АИ-92 за 50 рублей. Реальность?

Один из самых актуальных вопросов в Забайкальском крае - качество и цена бензина и дизельного топлива. Почему же все-таки бензин в Забайкалье продается по таким “бешеным ценам” (именно так характеризуют в социальных сетях жители края текущее состояние дел) и какое же у него качество, выяснял корреспондент Заб.ру.

В середине января инициативная группа автомобилистов выступила с предложением борьбы с высокими ценами на бензин в Забайкальском крае путем запуска народной акции «Мы против золотого бензина». Один из вариантов борьбы - не заправляться на определенных АЗС в течение месяца – двух, чтобы в итоге владельцы автозаправочных станций были вынуждены снизить цены.

Когда бензин так стремительно растет на территории края, то жителям ничего не остается, как начинать принимать свои меры по борьбе с ростом цен на топливо. Тем более, что руководитель забайкальского управления Федеральной антимонопольной службы Евгений Минашкин в эфире телеканала ЗабТВ-24 дал следующее пояснение: «У нас завод-производитель находится далеко. Самый ближний – это Ангарск, Иркутская область. Расстояние до производителя – НПЗ, где изготавливается бензин, – свыше тысячи километров. Если мы возьмем НПЗ (нефтеперерабатывающий завод - прим. ред.), расположенный в Сибири, в Сибирском федеральном округе, Красноярский край, в Омске. Там, во-первых, ВИНКов больше – «Газпром нефть», «Лукойл», «Башнефть». То есть количество заводов побольше, а расстояние от НПЗ до конкретного субъекта – 200-300 километров».

Становится понятно, что в ближайшем будущем ничего не изменится, если общество само не вмешается в данный вопрос. Еще один момент, который волнует многих – цена бензина растет, а как же качество бензина в Забайкальском крае?

Один из активных населенных пунктов помимо Читы, который борется за качество и понижение цены в Забайкальском крае – это Борзя. Жители приняли решение бойкотировать АЗС после того, как за сутки бензин на ней подорожал сразу на 4 рубля. Это произошло перед Новым годом. Для того, чтобы бороться с "произволом нефтяников", автомобилисты запустили в Интернете акцию «Мы против золотого бензина». И спустя месяц акция начала давать свои плоды.

«Цены стабилизировались. Они не скачут вверх. Вчера мы заметили, что 92-й бензин упал - был 46 рублей, стал 45,50. Ну, и, естественно, качество попробовали, проверили. Что было раньше на «Нефтемаркете», и что есть сейчас – отличается», - рассказала организатор акции Екатерина Селивёрстова.

Что же можно сказать по качеству бензина. Я не эксперт, хотя делал замер октанового числа на нескольких заправках города. Но порой некоторые вещи становятся очевидными. В прошлом году средний расход на моей машине был в районе 14-15 литров летом. Да, у него турбонадув, но по документам расход у моей машины должен быть около 10-12 литров, при этом не важно в каком режиме работает автомобиль. Летом поехали на Байкал, и в Иркутске я заправлялся специально на всех заправках, при этом каждый раз начинал делать новые замеры. И чудо, что расход у моей машины стал 10.5 литров, при этом манера езды и расстояния были примерно одинаковыми, как в Чите. Условия практически не поменялись, а поменялся только бензин. После этого вернулся в Читу, заехал на одну из популярных АЗС в центре города, а не на привычную заправку, так как привык заправляться везде, и... моя машина стала "кушать" 20 литров на 100 километров. А вечером, когда стояли с друзьями, мы заметили непонятный запах, похожий на перегар. Как оказалось, он был от выхлопа моего автомобиля. После этого больше ни разу не заезжал на данную заправку. Также большинство знакомых заметили такую тенденцию, что именно АИ-98 пахнет вовсе и не бензином на этой АЗС. Кто, интересно, следил за качеством данного бензина, и откуда привезли такой «коктейль», который уж очень не понравился моему "субарику"?

 

Еще из интересных фактов. До этого я ни разу не ездил на машине на Байкал, все как-то не доходили руки, и перед поездкой я изучал вопрос - где же, все-таки, можно заправляться в Забайкальском крае. Мне советовали, чтобы я дозаправился в Улетах, так как там есть сразу 2 заправки федеральных АЗС, а после я должен был уже заправляться на территории Бурятии. Возникла немного непонятная ситуация: по дороге на самом деле находится множество АЗС, но мне мои знакомые и друзья советовали заправиться именно так. В итоге я не стал заправляться в Улетах, но рядом с Хилком понял, что мне не хватит бензина до Бурятии. И тут я увидел, как бы это правильно сказать, не забайкальскую заправку, заехал, залил там АИ-95, так как не было АИ-98. Качество оказалось нормальное. И уже после я заправился в Мухоршибири. Честно, бензина еле хватило, но я доехал: начался дождь и расход немного увеличился. Но здесь вопрос немного в другом: почему я должен думать о качестве бензина в пути? Почему просто не могу заехать на любую заправку и заправиться? А теперь представьте жителей населенных пунктов, которые вынуждены заправляться постоянно подобными коктейлями и у них нет выбора: либо заливаешь некачественный бензин в большинстве своем, либо вообще ничего не заливаешь. Не зря активисты с Борзи делают акцент, что после того, как они начали свою акцию, именно качество бензина резко выросло, то есть, качество бензина также хромает в Забайкалье.

Рост цен на бензин всегда в дальнейшем сопровождается ростом цен, в первую очередь, на продукты, то есть каждый житель Забайкальского края, в принципе, заинтересован напрямую, чтобы стоимость бензина в нашем регионе оставалась хотя бы на прежнем уровне. Очень много продукции в Забайкалье привозной, поэтому рост цен на топливо негативно повлияет на весь край. А если мы возьмем электронику, строительные и отделочные материалы и прочие товары, то, например, ремонт вашей квартиры может обойтись Вам дороже на приличную сумму.

«Каждый житель Забайкальского края должен понимать, что акция «Мы против золотого бензина» актуальна не только для автомобилистов города, это на самом деле очень серьезная проблема, которая касается всех жителей Забайкальского края. Если сейчас отток населения из края увеличился в разы, то что ждать дальше? У нас дорогое электричество, у нас дорогой бензин, в итоге у нас дорогое производство и дорогой привозной товар. Звучит немного угрожающе. Именно поэтому уже более 300 человек активно продвигают акцию в социальных сетях, чтобы донести до людей информацию до конца. Некоторые люди, которые присоединялись к нам в мессенжерах, сперва смеялись над нами, но после того, как понимали нашу идею, они, как минимум, делали репост на своей страничке информации об акции, а некоторые начали активно продвигать акцию, которая должна стать народной», - сообщили организаторы акции корреспонденту Заб.ру.

Естественно, что со временем автомобили в основном уйдут на электричество. Даже самый ярый защитник двигателей внутреннего сгорания Джереми Кларксон сказал, что за гибридами и электрокарами будущее. Сейчас и в нашем крае все чаще стали встречаться автомобили с гибридными установками: Honda Insight, Toyota Prius, несколько моделей Lexus. Видел несколько автомобилей Nissan Leaf, которые полностью работают на электричестве. У наших соседей - в Монголии - Toyota Prius  - самый популярный автомобиль, так как бензин там стоит порядка 65 рублей за литр, это цены на начало 2016 года. Некоторые компании стали презентовать электрофуры, но если прогресс легковых автомобилей уже начал касаться жителей края, то вот коммерческий транспорт пока далек от этого, поэтому стоимость бензина будет оставаться актуальной темой еще несколько десятков лет.

Какие цены сейчас на бензин по краю? Ответ на данный вопрос расположен ниже.

Прекрасно понимаю, что снизить цены на заправках практически нереально, но вот удержать их на нынешнем уровне просто необходимо для Забайкальского края. Ну, и вопрос по качеству остается открытым, так как можно сделать бензин дешевле на два рубля, при этом пострадает и качество самого продукта. Жители края в идеале должна просто заезжать на любую заправку в любой точке нашего региона, и не задумываться о том, что после нее сломается автомобиль.

Алексей Воронов