Цены: между рынком и здравым смыслом

Цены: между рынком и здравым смыслом

 

Вопрос непростой, ибо безудержное подорожание товаров и продуктов, даже самых необходимых, угрожает социальному спокойствию общества. А если власти вмешиваться, то какие механизмы применить?

 

 

Золотая середина контроля

Цены галопируют, и это да­леко не всегда оправдано. На­пример, только за период с 9 по 16 февраля в нашем крае прирост цен на чай черный байховый, рис шлифованный и вермишель составил 0,7%, на конфеты мягкие, глазирован­ные шоколадом - 0,8, на лук репчатый - 1,1, на картофель и огурцы свежие - 1,2, на яблоки .- 1,4, на капусту белокочанную свежую - 1,9, на пшено шлифо­ванное - 2,1, на карамель - 2,2, на помидоры свежие - 2,6%. Среди непродовольственных товаров телевизоры подоро­жали на 5%, кроссовые туфли для взрослых с верхом из ис­кусственной кожи - на 2,8%, майка, футболка мужская бе­льевая - на 2,4%, порошок сти­ральный - на 2,2%. Что вообще недопустимо и очень опасно - в разы дорожают лекарства, даже отечественного произ­водства.

Список подорожавших про­дуктов, товаров и услуг можно продолжать, но главное всё же понять, что со всем этим делать и какие механизмы применить, чтобы обуздать эту безумную гонку. Недавно на подведении итогов работы регионального Минэкономразвития за 2014 год первый заместитель Прави­тельства края Алексей Шеметов в качестве важной задачи назвал контроль над ценообра­зованием и, значит, конечными ценами на продовольственные и социально значимые товары.

-        В силу экономических ре­форм государство отошло от прямого регулирования цен на основные группы товаров. Однако время подталкивает к тому, чтобы все-таки контролировать данную сферу, - отметил Алексей Шеметов.

Вопрос не так прост, ибо здесь нужно соблюсти золотую середину в контролировании. Ведь можно так поработать ад­министративной дубинкой, что с рынка уйдут и продавцы, и не­малая часть самых необходи­мых продуктов и иных товаров и услуг.

Вот не так давно спрашиваю одного из руководителей круп­ной торговой кампании, в кото­рой работают тысячи человек:

-        Ну почему у вас так резко дорожают продукты питания,это же напрягает социальную обстановку?

Ответ был таков:

-        Да, цены на продукты ра­стут, но богаче от этого мы не становимся. А вот в обороте и прибыли теряем. Почему? Сви­нина в конце 2013 года у опто
виков стоила 90 рублей кило­грамм, а к концу 2014-го уже 80-210 рублей. Килограмм сала мы покупали по 40 рублей килограмм, а теперь - по 190
рублей. Говядина год назад стоила 160 рублей килограмм, те­перь же - 300 рублей. И так по каждой группе сырья, которое преимущественно поступает из зарубежных стран. Специи, обо­лочка для колбас тоже растут в цене вслед за долларом, ибо тоже идут из-за границы. Наши накладные расходы по обработ­ке сырья (зарплата работников, электроэнергия и прочее) - ми­нимум 20%, торговая наценка в рознице в среднем - 25% (и это по-божески). А посмотрите, как подорожали тарифы на ж.д. транспорт - нам теперь выгоднее продукцию из Владивостока вез­ти автотранспортом. А бензин ку­сается. Так что не до жиру...

Таков расклад одного из крупных руководителей торговли в регионе. Но многие ли покупа­тели об этом знают? Они видят ценники со стремительно расту­щими цифрами, тоже законно возмущаются и звонят на теле­фоны «быстрого реагирования» в контролирующие инстанции. Ну, а следом идут важные чинов­ники с проверками - людей-то надо как-то успокаивать. И каж­дый день отчитываются в СМИ об очередной глобальной проверке магазинов с целью выявления «необоснованных»  цен   на  продукты. «Заведено дело», «высказано предостережение», «про­ведена беседа с владельцами торговых точек» звучит в эфире и льётся со страниц газет. Люди с надеждой ловят каждое слово контролёров. Доброе государство борется с алчными торга­шами...

Ну, что говорить, где-то под сурдинку действительно завы­шают цены и на крупы, которые произведены отнюдь не в Испа­нии, и на овощи, которые заве­зены не из Индии и Китая, а из соседнего района. Есть такое. Но налицо конфликт реальности и массового сознания населе­ния. В жизни у нас пусть не со­вершенная, но всё же рыночная экономика, в том числе и торго­вый сектор, а в массовом созна­нии - надежда на администра­тивную дубинку. Вот, дескать, придёт строгий дядя из прокура­туры или управления антимонопольного законодательства - и цены сразу прыгнут вниз.

Но вот вопрос: а какие за­коны могут предъявить важные контролирующие инстанции, по которым они имеют право сни­зить или повысить цены? Никто не монополист, конкуренция на рынке торговли достаточная. И, как известно, цены в рыночной экономике приказам не внемлют, формируются по законам спроса и предложения, вторгаться в эту сферу государство не имеет за­конного права (за исключением небольшой группы регулируе­мых цен на товары, в основном, лекарства). Ну, вызовут владельца или руководителя торговой организации в прокуратуру или в УФАС, пожурят, даже строго предупредят, что, дескать, нель­зя наживаться на временной конъюнктуре рынка, падении ру­бля по отношению к иностранной валюте - и что? По каким за­конам их можно привлечь к ответственности? А ведь прокурор - это страж законности. То же самое скажет и судья - ему закон нужен, а не моральный кодекс.

Власть должна договариваться

Но ведь и оставить всё как складывается тоже нельзя.
Пресса сообщает, что пока Правительство РФ раздумывает о целесообразности введения госрегулирования цен на соци­ально значимые продукты пита­ния, к ограничению стоимости таких товаров уже приступил целый ряд регионов. Чиновники договариваются с продавцами о минимальной торговой наценке, требуют отдавать предпочтение продуктам местного производ­ства  и  зафиксировать  цены  на товары под собственным брен­дом сетей. Возможность огра­ничивать цены на региональном уровне существует только в ус­ловиях Крайнего Севера или на территориях, которые приравне­ны к нему по статусу, напомина­ют в правительстве.

Вот несколько показатель­ных примеров. Правительство Ростовской области недавно издало распоряжение, в котором рекомендовало продавцам, ор­ганизациям агропромышленно­го комплекса работать с нацен­кой не более 10% на социально значимые товары. Речь идет об ограничении наценки, которую магазин вводит хотя бы на один товар из категории социально значимых.

Губернатор Курганской обла­сти Алексей Кокорин подписал распоряжение о максимальной наценке не более 15% к отпуск­ным и оптовым ценам от про­изводителей и поставщиков продуктов питания. На днях рас­поряжение о списке продуктов, наценка на которые не должна превышать 10%, подписал глава Краснодарского края Александр Ткачев. В перечень  вошли про­дукты, существенно подорожав­шие в последнее время: гречка, рис, мука, соль, сахар, яйца, за­мороженные куры. Тюменская область еще в конце декабря ограничила 15% наценку для торговых сетей и оптового звена на 15 социально значимых това­ров (курица, сливочное и под­солнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, мука, хлеб и др.).

В департаменте цен и тари­фов края пояснили, что запрет повышать наценку не распро­страняется на весь ассортимент перечисленных категорий, но в каждой торговой точке продавец обязан ограничить торговую на­ценку хотя бы на один товар из каждой категории. В Калужской области также расширили спи­сок товаров, наценка на которые не должна превышать 10%, вклю­чив в него говядину, свинину, ба­ранину, картофель, капусту, лук, морковь и яблоки.

Часть регионов не стала за­конодательно ограничивать на­ценку, решив заключать с ритейлерами и поставщиками различные соглашения о сотруд­ничестве или взаимопонимании.

Министерство экономического развития и торговли Марий-Эл разработало соглашение, по которому компания, подписав­шая его, обязуется установить наценку на социальные товары не более 15% вплоть до 1 ян­варя 2018 года. В аналогичном документе, подготовленном администрацией Алтайского края, подписавшая его компа­ния берет на себя обязатель­ства установить минимальную наценку на один-два товара в 24 категориях до 31 декабря 2015 года, зафиксировать цены на товары под собственным брендом и продвигать товары, произведенные на территории региона. В Хабаровском крае власти еще в конце декабря подписали с крупнейшими роз­ничными сетями соглашение о минимальной наценке на про­дукты питания не более 15% на 24 наименования. В январе этого года сахалинские произ­водители, оптовые и розничные компании, подписали деклара­цию, устанавливающую на 25 продуктов питания оптовую на­ценку в размере не более 10% (для мороженых продуктов — не более  12%)  и в розничную  - не выше 15%.

В Ярославской об­ласти чиновники прорабаты­вают вопрос о том, чтобы сети предоставляли ветеранам ВОВ и социально незащищенным гражданам льготы на продукты питания, произведенные в Рос­сии.

В других субъектах власть пошла дальше и договорилась о замораживании цен на со­циальное продовольствие. В Вологодской области произво­дители, ритейлеры и местные власти планируют в ближай­шее время подписать такое со­глашение, несколько местных мясо- и молокоперерабатывающих заводов, хлебных комбина­тов, производителей картофеля уже согласились зафиксиро­вать отпускные цены на свою продукцию. Красноярское пра­вительство также подписало соглашение с ключевыми тор­говыми сетями, работающими в регионе. По нему ритейлеры обязались заморозить цены на 20 социально значимых продо­вольственных товаров.

По данным Росстата, в ян­варе 2015 года продовольствие в России подорожало на 20,7% по сравнению с январем про­шлого года. По итогам 2014 года продовольственная ин­фляция составила 15,7%. По закону правительство может вводить госрегулирование цен в том случае, если продоволь­ствие в каком-либо регионе за 30 дней подорожало более чем на 30%. Заморозка цен может длиться не более 90 дней.

Выступая в январе в Гос­думе, вице-премьер Аркадий Дворкович признавал, что пра­вительство рассматривает воз­можность замораживания цен, но опасается, что оно приведет к дефициту продуктов.

 

Подготовил с использова­нием материалов прессы Виктор ПЕТРОВ, обозреватель «А-Э».