Размышления у заправочного пистолета

 

 

Ценники на читинских заправках под занавес осени -2012 подобны окошку электросчетчика. Рост цен в большую сторону медленный, но неумолимый. Еще пару недель назад самый ходовой 92-й бензин отпускался по 29 рублей за литр. Потом цены подскочили до 29,5-30 рублей. Сейчас литр АИ-92 уже редко где можно купить дешевле 31 рубля.

Что происходит на топливном рынке России и Забайкалья и каких неприятных сюрпризов можно ждать в 2013 году? В этом «Эффект» разбирался вместе с экспертами, по долгу службы под разными углами зрения наблюдающими за рынком ГСМ.

Где самый дорогой бензин?

НАЧНЕМ с развенчания популярного в обществе убеждения. В Забайкалье цены на ГСМ действительно одни из самых высоких в стране, а по ноябрьскому отчету комитета статистики Новосибирской области мы заняли «почетное» первое место по СибФО. Но самый дорогой бензин в России далеко не у нас (хоть что-то радует. – А.Б.). Заметно дороже, чем у нас, топливо продается в Якутии, на Чукотке, Камчатке, а также в Магаданской области. Причина этого, как не трудно догадаться, весьма объективная. Из-за географической отдаленности стоимость любого завезенного туда товара и продукта становится поистине золотой.

- К нам бензин везут либо из Ангарска, либо из Комсомольска-на-Амуре, ближе нефтеперерабатывающих заводов просто нет. Мы находимся как раз посередине, из Читы, что туда, что туда, одинаково далеко. К Бурятии Ангарский НПЗ все же почти на 700 километров ближе. Вроде, немного, но на цены уже не может не отражаться. Добавьте к этому очень большую площадь региона и низкую плотность населения. Бензин должен попасть не только в Читу, но и в массу поселков и сел. Эту-то часть транспортировки тоже надо учитывать, а автомобильные перевозки у нас более затратные, чем железнодорожные, - делится выкладками и наблюдениями с «Эффектом» экономист Евгений КАСЬЯНОВ.

Вторым фактором, который также помогает Бурятии объективно находиться в более выигрышном положении, это раздел сфер влияний. Исторически сложилось так, что компания «Бурятнефтепродукт» - главный поставщик топлива к соседям, одновременно является и владельцем самой крупной сети АЗС. На практике это значит, что БНП торгует в розницу бензином, который покупает у самой же себя. Это позволяет экономить на накладных расходах и комиссии для посредников и позволяет отпускать бензин по более низким ценам.

Главным поставщиком ГСМ в Забайкальский край является 7-й филиал компании «Роснефть-Востокнефтепродукт», штаб-квартира которого находится в Хабаровске. Своя розничная сеть АЗС у него весьма скромная, а значит основной поток топлива будет уходить, далеко не по внутренним ценам, на заправки сторонних операторов.

На заправке

СПУСКАТЬ всех собак на владельцев АЗС тоже было бы не совсем правильно. Исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко в интервью сайту «Современная АЗС» называет достаточной долей рентабельности для нормального ведения топливного бизнеса «4-6 процентов чистой прибыли». В сегодняшних реалиях, по словам владельцев АЗС, о таких показателях они могут лишь мечтать.

- По большинству видов ГСМ прибыль заправки составляет рубль, максимум полтора с одного литра топлива. В масштабах всей страны это еще не самые плохие показатели. В западных регионах прибыль в 50-70 копеек с литра – это нормальная практика, - говорит президент Забайкальской топливной ассоциации Андрей ВЕДЕРНИКОВ.

Сказанное им полностью подтверждает независимый источник информации, к продаже бензина отношения не имеющий.

- Да, действительно. По большинству видов ГСМ максимальная маржа наших топливных компаний составляет не более 3-4 процентов, - говорит руководитель Забайкальского управления Федеральной антимонопольной службы Евгений МИНАШКИН.

Теперь коротко о главном. Костеря за постоянно растущие цены владельцев АЗС и региональные власти, необходимо, даже не помнить, а знать, что в стоимость литра бензина сегодня заложено 60-70 процентов налогов, главным образом федеральных. И их государство только поднимает и вводит новые. С 1 января, например, все владельцы АЗС в обязательном порядке должны застраховать ответственность как владельцы опасных объектов.

- Остающимися от столь жесткой фискальной составляющей 30 процентами, в которые вбиты все остальные затраты, цены удержать просто невозможно, а значит, бензин будет дорожать и дальше. И причиной этому, как мы видим, главным образом государственная политика, а не ценовой произвол конкретной АЗС, - считает Евгений КАСЬЯНОВ.

Выход собеседник «Эффекта» видит только в изменении государственной налоговой системы. Без введения разной налоговой шкалы для разных регионов России, убежден Касьянов. По его словам, власти Забайкалья должны биться именно над изменением отношения к региону на федеральном уровне, а никак не над тем, чтобы административными методами удерживать цены на конкретной заправке.

Планы на будущее

ТО, ЧТО рост цен на бензин в ближайшее время не остановится, понятно абсолютно всем. Объективных факторов для перелома ситуации пока не наблюдается.

- Добыча нефти все более дорожает, цены на нефть в мире продолжают расти, и соответственно все будет расти. Постепенно, медленно, но верно. Так же и инфляция, – считает МИНАШКИН.

Никаких полномочий для сдерживания цен на топливо у государства нет. Именно поэтому Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой принятия законопроекта, оговаривающего оборот нефтепродуктов. Предложено разделить оптовую и розничную торговлю. Сейчас вертикально интегрированные компании (ВИНКи) занимаются всем и делают, что хотят, продавая своим дочерним предприятиям по одной цене, на сторону - по другой.

Пока же, по мнению экспертов, топливный рынок ждет новая волна кризиса, в результате которого бензин в Забайкалье может подорожать сразу на 20 процентов.

- Точных прогнозов дать не могу. Cейчас очевидно, что в розничном сегменте топлива цены будут расти быстрее, чем в оптовом. Розница просто вынуждена в кратчайшие сроки минимизировать все накопленные издержки. В противном случае топливный бизнес для предпринимателей может стать неинтересным и люди могут начать покидать его. Тогда возникнет дефицит, а это пострашнее, чем любой рост цен, - считает Андрей ВЕДЕРНИКОВ.

По словам главы Забайкальской топливной ассоциации, некоторые операторы АЗС уже начали торговать топливными талонами на 92-й бензин (гарантия на приобретение определенной партии бензина в течение года. — А.Б.) уже по 33,5 рубля за литр. Это значит, что дешевле этой цифры бензин продаваться уже не будет. А вот дороже — вполне возможно...

Алексей БУДЬКО