Забайкальское УФАС: У нас нет юрвозможностей заставлять бизнес снижать цены на продукты

Руководитель забайкальского управления Федеральной антимонопольной службы Евгений Минашкин 11 февраля пояснил журналистам, что при действующем законодательстве управление не имеет юридических возможностей снижать подскочившие цены на продукты.

«Когда руководство страны говорило, что мы будем бороться с ростом цен, в том числе антимонопольными мерами, многие восприняли эти слова слишком буквально. Они подумали, что ФАС получил поручение, открыл горячую линию, а после жалобы на рост цены на какой-то продукт в конкретном магазине наше управление оштрафует предпринимателя, и цена вернётся на прежний уровень. Хочу с одной стороны всех огорчить, с другой – констатировать факт, что мы действуем в рамках, установленных федеральным законом. Законодательство предусматривает регулирование цен, но регулирование цен на продукты и на ГСМ не установлено. Нет документов, которые устанавливают цену на определённый товар. Она складывается рынком, путём спроса и предложения. Это сложный механизм, но с ним живёт весь мир. Во времена СССР был другой подход, была плановая экономика, сейчас рыночная», — заявил Минашкин на пресс-конференции.

Он также добавил, что антимонопольное регулирование может быть эффективным, только тогда, когда есть крупный хозсубъект, работающий либо на рынке продажи, к примеру, торговая сеть, либо на рынке производства: «Он должен занимать от 35% и выше от всего рынка, все кто ниже – это конкурентная среда. За доминантой ведётся отдельное наблюдение, на неё может оказывать антимонопольное давление за злоупотребление положением. У нас же в Забайкалье нет доминантных хозсубъектов ни на рынке производства, ни на рынке продажи. В Чите та же ситуация, скажем ни одна торговая сеть не занимает более 20% рынка».

При этом Минашкин отметил, что в российском законодательстве существует закон, который предусматривает регулирование цен, но к нему пока не обращались: «Условно назовём его закон о торговле. Принят он ещё в 2009 году. Им установлено, что правительство РФ может установить предельно допустимые цены на определённый перечень социально-значимых продуктов питания, которые определены законом, если рост цены за месяц на весь перечень или какой-то конкретный продукт составит 30 и более процентов. Это в нормативной базе есть. Отмечу, что в России все мониторинги, которые ведутся с августа, показывали, что цены на ряд продуктов из перечня увеличились на 30 и более процентов, но пока соответствующего решения принято не было».