Странная Оловянная

В начале июня стало известно сразу о двух отставках в Оловяннинском районе: главы Оловянной Александра Кочерги и руководителя района, председателя совета депутатов Николая Бахтина. Оба подали заявления по собственному желанию и разным причинам. Или одним и тем же?

Отставка №1

Губернатор Забайкальского края Наталья Жданова ещё в должности врио главы региона в июне 2016 года говорила о персональной ответственности за реализацию программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Тогда она не опровергла, но и не исключила возможность отставок ответственных чиновников. В феврале 2017-го, уже выиграв выборы, она отрешила от должности трижды побеждавшего на выборах главы посёлка Оловянная Александра Кочергу. Основанием для отставки стало неисполнение им решений районного суда. Решения касались в том числе организации сбора и транспортировки бытовых отходов и организации транспортного сообщения. Сам Кочерга заявлял, что губернатор отстранила его из-за отказа вводить в строй неготовые дома, построенные по программе. В марте он подал в краевой суд жалобу на действия губернатора. Депутаты совета Оловянной обратились к Ждановой с просьбой отменить своё решение.

 

Срыв программы расселения из ветхого и аварийного жилья, по одной из версий, стал причиной добровольной отставки второго губернатора Забайкальского края Константина Ильковского в 2016 году. Счётная палата РФ в апреле 2017-го сообщала, что власти региона на 47% выполнили программу, и это один из худших показателей среди регионов России. Глава Минстроя России Михаил Мень заявлял, что в крае отмечается положительная динамика благодаря новому губернатору Наталье Ждановой.

По данным Фонда содействия развитию ЖКХ, в Забайкалье до сих пор не завершён этап 2013 года и не введено 1,6 тысячи квадратных метров в двух районах; этап 2014 года, и 6 несданных тысяч квадратных метров в шести районах; этап 2015 года — 18,3 тысячи квадратных метров в 20 районах. Помимо этого, нарушены сроки условий дополнительного соглашения об опережающем 100%-м финансировании контрактов по этапам 2015 и 2016 годов в 351,8 миллиона рублей. Получить благоустроенные квартиры до окончания программы переселения из ветхого и аварийного жилья в сентябре 2017 года должны две тысячи забайкальцев.

Глава Счётной палаты России Татьяна Голикова в интервью с корреспондентом газеты «Известия» 5 июня снова назвала Забайкальский край одним из трёх регионов, где есть риск срыва сроков выполнения программы расселения из ветхого и аварийного жилья.

Сама глава региона подписанное распоряжение об отстранении Кочерги комментировала так: «Я сочла необходимым, чтобы все мои уговоры и увещевания увенчались, наконец, конкретным действием. Это непростое, но взвешенное и обдуманное решение, которое впервые принято в истории нашего края. В сложной ситуации, которая сегодня сложилась в крае, каждому из нас на своём рабочем месте надо работать качественно, ответственно и профессионально. [...] Это относится и к руководителям муниципальных районов, и к членам регионального правительства. Не всё упирается в финансы. Не можете справиться со своими обязанностями – примите правильное для себя решение самостоятельно, чтобы этого не пришлось делать мне».

Руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин в интервью «Чита.Ру» комментировал отставку Кочерги, ссылаясь на достаточность оснований, которые предъявлялись к главе Оловянной.

«А как порядок наводить? [...] Мы над этим очень долго работали, изучали практику. У нас в Забайкальском крае такой практики отрешений от должности не было, по стране таких случаев немного. Там, где происходят срывы, например, по аварийному жилью, что делать-то дальше? Надо наводить порядок в работе с муниципалами, в том числе используя такие экстренные меры, как отрешение, если иное не работает. [...] Если срывается программа расселения из ветхого жилья, например, то основная ответственность на губернаторе, хотя заказчиками выступают и органы местного самоуправления. Кроме того, как в случае с Кочергой, мы имеем дело с фактом неисполнения решения судов. Какая должна быть наша реакция? Принимать меры, а реакция у нас в данном случае только одна — отрешение», — говорил он.

Глава администрации Оловяннинского района Андрей Антошкин тогда тоже поддержал решение губернатора. Он говорил, что его «тронуло» заявление Кочерги о том, что его силой заставляли подписывать акты приёмки домов и заселять их, а он, заботясь о людях, отказался это сделать.

Александр Кочерга начинал строительство домов для переселенцев в 2014 году, заключив контракт с частным предпринимателем. По мнению Антошкина, он не проверил его платёжеспособность и банковские гарантии. Подрядчику перевели 2,8 миллиона рублей, но работы не начались. В мае 2015-го выяснилось, что подрядчик обанкротился, а в июне без торгов был найден другой. Вопреки проекту возводить дома он стал не из газобетона или пенобетона, а из бруса, что увеличило срок строительства, так как брус требует большего времени на осадку дома, чем пенобетон. Приступить к отделке можно было только через год после возведения. При этом деньги на строительство — около 8 миллионов рублей — находились на счетах поселения и, по мнению Антошкина, использовались на другие цели.

В 2016 году, когда началась отделка домов, оказалось, что их подключили к центральному отоплению, а канализация и холодное водоснабжение отсутствовало. Работы сдвинулись на октябрь 2016 года — проводить их было очень сложно. Срок ввода домов в эксплуатацию снова отодвинулся. Антошкин также указывал на то, что дома были построены на землях, попадающих в санитарную зону — территорию отвода под кладбище, из-за чего в согласовании документов отказал Роспотребнадзор. Глава района же обвинял Кочергу в затягивании сроков строительства, неграмотной организации процесса и в поиске виноватых.

Сам Кочерга заявлял, что отстранение от должности — это следствие конфликта с властями, который возник из-за его отказа вводить в строй незаконченные дома. На совещании в декабре 2016 года он отказался вводить их в эксплуатацию. За два месяца до этого он докладывал Ждановой о возможном срыве второго этапа программы расселения из ветхого и аварийного жилья из-за нехватки средств на подключение к коммуникациям двух новых домов. Оба здания, с его слов, по плану должны были ввести в эксплуатацию к декабрю. График финансирования этапа программы в Оловянной, утверждал глава поселения, выполнялся с отставанием, в том числе и со стороны края. По итогам визита в район губернатор дала поручение министру территориального развития края Виктору Паздникову разобраться в ситуации. В марте 2016 года два дома, о которых шла речь, должны были заселить.

Депутаты совета, обращаясь к Ждановой с просьбой не снимать Кочергу, писали, что несмотря на трудности с финансами, отопительный сезон 2016—2017 года в посёлке прошёл нормально, зарплата работникам ЖКХ выдавалась вовремя, летом сделан ямочный ремонт по одной из улиц, пешеходные переходы обозначены, дорожные знаки установлены, деревья каждую весну подстригались, санитарная очистка города проводилась регулярно. Судебные решения районного суда, за неисполнение которых Кочерга был отстранён от должности, по словам депутатов, требовали больших затрат из местного дефицитного бюджета 2016 года. В 2017-м он был принят лишь на 80% от запланированного. Депутаты не видели вины экс-главы поселения в срыве сроков сдачи двух многоквартирных домов, которые к моменту отстранения были построены.

 

В минтерразвития региона ИА «Чита.Ру» 6 июня сообщили, что сегодня в построенных домах все строительные работы окончены, в соответствии с проектом подключены системы отопления и водоснабжения. Проектом не были предусмотрены работы по устройству водоотведения. Министерство рекомендовало муниципалитету разработать проект системы водоотведения в указанных домах — работы по благоустройству начнутся в ближайшее время после оттаивания грунта. Представители министерства территориального развития в ближайшее время планируют выехать в Оловянную и проконтролировать ход работ. Администрация поселения подписала предварительные договоры с жителями на заселение в построенные дома.

Кочерга шёл на выборы 2016 года самовыдвиженцем и был избран на должность главы администрации посёлка. На разговор перед отрешением от должности его не приглашали, об отрешении не уведомляли, и он продолжал исполнять свои обязанности. После подписания распоряжения следственное управление СКР по Забайкальскому краю направило в суд уголовное дело в его отношении по подозрению в присвоении и растрате бюджетных средств.

Решение Ждановой муниципальный чиновник обжаловал в суде, и он встал на его сторону. Наталья Жданова создала прецедент и решила обжаловать решение краевого суда в Верховном, но в апреле он жалобу губернатора отклонил. После этого на должности Кочерга проработал меньше двух месяцев — 6 июня он заявил об увольнении после окончания больничного.

«Ситуация в районе развивается при попустительстве краевых властей. Муниципальные власти никак не контролируют: что хотят, то и творят, на поселения внимания не обращают. Она изменится, если в результате выборов главы района придёт толковый человек, который сможет объединить поселения, интересоваться их проблемами. С руководством района мне не о чем говорить. Что Бахтину (глава района Николай Бахтин ушёл в отставку в начале июня), что Антошкину чужды проблемы района», — сказал Кочерга корреспонденту ИА «Чита.Ру».

Он отметил, что в 2017-м дотации у всех поселений были сокращены — годовые дотации на весь район составили 1 миллион рублей.

«Медицина — проблемный участок, образование — тоже. В целом поселения сами варятся в своей каше. Они не знают, как было раньше, как край требовал с районов, а они — с поселений. Власть в ответе за последнюю бездомную собаку. Если этого нет, если вертикаль утрачена — это полный развал. Здоровье и желание работать у меня есть и было, но при таких методах, как сейчас, это неправильно», — добавил глава Оловянной.

Отставку Кочерги ИА «Чита.Ру» попросило прокомментировать управление внутренней политики губернатора края. Его глава Александр Тарасов попросил журналистов больше никогда ему не звонить и писать только официальные запросы. Агентство направило запрос 6 июня.

Отставка №2

Глава Оловяннинского района Николай Бахтин также подал в отставку. Его решение тоже комментировал Антошкин, отмечая, что уволился коллега с поста из-за того, что в Сети его «поливают грязью».

«Да потому что уже достало, что эти все ваши источники, которые выдают желаемое за действительное, всей этой неправдой, всей этой грязью поливают в интернете и везде. Написал и ушёл», – говорил глава администрации Андрей Антошкин, но не смог уточнить, какая именно информация о Бахтине в интернете была недостоверной.

Возможно, Антошкин имел в виду комментарии к новостям региональных СМИ, где в том числе упоминалась фамилия бывшего первого замруководителя администрации района Владимира Коробейникова. Получить его комментарий не удалось, в администрации сообщили, что он не работает с 2016 года.

 

Николай Бахтин является генеральным директором компании «Экспресс», в сведениях о доходах 2016 года он задекларировал 12 автомобилей, среди которых был Porsche Cayenne. В списке числятся Toyota Land Cruiser, четыре автомобиля «УАЗ» разных моделей, два грузовика «ГАЗ», три «КАМАЗа» и вездеход «Берёзка».

Бахтин, будучи главой района, нарушал законодательство. В апреле 2017 года за выигрыш муниципального контракта собственной компанией с администрацией на добычу песка на 30 тысяч рублей его оштрафовала антимонопольная служба.На основании контракта он без торгов оформил лицензию на добычу песка на Яснинском карьере. В 2016 году его поймали в Борзинском районе во время незаконной охоты — он застрелил двух косуль, причинив ущерб государственному охотничьему фонду на 160 тысяч рублей. На месте охоты его задержали сотрудники полиции, изъяли охотничьи ружья и туши животных.

Получить комментарий экс-главы района не удалось. Рабочий и личный телефоны, указанные на сайте муниципалитета и имеющиеся в распоряжении администрации, не отвечают. Невзирая на отставку, Бахтин останется в совете депутатов до выборов. Обязанности главы района исполняет его заместитель Светлана Бальжинимаева.

Депутат совета Оловянной Валентина Каширина, бывший директор Верне-Шаранайской школы — единственная, до кого удалось дозвониться, рассказала, что совет в настоящее время насчитывает 10 человек — до Бахтина с себя сложили полномочия Юрий Козлов и Насак Дашибалбаров. До выборов 2017 года у депутатов осталась одна сессия, на которой они определят срок внеочередных выборов главы района. Комментировать отставку Бахтина она отказалась, ситуацию в районе — тоже.

Об отставке Бахтина ИА «Чита.Ру» также в официальном запросе спросило управление внутренней политики губернатора. Как краевое руководство допустило отставку, учитывая увольнение Кочерги? Сложно представить, что в администрации главы края ничего не знали о намерении районного руководителя сняться с поста. Складывается ощущение, что пока краевые власти пустили ситуацию в Оловяннинском районе на самотёк после неудачной попытки с отстранением Кочерги. Впрочем, оно было показательным — нынешнее региональное руководство не в силах вернуть контроль над районами, невзирая на бесконечные совещания и комментарии о новом подходе к работе с муниципалитетами. Социально-экономическое состояние районов не прозрачно, так же, как и работа губернаторской администрации. В таком случае ей придётся мириться с выбором жителей поселений и районов, потому что прецедент с отставкой даже через суд не сработал. Но всегда есть другие рычаги. Были ли они использованы, станет ясно только из официального ответа управления главы края. Или никогда.