность базовых товаров и услуг, а для регулируемых субъектов - развитие и модернизацию в сферах естественных монополий и сопряженных с ними сферах
|
создание стимулов развития и модернизации в естественно-монопольных и сопряженных с ними сферах деятельности |
октябрь 2013 г. |
федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации |
ФСТ России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России |
принятие правил недискриминационного доступа в сферах естественных монополий и сопряженных инфраструктурных сферах деятельности: |
утверждение правил недискриминационного доступа |
|
постановление Правительства Российской Федерации
|
|
услуги портов
|
|
июнь 2013 г. |
|
ФАС России, Минтранс России, ФСТ России, Минэкономразвития России
|
почтовая связь
|
|
ноябрь 2013 г. |
|
ФАС России, Минкомсвязь России, ФСТ России, Минэкономразвития России
|
электросвязь |
|
июнь 2013 г. |
|
ФАС России, Минкомсвязь России, ФСТ России, Минэкономразвития России
|
транспортные терминалы
|
|
ноябрь 2013 г. |
|
ФАС России, Минтранс России, ФСТ России, Минэкономразвития России
|
формирование единого информационного ресурса, обеспечивающего раскрытие информации:
субъектами регулирования о тарифах естественных монополий, инвестиционных, операционных расходах, финансовой деятельности, регулировании субъектов естественных монополий;
органами регулирования
|
создание единого государственного портала о раскрытии информации субъектами естественных монополий |
июнь 2013 г.
ноябрь 2013 г. |
федеральный закон
постановление Правительства Российской Федерации |
ФСТ России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минэнерго России |
5. Развитие конкуренции при осуществлении закупок
|
|
|
|
|
формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок |
с 2014 года проводятся общественные обсуждения закупок на этапе их планирования и определения поставщиков |
май 2014 г. |
постановление Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей
|
создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора экономики, субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности |
сформированы свод "лучших" и "худших" закупочных практик и механизм распространения "лучших" практик |
июнь 2013 г. |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства
|
Минэкономразвития России с участием общероссийских общественных организаций предпринимателей |
введение аудита эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
аудит за конечным результатом государственных и муниципальных закупок включен в компетенцию Счетной палаты Российской Федерации
|
январь 2014 г. |
федеральный закон |
Минэкономразвития России |
внедрение механизма предотвращения конфликта интересов в сфере государственных закупок и муниципальных закупок |
установление ограничений на аффилированность поставщиков, членов комиссий по осуществлению закупок и экспертов
|
январь 2014 г. |
федеральный закон |
Минэкономразвития России |
6. Упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования
|
|
|
|
|
устранение избыточного антимонопольного контроля |
|
ноябрь 2013 г. |
федеральный закон |
ФАС России, Минэкономразвития России
|
упразднение уведомления по сделкам экономической концентрации
|
исключено уведомление о сделках экономической концентрации
|
|
|
|
исключение предварительного согласования сделок субъектов естественных монополий внутри группы лиц, объединенных по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции"
|
количество ходатайств в рамках предварительного согласования сделок естественных монополий по экономической концентрации сокращено в полтора раза
|
|
|
|
устранение возможности одновременного наложения на правонарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выдачи предписания о взыскании незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции"
|
исключение избыточных мер ответственности за нарушения антимонопольного законодательства
|
|
|
|
смягчение ответственности лиц, содействующих в расследовании антимонопольных нарушений
|
сформированы гарантии снижения ответственности лицам, способствующим выявлению нарушений антимонопольного законодательства
|
|
|
|
защита интересов хозяйствующих субъектов при осуществлении действий и заключении соглашений о реализации исключительных прав, если такие действия и соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
|
отсутствие случаев ограничения конкуренции с использованием исключительных прав
|
|
|
|
расширение применения института предостережения и предупреждения незначительных нарушений антимонопольного законодательства (в целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела)
|
число возбужденных дел уменьшено на 30 процентов за счет добровольного устранения нарушений
|
|
|
|
введение нормы, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела
|
отсутствие случаев возбуждения уголовных дел без материалов антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства
|
|
|
|
исключение избыточной функции реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение, в целях избежания излишней административной нагрузки на хозяйствующих субъектов. Определение функции реестра как фиксирующей наличие доминирующего положения
|
утвержден измененный перечень функций реестра лиц, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение |
|
|
|
определение статуса и порядка подготовки разъяснений ФАС России практики применения антимонопольного законодательства и лучших практик добросовестной конкуренции
|
|
октябрь 2013 г. |
федеральный закон, постановление Правительства Российской Федерации
|
ФАС России
|
утверждение разъяснений по следующим основным вопросам: |
разъяснения ФАС России утверждены и опубликованы
|
ноябрь 2013 г. |
акт ФАС России |
ФАС России |
доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, а также сговоров на торгах
|
|
|
|
|
оценка допустимости способов ведения бизнеса субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке
|
|
|
|
|
определение монопольно высокой и низкой цены
|
|
|
|
|
применение антимонопольного законодательства к торгам частных компаний
|
|
|
|
|
доказывание и расчет убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства
|
|
|
|
|
соглашения в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности
|
|
|
|
|
"вертикальные" соглашения, в том числе дилерские соглашения
|
|
|
|
|
создание единого раздела на сайте ФАС России с исчерпывающим перечнем и копиями решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России
|
|
ноябрь 2013 г. |
приказ ФАС России |
ФАС России |
внедрение механизма досудебного обжалования решений территориальных управлений ФАС России
|
в ФАС России создан орган по досудебному обжалованию решений территориальных управлений ФАС России
|
май 2015 г. |
федеральный закон |
ФАС России |
реализация пилотного проекта по дистанционному рассмотрению ФАС России дел о нарушениях антимонопольного законодательства |
в дистанционном порядке рассмотрено не менее пяти дел о нарушении антимонопольного законодательства
|
ноябрь 2013 г. |
приказ ФАС России |
ФАС России |
утверждение правил подготовки ежегодного доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, предусматривающего участие в его подготовке и обсуждении общественных организаций |
рассмотрение в 2013 году на заседании Правительства Российской Федерации доклада, подготовленного в соответствии с новыми правилами |
март 2013 г. |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства
|
ФАС России, Минэкономразвития России с участием общественных объединений предпринимателей |
повышение эффективности деятельности ФАС России:
|
|
|
|
|
введение в ключевые показатели эффективности (КПЭ) должностных лиц ФАС России ответственности за принятые решения, отмененные впоследствии судами
|
предложения по развитию ФАС России утверждены и опубликованы |
март 2013 г. |
приказ ФАС России |
ФАС России |
разработка предложений по развитию кадрового потенциала и укреплению ресурсной базы ФАС России
|
|
май 2013 г. |
доклад |
ФАС России, Минфин России |
7. Повышение уровня защиты прав потребителей
|
|
|
|
|
разработка проекта федерального закона по вопросу о внедрении правовых механизмов защиты прав и законных интересов группы лиц в судах (групповых исков), включая возможность участия юридических лиц в групповых исках
|
создание системы, повышающей защиту прав потребителей от нарушений антимонопольного законодательства |
ноябрь 2013 г. |
федеральный закон |
Минюст России, ФАС России, Минэкономразвития России |
закрепление возможности установления убытков в кратном размере за нарушение законодательства о защите конкуренции, создание механизма распределения взысканных с нарушителей антимонопольного законодательства сумм убытков в пользу пострадавших лиц
|
|
октябрь 2014 г. |
федеральный закон |
ФАС России, Минюст России, Минэкономразвития России |
обеспечение защиты прав потребителей услуг естественных монополий: законодательное закрепление стандартов коммерческого качества обслуживания потребителей услуг естественных монополий и ответственности за их соблюдение
|
утверждены стандарты коммерческого качества обслуживания |
октябрь 2013 г. |
федеральный закон |
ФСТ России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России |
усиление ответственности рекламодателей и рекламораспространителей за ненадлежащую рекламу |
законодательно закреплен повышенный уровень ответственности за ненадлежащую рекламу
|
ноябрь 2013 г. |
федеральный закон |
ФАС России |
8. Создание механизма реализации "дорожной карты" по развитию конкуренции |
|
|
|
|
оценка результатов внедрения мероприятий "дорожной карты" |
отчет о внедрении мероприятий "дорожной карты" по развитию конкуренции за 2013 - 2014 гг.
|
ноябрь 2014 г. |
доклад |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
разработка регламента работы по развитию конкуренции, включающего: критерии отбора и порядок формирования списка приоритетных отраслей для развития конкуренции на регулярной основе порядок разработки актуального плана мероприятий (в формате "дорожной карты") по развитию конкуренции в приоритетных отраслях порядок разработки плана системных (межотраслевых) мероприятий по развитию конкуренции
|
регламент работы по развитию конкуренции в Российской Федерации |
июнь 2013 г. |
решение Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России
|
разработка предложений по актуализации утвержденной "дорожной карты" |
обновленная версия "дорожной карты" |
октябрь 2014 г. |
распоряжение Правительства Российской Федерации |
Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России |
мероприятий по реализации мер по развитию конкуренции на отдельных рынках
1. Рынок лекарственных препаратов
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Число фармацевтических предприятий, лицензированных в соответствии с правилами организации производства и контроля
|
30 |
40 |
100 |
Доля производителей, удовлетворенных процедурами регистрации лекарственных препаратов, процентов |
|
75 |
90 |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Отсутствие условий |
совершенствование процедур формирования перечней лекарственных средств в части обязательного их публичного обсуждения и закрепления критериев и процедур их коррекции
|
постановление Правительства Российской Федерации |
сентябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
введение понятия "взаимозаменяемый лекарственный препарат", наделение Минздрава России полномочиями по утверждению порядка установления и ведения перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов
|
федеральный закон |
октябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
|
введение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям
|
приказ Минздрава России |
ноябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
|
установление административной ответственности медицинских работников за несоблюдение требований выписывания лекарственных препаратов на рецептурных бланках по международным непатентованным наименованиям
|
федеральный закон |
январь 2014 г. |
Минздрав России |
|
формирование перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов |
приказ Минздрава России |
ноябрь 2014 г. |
Минздрав России, Минпромторг России, ФАС России
|
|
Несовершенство процедур государственной регистрации лекарственных средств |
оптимизация процедур государственной регистрации лекарственных средств, в том числе введение процедур предрегистрационного и пострегистрационного консультирования заявителей, определение особенностей регистрации отдельных групп лекарственных препаратов (орфанные, биологические, биоаналоговые, воспроизведенные, препараты из лекарственного растительного сырья и др.), предоставление заявителю на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" актуальной информации о прохождении каждого этапа государственной регистрации лекарственных средств
|
федеральный закон |
октябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
анализ правоприменительной практики изменений, внесенных в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в части совершенствования процедур государственной регистрации лекарственных препаратов
|
доклад |
ежегодно, начиная с октября 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России |
|
Сокращение ассортимента лекарственных препаратов, вызванное несовершенством процедуры государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых |
совершенствование методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в части предоставления возможности производителям осуществлять ежегодную перерегистрацию предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с учетом инфляции |
межведомственный приказ (Минздрав России и ФСТ России) |
март 2013 г. |
Минздрав России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФСТ России, ФАС России |
и важнейших лекарственных препаратов
|
|
|
|
|
Отсутствие единообразных требований к производству лекарственных препаратов
|
создание при Минпромторге России постоянно действующей рабочей группы по разработке и ежегодному уточнению правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP). |
приказ Минпромторга России |
апрель 2013 г. |
Минпромторг России, Минздрав России, ФАС России, Минсельхоз России, ассоциации фармпроизводителей
|
разработка и утверждение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP)
|
приказ Минпромторга России |
июнь 2013 г. |
Минпромторг России, ФАС России |
|
осуществление перехода фармпроизводителей на применение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, разработанных на основе Международных правил производства лекарственных средств (GMP)
|
доклад |
ноябрь 2013 г. |
Минпромторг России |
|
внесение изменений в правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с изменениями, вносимыми в Международные правила производства лекарственных средств (GMP) в целях их гармонизации
|
приказ Минпромторга России |
по мере необходимости |
Минпромторг России |
2. Рынок медицинских услуг
|
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Число медицинских организаций негосударственных форм собственности, участвующих в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, штук
|
781 |
883 |
950 |
|
Количество субъектов Российской Федерации, перешедших на полный тариф оплаты отдельных видов медицинской помощи, в том числе в части расходов инвестиционного характера и расходов на оборудование стоимостью свыше 100 тыс. руб. (включая амортизацию)
|
29 |
35 |
45 |
|
Доля территориальных фондов обязательного медицинского страхования, разместивших информацию об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования и тарифах, процентов |
- |
- |
100 |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Необходимость расширения доступа медицинских организаций любых форм собственности к участию в реализации программы |
осуществление мониторинга участия организаций негосударственных форм собственности в системе обязательного медицинского страхования |
доклад |
март 2013 г. |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) |
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи |
совершенствование механизмов осуществления контроля медицинской деятельности, в том числе в части закрепления функций федерального органа исполнительной власти по осуществлению контрольных полномочий в сфере здравоохранения (выдача обязательных для исполнения предписаний, возбуждение и рассмотрение дел о нарушении требований законодательства Российской Федерации медицинскими работниками, медицинскими организациями и должностными лицами медицинских организаций)
|
постановление Правительства Российской Федерации |
март 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России, Росздравнадзор, Роспотребнадзор |
Доступ частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования затруднен в связи с отсутствием открытой информации об условиях и тарифах участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования
|
установление административной ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования за несвоевременное размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об условиях участия медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования
|
федеральный закон |
ноябрь 2013 г. |
Минздрав России, ФАС России, Минюст России |
Высокая степень износа основных фондов в государственном секторе здравоохранения и связанные с этим ненадлежащие условия предоставления медицинской помощи |
переход субъектов Российской Федерации на полный тариф оплаты отдельных видов медицинской помощи, в том числе включение в него: расходов инвестиционного характера; расходов на оборудование стоимостью свыше 100 тыс. рублей (в виде амортизации) |
доклад |
ноябрь 2013 г. |
Минздрав России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), органы государственной власти субъектов Российской Федерации
|
|
установление порядка использования государственного и муниципального имущества для целей здравоохранения, предусматривающего возможность перераспределения высвобождаемого имущества сферы здравоохранения, востребованного в настоящий момент времени на рынке: идентификация имущества, используемого для целей здравоохранения, в реестрах имущества, которые ведутся на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и муниципальном уровне; |
федеральный закон |
октябрь 2014 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России, Минздрав России |
|
обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот имущества, используемого для целей здравоохранения, путем проведения концессионных торгов в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях" |
|
|
|
3. Рынок авиаперевозок
|
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Повышение коэффициента авиационной подвижности
|
0,43 |
0,55 |
0,7 |
|
Рост объема внутренних межрегиональных перевозок, млн. пассажиров
|
4,53 |
5,53 |
6,53 |
|
Количество соглашений о воздушных сообщениях, в которых сняты или смягчены ограничения по числу перевозчиков, установленным маршрутам, частотам, тарифам
|
50 |
55 |
60 |
|
Количество низкотарифных авиаперевозчиков
|
- |
1 |
2 |
|
Доля крупных аэропортов (с численностью пассажиропотока не менее 1 млн. чел.), имеющих не менее двух поставщиков отдельных видов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов
|
35 |
не менее 60 |
не менее 80 |
|
Количество авиационных маршрутов с частотой перелетов не менее 2-х рейсов в неделю
|
1137 |
1180 |
1230 |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Низкий коэффициент транспортной подвижности населения, высокая стоимость перевозок
Существующий запрет на работу иностранных пилотов на российских авиалиниях приводит к снижению конкуренции между отечественными пилотами ввиду недостаточного количества молодых кадров и росту стоимости их услуг, в результате чего стоимость услуг российских пилотов выше, чем в авиакомпаниях стран СНГ
|
введение требования о наличии в крупных аэропортах (исходя из определенного размера пассажиропотока) 2 и более поставщиков услуг по отдельным видам наземного обслуживания (обслуживание пассажиров, хранение и заправка авиатопливом)
|
постановление Правительства Российской Федерации |
март 2013 г. |
ФАС России, Минтранс России, ФСТ России, Минэкономразвития России |
совершенствование порядка возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки в части установления порядка и условий возврата, а также отказа в возврате авиакомпанией денежных средств, уплаченных пассажиром за воздушную перевозку, при его отказе от полета, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных перевозок для пассажиров
обеспечение допуска иностранных пилотов к управлению воздушными судами российских авиакомпаний |
федеральный закон
федеральный закон
|
март 2013 г.
1 января 2013 г. |
Минтранс России, Минэкономразвития России, ФАС России, Роспотребнадзор
Минтранс России, Минэкономразвития России, ФМС России, Минтруд России
|
|
Отсутствие низкотарифных перевозок |
предоставление авиакомпании возможности отказаться от включения в тариф услуг по предоставлению питания и напитков в полете
|
приказ Минтранса России |
август 2013 г. |
Минтранс России |
пересмотр норм о бесплатном провозе багажа |
федеральный закон |
август 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России, Роспотребнадзор, Минэкономразвития России, Минфин России
|
|
Низкий уровень конкуренции в авиаперевозочной |
либерализация межправительственных соглашений о воздушном сообщении в части снятия ограничений по числу перевозчиков, установленных маршрутов, частот, тарифам
|
внесение изменений в действующие соглашения о воздушном сообщении
|
ежегодно |
Минтранс России, МИД России |
совершенствование порядка допуска перевозчиков в части обеспечения прозрачной процедуры допуска и обеспечения конкуренции на международных маршрутах
|
приказ Минтранса России |
февраль 2013 г. |
Минтранс России, Минэкономразвития России, ФАС России |
|
Существенное различие в тарифах на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в различных аэропортах Российской Федерации
|
проведение работы ФСТ России по установлению тарифов на хранение топлива и заправку воздушных судов в крыло в целях выравнивания тарифов в аэропортах Российской Федерации |
доклад |
15 апреля 2013 г. |
ФСТ России |
Недостаточная доступность авиаперевозок |
совершенствование программ субсидирования в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Дальневосточного федеральных округов, из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении в части снятия ограничений по возрасту пассажиров льготной категории, расширения перечня субсидируемых маршрутов
|
постановление Правительства Российской Федерации |
ноябрь 2013 г. |
Минтранс России, Минфин России, Минэкономразвития России |
Высокие сертификационные требования для региональных аэропортов |
упрощение процедуры сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
приказ Минтранса России |
июнь 2013 г. |
Минтранс России, ФАС России |
4. Рынок услуг связи
|
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Индекс рыночной концентрации (индекс Герфиндаля-Гиршмана) рынка услуг по передаче голосовой информации на территории субъекта Российской Федерации
|
3000 |
2750 |
2500 |
|
Доля населения, имеющего возможность пользоваться услугами широкополосного доступа, предоставляемыми не менее чем двумя операторами, на территории субъекта Российской Федерации, процентов |
40 |
45 |
55 |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Регулирование отрасли связи по технологическому принципу не способствует эффективному развитию конкуренции в отрасли, в том числе за счет своевременного внедрения новых технологий
|
внесение изменений в план использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий в Российской Федерации в части исключения указаний на конкретные полосы радиочастот для перспективных радиотехнологий, а также минимально допустимой ширины полос радиочастот |
акт Правительства Российской Федерации |
февраль 2013 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России |
Необходима реализация принципа технологической нейтральности |
установление возможности применения узлов связи с территориально-распределенной архитектурой для сетей фиксированной связи и для сетей подвижной радиотелефонной связи, определив для операторов связи право пропуска трафика оптимальным способом и предусмотрев ограничения на пропуск трафика только в случае, если это приведет к нарушению целостности и безопасности сети связи общего пользования
|
приказ Минкомсвязи России |
февраль 2013 г. |
Минкомсвязь России |
|
внесение изменений в перечень наименований услуг связи в части выдачи универсальных лицензий без привязки к технологии их оказания |
постановление Правительства Российской Федерации |
июнь 2013 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России
|
|
разработка концепции организации межоператорского взаимодействия, не допускающая искажения конкуренции |
доклад |
июнь 2013 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России
|
|
разработка проекта единых правил оказания услуг телефонной связи с разграничением особенностей оказания услуг по различным сетям связи
|
постановление Правительства Российской Федерации |
сентябрь 2013 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФАС России
|
Отсутствие благоприятных условий для дальнейшего развития, в том числе перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка |
приведение порядка ценообразования в регулируемом сегменте к порядку, сложившемуся в условиях конкуренции (в части снижения платы за абонентскую линию при оплате услуг местной телефонной связи) |
постановление Правительства Российской Федерации
акт федеральных органов исполнительной власти
|
апрель 2013 г.
июнь 2013 г. |
Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФСТ России, ФАС России
Минкомсвязь России, ФСТ России |
|
проведение выборочного детального анализа рынков услуг телефонной связи на территории отдельных муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, междугородной телефонной связи, а также оценка целесообразности запуска пилотных проектов с прекращением тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи
|
доклад |
февраль 2013 г. |
ФАС России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФСТ России |
|
введение пилотных проектов по отмене тарифного регулирования услуг фиксированной телефонной связи по результатам проведенного анализа на соответствующих территориях Российской Федерации
|
приказ ФСТ России |
январь 2014 г. |
ФСТ России |
|
подведение итогов реализации пилотных проектов о прекращении тарифного регулирования услуг общедоступной электросвязи |
доклад |
апрель 2014 г. |
ФСТ России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России
|
Строительство и эксплуатация сетей связи в значительной степени зависит от доступа к инфраструктуре, используемой для размещения сетей и средств связи: сооружения связи и помещения для размещения средств связи, технические помещения нежилых зданий и многоквартирных домов, дороги, полосы отвода, мосты, эстакады и др. |
принятие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре, используемой для оказания услуг электросвязи и находящейся в собственности (ведении) субъектов естественной монополии |
постановление Правительства Российской Федерации |
июнь 2013 г. |
ФАС России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, ФСТ России |
5. Рынок услуг дошкольного образования
|
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Количество негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
1022 |
1035 |
1050 |
|
Численность воспитанников негосударственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
79350 |
81500 |
85000 |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Не сформирована система имущественной и финансовой поддержки вновь создаваемых частных образовательных организаций. Необходимость развития частно-государственного партнерства в социальной сфере на базе государственного и муниципального имущества |
разработка и направление в субъекты Российской Федерации рекомендаций по применению механизма муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков |
письмо Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования |
ноябрь 2013 г. |
Минобрнауки России, ФАС России, Минэкономразвития России, органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные отраслевые организации и союзы |
|
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих сохранение целевого назначения зданий, используемых для оказания образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями |
федеральный закон |
февраль 2013 г. |
Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФАС России, органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием заинтересованных отраслевых организаций и союзов
|
|
анализ реализуемых в различных субъектах Российской Федерации механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных |
доклад |
ноябрь 2013 г. |
Минобрнауки России, Минэкономразвития России, ФАС России, органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием заинтересованных отраслевых организаций и союзов |
Дискриминация частных дошкольных организаций по отношению к государственным и муниципальным, в том числе недостаточная информационно-методическая поддержка деятельности воспитателей частных детских садов и групп временного пребывания детей на базе действующей инфраструктуры государственной системы дошкольного образования
|
установление равных прав педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, |
федеральный закон |
июль 2013 г. |
Минобрнауки России, ФАС России, органы государ-ственной власти субъектов Российской Федерации с участием заинтересованных отраслевых организаций и союзов |
Субсидирование расходов родителям на содержание детей в частных детских садах недостаточно урегулировано |
распространение лучших практик по совершенствованию нормативно- правовой базы субъектов Российской Федерации, и муниципальных районов, |
письмо Минобрнауки России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования
|
ноябрь 2013 г. |
Минобрнауки России |
Санитарно-гигиенические, пожарные и иные требования, установленные для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, не отвечают современным требованиям |
принятие нормативных правовых актов в сфере здравоохранения, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, в том числе: разработка новых концептуальных основ формирования санитарных правил для дошкольных образовательных организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности; утверждение новых санитарных правил для дошкольных образовательных организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности; разработка и утверждение санитарных правил для семейных групп, в том числе созданных индивидуальными предпринимателями
|
приказ Минздрава России |
ноябрь 2013 г. |
Минздрав России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор |
принятие нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, в том числе: оптимизация правил пожарной безопасности для дошкольных учреждений; разработка правил пожарной безопасности для семейных дошкольных групп, в том числе расположенных в жилых и приспособленных помещениях
|
приказ МЧС России |
ноябрь 2013 г. |
МЧС России, Минздрав России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор |
|
Трудности при создании частных детских садов |
предоставление права на создание частных детских садов с использованием организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц |
федеральный закон |
март 2013 г. |
Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор |
6. Рынок нефтепродуктов
Наименование контрольного показателя |
Текущее значение |
2013 год |
2014 год |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Объем биржевой торговли нефтепродуктами, процентов |
10,2 по моторным топливам (АБ-7, ДТ-12), мазут - менее 1 |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (по видам) |
не менее 10 реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке (по видам) |
Обоснование проблемы |
Мероприятие |
Вид документа |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
Недостаточно ликвидный рынок, большое количество аффилированных сделок |
совершенствование нормативно- правовой базы биржевой торговли нефтепродуктами, в том числе: обеспечение анонимности биржевых торгов; унификация и стандартизация лотов и контрактов; установление минимального объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах, разработка требований |
совместный приказ ФАС России |
март 2013 г. |
ФАС России, Минэнерго России |
|
к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по реализации нефтепродуктов, произведенных |
|
|
|
|
хозяйствующими субъектами, доминирующими на соответствующем рынке
|
|
|
|
Недостаточная прозрачность рынка нефтепродуктов |
формирование объективных индикаторов цен на нефтепродукты на основе внебиржевых и биржевых сделок, а также сопоставимых цен зарубежных рынков
|
федеральный закон |
сентябрь 2013 г. |
Минэнерго России, ФАС России |
|
повышение информационной прозрачности отрасли. Развитие практики разработки нефтяными компаниями "модельных политик"
|
доклад |
март 2013 г. |
ФАС России |
Дискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) |
изменение Правил обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации в части создания условий деятельности для независимых субъектов рынка нефтепродуктов, повышение эффективности использования мощностей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов |
постановление Правительства Российской Федерации |
март 2013 г. |
ФАС России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России |
_____________________
* Рассчитывается на основе составляющих индекса PMR (productmarketregulation, данные Организации экономического сотрудничества и развития). Учитывает три ключевых фактора - участие государственного сектора в экономике, регулирование рынков (ценовое и неценовое регулирование ключевых отраслей), барьеры для конкуренции (наличие картелей, вертикально и горизонтально интегрированных компаний в отрасли, административные барьеры).
____________