• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

И вправду золотой

Цены на отдельные виды топлива в Забайкалье традиционно одни из самых высоких по Сибири. С этим жители края вынужденно смирились, но с дальнейшим ростом цен на бензин уже мириться не намерены. Доведённые до ручки, сотни забайкальцев объединились в сообщество «Мы против золотого бензина!» и объявили бойкот заправочным станциям определённых компаний. Есть ли в этом смысл – попробуем разобраться.

Во всём виноваты налоги?

В конце 2017 года автолюбители столкнулись с резким ростом цен на топливо. И если в Чите этот рост был не кардинальным, то в ряде районов края бензин подорожал на 2-3 рубля. Данная ситуация не осталась без внимания депутатов Законодательного собрания Забайкальского края, которые обратились в региональный УФАС с просьбой провести проверку. Глава краевого ведомства Евгений Минашкин официальные итоги своей работы в данном направлении озвучивать не спешит, однако в комментарии телеканалу «ЗабТВ-24» он, как и прежде, пояснил, что причины высоких цен стоит искать в географическом положении региона.

– У нас завод-производитель находится далеко. Самый ближний – это Ангарск, Иркутская область. Расстояние до производителя – НПЗ – там, где изготавливается бензин – свыше тысячи километров. Если мы возьмём НПЗ, расположенный в Сибири, в Сибирском федеральном округе, то он есть в Красноярском крае, в Омске. Там, во-первых, ВИНКов (вертикально интегрированных нефтяных компаний – авт.) больше – «Газпром нефть», «Лукойл», «Башнефть». То есть количество заводов побольше, а расстояние от НПЗ до конкретного субъекта – 200-300 километров, – уверяет руководитель УФАС России по Забайкальскому краю Евгений Минашкин.

Но пока заводы к Забайкалью ближе не становятся, цены продолжают расти. Только за прошлую неделю, по данным ИА «Восток-Телеинформ», в Чите литр бензина марки АИ-92 вырос в цене на 1,2% или 46 копеек, что больше, чем в соседних Улан-Удэ и Иркутске, на 34 и 43 копейки соответственно. И пока краевое УФАС не говорит публично, обоснован ли этот рост, свою версию 22 января озвучило федеральное ведомство, которое попыталось разъяснить причины увеличения цен на нефтепродукты в стране. ФАС России пришла к выводу, что около 65% от конечной цены автомобильного топлива составляют налоги. Так, например, за последние 3 года значительно поднялся налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): с 2015 года — на 55,4 процента, с 2016-го — на 11,8, с 2017 года — на 7,2. С 1 января 2018-го случилось сходное прошлогоднему повышение НДПИ.

Кроме того, не будем забывать об одобренном в прошлом году Советом Федерации законопроекте о повышении акциза на бензин. Согласно закону, в 2018 году цены на топливо будут повышаться в два этапа. С 1 января и с 1 июля акциз будет расти на 50 копеек за литр. Бюджет страны от этого, по оценкам, пополнится на 55-60 миллиардов рублей, которые пойдут, в частности, на строительство трассы «Таврида» в Крыму.

Не исключено, что производители топлива могут воспользоваться ситуацией и «под шумок» повысить цены больше, чем того потребует увеличение акциза. Вот за этим-то и должна следить Федеральная антимонопольная служба и проверять продавцов на возможные нарушения. Но пока кроме констатации фактов мы – обычные потребители – ничего не услышали.

Народными руками

Наверное, поэтому сильное недопонимание подтолкнуло забайкальцев на более активные действия. Не сильно вдаваясь в политику и экономические ходы государства, люди решили бороться с конечным продавцом. Говорят, в нашем крае всё началось с Борзи, где, по словам местных жителей, цены на бензин подскочили на 4 рубля за сутки. В Сети появилась группа «Мы против золотого бензина!», и одновременно с этим началась одноимённая акция.

– В Борзинском районе у нас очень большие цены – за литр 46 рублей. Вы представляете? Я уехал в Читу, он был 42 рубля, а когда приехал обратно, он стал 46 рублей. Я был в шоке, это произошло буквально за 1 день. Люди начали возмущаться, протестовать, и мы создали группу, – поделился в эфире «ЗабТВ-24» организатор акции «Мы против золотого бензина!» Руслан Алиев.

Суть акции проста. Из двух имеющихся на рынке района компаний – «Нефтемаркет» и «Комфорт» – автомобилисты просто решили бойкотировать первую. И это, как ни странно, принесло результат. «Нефтемаркет» цену снизил, но вот надолго ли?

Аналогичная акция позже стартовала и в Чите. Бойкот решено было объявить трём крупным компаниям. Участникам акции рекомендовано в определённый период не заправляться на тех или иных заправках, чтобы там почувствовали спад покупательской активности и задумались над снижением цены на бензин и дизтопливо.

– Всем водителям! Отличная идея, как бороться с ценами на бензин. Цены на топливо стремительно растут, ещё немного и мы увидим 50-60 рублей за литр, а может быть и больше. В Европе водители пытались бороться с ценами акцией «Не покупай топливо один день», которая прошла несколько месяцев назад. Производители топлива лишь посмеялись над этим, понимая, что долго продолжаться это не может: последствия для автовладельцев окажутся более пагубными, чем для них.

Но на основе этой акции возникла идея новой, куда более эффективной. Когда цены продолжают расти с такой удручающей стабильностью – мы должны принимать меры. Чтобы сделать это без каких-либо неудобств для себя, возникла такая идея: в течение двух месяцев не покупаем бензин и дизельное топливо на заправке крупнейшего поставщика региона. Допустим, это «Роснефть». Если топливо не будут покупать долгий период – продавец будет вынужден снижать цены. Когда они снизят цены – другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое, – написала в группе «Мы против золотого бензина!» в соцсети «ВКонтакте» пользователь Екатерина Сидорова.

Достаточно сложно дать оценку тому, насколько эффективно сейчас работает данная акция в Чите, так как владельцы заправок вряд ли озвучат реальную информацию по данному поводу. Но уже точно известно, что акция приобрела статус «народной» и теперь запущена в других городах России, например, в соседнем с нами Иркутске.

Мнение людей в Интернете по поводу действенности данного мероприятия сильно разделились. Кто-то считает, что это единственный способ указать власти на проблему, которая набирает обороты и не думает останавливаться в своём развитии. Кто-то уверен, что акция для крупных производителей пройдёт незаметно.

– Ни одна такая акция, а их было немало, не привела к снижению цены на топливо ни на копейку. Бойкот со стороны нескольких человек, даже нескольких сотен для сетевых АЗС, а тем более для ВИНК – слону дробина. Бойкоты эти нужны прежде всего организаторам для зарабатывания авторитета людей, способных мобилизовать массы. Во-вторых, могут быть нужны другим участникам рынка, которые заинтересованы в том, чтобы потрепать имя конкурента, подгадить его репутацию. Но только репутацию, потому что доход конкурента от таких акций – смотри выше – никак не пострадает, – написал один из забайкальских пользователей в соцсети Facebook.

Возможно оно и так, и обычным людям вряд ли удастся вмешаться в замысел сильных мира сего. Ведь и правда акции не помогут снизить акциз, снизить налоги и уменьшить цену на иные составляющие, которые формируют цену топлива. Государство сегодня очень нуждается в деньгах, и оно готово изыскать их любыми способами. Поэтому цены на бензин неизбежно будут расти, а бойкот, как это случилось в Борзе, может лишь точечно влиять на ситуацию, при этом не на длительный срок. Но это не значит, что нужно смириться. Людям, в том числе через своих представителей во власти (депутатов), нужно требовать, чтобы контролирующие органы не сидели на месте, чтобы они отчитывались о проделанной работе, чтобы мы точно знали причины роста, их обоснованность и установленные пределы. Но пока в Забайкалье в ответ мы слышим тишину, а ропот только в социальных сетях и на небольших собраниях автолюбителей, где идут жаркие дискуссии о «золотом» бензине. Поэтому только и остаётся смотреть на статистику и каждую неделю поражаться неудержимо скачущим процентам. Может быть, пора уже остановиться?